Новый «Иван Васильевич» стал бенефисом для рожденных в СССР

Создателям удалось воссоздать атмосферу советского кинохита

В новогоднюю ночь на телеканале ТНТ зритель увидел премьеру новогодней комедии «Иван Васильевич меняет все». Авторы замахнулись на культовый советский фильм, дотошно воспроизводя все детали, хотя, как показывает опыт, такие эксперименты всегда получаются неудачными. Достаточно вспомнить римейки «Кавказской пленницы» и «Иронии судьбы».

Создателям удалось воссоздать атмосферу советского кинохита
постер фильма

Но в этом случае создателям удалось воссоздать атмосферу советского кинохита. И, несмотря на некоторые провалы сюжета, это лучшее телешоу из всего, что было представлено на российском ТВ в Новый год.

Конечно, создатели многое не докрутили и не дотянули, что, скорее всего, можно объяснить новогодней спешкой. А если учесть, что перед выходом картины пришлось перемонтировать две сцены – с Филипом Киркоровым и Анной Асти, попавших в опалу из-за участия в «Голой вечеринке» Насти Ивлеевой, то понятно, почему выступления заменивших их Сергея Лазарева и Клавы Коки кажутся отдельно вставленными в фильм клипами. Но авторы умудрились обыграть и это обрезание: перед началом ленты Шурик получает на телефон сообщение, что приглашен на вечеринку Ивлеевой.

- Ужас, - говорит Шурик, и, в общем-то, это выглядит и смешно, и извинительно за все, что в ленте может быть не так.   

Но все равно халтурой фильм не назовешь, потому что все, кто принял участие в сьемках, даже в эпизодических ролях, справились с задачей весьма достойно. Есть очень много актерских и режиссерских находок, реально смешных шуток как на основе советской действительности, так и нашего времени. Так что создателям нового «Ивана Васильевича» надо отдать должное.

А вообще, и режиссеры, и сценаристы, и масса комедийных актеров, возможно, этого не понимая, создали бенефис для последнего поколения рожденных в СССР. В нем масса культовых фишек для тех, кто рос и сформировался с конца 80-x и до начала двухтысячных. Молодежных приколов, как и молодых артистов, в фильме тоже много, но этому поколению вряд ли будут понятны идеи, которыми жили создатели кино. Чего только стоит сцена из 90-х, где оказываются Шурик и Иван Грозный. Здесь отыгрывается столько ностальгических вещей, что у тех, кто справил сорокалетие, сердце замирает. И дело даже не в том, что авторы иронично воссоздают атмосферу того времени, где на рынке торгуют псевдобрендовыми вещами, а рэкетиры даже из театрального бизнеса делят сферы влияния перестрелками. И группа сильно постаревших «Иванушек» вполне вписывается в образы бандюганов в малиновых пиджаках и кожаных плащах.

Главное, что создателям удалось воспроизвести культовые тренды, на которых росло последнее советское поколение. У зрителя из этого племени екнет сердце не только по фильмам «Бригада» и «Бумер», но и при намеках на «Криминальное чтиво», сцену из «Отчаянных», где нет равных молодому Антонио Бандерасу. Красиво сделан и выход к фильму «Убить Билла», где Уму Турман пародирует Марина Кравец под песню «Ума Турман», которую поет группа «Ума2рман».

С радостью зритель узнает героев трилогии «Назад в будущее», причем не только Макфлая и сумасшедшего профессора, в которых неожиданно перевоплощаются Шурик и Иван Грозный, но и ученых, только не иранских, а из Сколково, которых сыграли и спели братья Гаязовы. И даже местность, откуда улетает машина времени, превратившаяся в малиновую «Ладу», с точностью воспроизводит эпизод из фильма Роберта Земекиса. А в конце ленты даже появится Алиса, правда, без миелофона, но с лекцией про временной континуум. Так что этот фильм придется по сердцу тем, кому 40+, и вряд ли зацепит тех, кто старше 65 или моложе сорокалетней отметки.

Хочется отметить игру бывшего кэвэнщика, а ныне звезды «Однажды в России» Максима Киселева. Вот он сумел если не переиграть Савелия Крамарова в советской версии, то очень достойно повторить образ советского актера. Иногда даже на какой-то момент забываешь, что играет не Крамаров. А вот остальные дублеры советских актеров выглядят бледновато. Тимур Батрутдинов как ни старается грозно сдвигать брови - Грозный из него так себе. Да и Максим Лагашкин, которому так хорошо удавались роли сериальных брутальных мужчин, как дублер Жоржа Милославского, сыгранного Леонидом Куравлевым, смотрится зажатым, несмотря на свои типичные приговорки. Хотя, может, авторы так и задумывали, чтобы в этом персонаже зритель видел привычного по многочисленным сериалам Лагашкина, а вовсе не Куравлева. Да и Гарик Мартиросян в образе профессора Шпакяна не дотягивает до харизматичности оригинала. Сергею Светлакову в этом кино дали бессловесную роль продавца-спекулянта, но, думается, что и со словами он вряд ли бы проявил драматическую актерскую игру. Даже Марина Кравец, которая в гриме оказалась один в один Наталья Селезнева, все-таки не играет свою роль. Справилась с эпизодическим появлением в фильме Марина Федункив, но, как она сама признается, она «та еще актриса».

Особняком стоит только роль режиссера Якина, которую сыграл Павел Деревянко. Но, в отличие от комедийных коллег, снявшихся с Деревянко в этой картине, Павел все-таки реальный актер, а не кавээнщик и стендапер. Но глупо пенять на это комикам, сыгравшим в картине – зритель хотел увидеть именно своих любимых героев, а не неизвестных актеров, зато изучивших систему Станиславского.     

Еще Демис Карибидис в роли Шурика хорош и, по сути, переиграл Шурика советского - тому явно не хватало индивидуальности. У советских сценаристов Шурик был прописан очень схематично, наверное, потому что индивидуальностей и так хватало даже для эпизодических ролей.

Кстати, насчет ролей второго плана, которые и вправду могут сделать главными настоящие актеры.

Вот Ольга Бузова такая же актриса, как и певица - она старательно воспроизводит реплики супруги управдома из советского фильма, но, в отличие от Натальи Крачковской, не запоминается никак. Из хорошо исполненного - только бег по лестнице в убыстренном темпе, что не заслуга Бузовой-актрисы. Совсем потерялась в шабаше, устроенном в царских палатах, такая мощная комедийная фигура, как Ольга Картункова, по задумке авторов должная стать корпулентной царицей, вызывающей смех. Но то ли Ольге не дали раскрыться, то ли плохо сработали режиссеры, но сцена, как героиня Картунковой соблазняет героя Лагашкина, напряженная и не смешная от слова совсем. Очень жаль, что создатели фильма отказались от своей версии песни «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Зритель ждал, что снова увидит знаменитую сцену «Танцуютвсе!». Интересно, что у советских создателей «Ивана Васильевича» намного лучше, ироничнее и интеллигентнее удалась сцена банкета в царских палатах. В новых реалиях происходит какой-то неприглядный шабаш. Но это из серии - хотели как лучше, а получилось как всегда. Ведь авторы признаются, что делали «хулиганскую комедию», ну и в некоторых местах, похоже, «перехулиганили».

Из главных минусов - неприкрытая реклама, которую назвать продакт-плейсментом язык не поворачивается. Один из мясокомбинатов явно отвалил столько денег, что создатели не стесняются показывать, кому они продались. Если другие спонсоры мелькают в кадре изредка и обыгрываются шутками, как доставщик известной марки пиццы, испугавшийся в лифте Ивана Грозного, то мясокомбинат присутствует везде. Колбасу этого производителя даже не едят, а жрут герои, приговаривая название колбасного изделия, поглощают на бутербродах и без них, колбаса красуется на уличном баннере, колбаса сопровождает персонажей на протяжении всего действа, которое имеет не только локации, известные по советской картине, но и совершенно новые. Например, Шурик и Иван Васильевич попадают во Францию времен Людовика. И тут создается впечатление, что певцы сами оплачивали создание себе клипов, которые вставлялись в фильм. Богатый Лазарев и Клава Кока, например, заплатили и появляются в шикарных декорациях, а бедный Шура - нет. Поэтому Шура успевает спеть лишь строчку из своей песни.

Не совсем понятна мысль авторов, которые старательно и до мелочей воспроизводят весь антураж советского фильма, включая телефоны-автоматы, милицейскую форму, магазины радиотоваров и старомодную одежду героев, но при этом здесь появляется умная колонка из наших реалий. Возможно, поначалу они хотели перенести старый сюжет полностью в наше время, но потом передумали в угоду сохранению узнаваемых декораций. Но зато им удалось заинтриговать зрителя – с первых кадров публика, знающая первого «Ивана Васильевича» наизусть, замирает, сравнивая в деталях старое кино и новое. 

Кто-то скажет, что этот китч очень далек от киноклассики и создатели не сумели вложить в него хоть какую-то умную мысль и мораль. Но, надо сказать, что у авторов такой задачи и не стояло. Они хотели развлечь уставшее от стрессовой ситуации и гламурных новогодних огоньков население, и у них это получилось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру