Светские итоги 2023-го: триумф Ахметшиной, новый статус Земфиры* и лучшая песня Шевчука

В начале года мы традиционно вспоминаем самые яркие события в культурной жизни Уфы

Рассказываем, чем отличились знаменитые уроженцы Башкирии и гастролёры в минувшем году.

В начале года мы традиционно вспоминаем самые яркие события в культурной жизни Уфы
архив мк

Фестивали года

 

Больше всего минувший год порадовал поклонников классического искусства. Они смогли посетить сразу несколько фестивалей с участием самых выдающихся отечественных музыкантов. В феврале в рамках всероссийских филармонических сезонов прошёл VI фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...". В этот раз фестивальная программа не ограничилась одной Уфой - завершился праздник классической музыки концертом в Салавате, где Национальный филармонический оркестр России под управлением маэстро Спивакова не выступал шесть лет. Выбор именно Салавата объясняется тем, что в этом городе есть единственная в России школа имени Владимира Спивакова, которую маэстро посетил накануне выступления и пообщался с юными музыкантами.

В мае в Уфе впервые прошёл фестиваль "Диалог поколений" Дениса Мацуева, который прежде выступал в башкирской столице только с сольными программами. Четыре концерта, в трёх из которых принимал участие сам знаменитый пианист, собрали на одной сцене самых ярких российских музыкантов - лауреатов и победителей международных конкурсов и совсем юных дарований. Участники фестиваля представили разнообразную программу - от классики до джаза, но особое внимание, как и на фестивале Владимира Спивакова, было уделено музыке Сергея Рахманинова, чьё 150-летие широко отмечалось в прошлом году.

Национальный симфонический оркестр Башкирии, выступавший на фестивале Дениса Мацуева, тоже провёл несколько масштабных фестивалей. В июле стартовал первый "Летний фестиваль", в программе которого было несколько премьер, в том числе редко исполняемых произведений Густава Холста и Мориса Равеля, а в декабре меломаны уже в пятый раз встречали "Зимний фестиваль" с участием известных российских музыкантов.

Наконец, в июне Уфа в седьмой раз принимала фестиваль "Сердце Евразии", традиционно пользующийся популярностью у горожан и гостей башкирской столицы. За три фестивальные дня выступление артистов посмотрели порядка 100 тысяч зрителей. Конечно, в истории фестиваля есть и более впечатляющие цифры: например, в 2019 году только одна группа "БИ-2" собрала порядка 70 тысяч зрителей. Но тем не менее фестиваль "Сердце Евразии" стал самым массовым фестивалем года. И не только по количеству зрителей - в нём приняли участие 1300 артистов из регионов России и Беларуси, в том числе лауреаты разных лет фестиваля "Славянский базар" в Витебске - ансамбль "Песняры", Таисия Повалий, Евгений Гор, Руслан Алехно. Хедлайнерами "Сердца Евразии" стали Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. В заключительный день фестиваля также выступили аккордеонист-виртуоз Пётр Дранга и победительница телевизионного проекта "Большая опера" канала "Культура" Вероника Джиоева.

 

Гастроли года

 

В апреле в рамках федерального проекта "Большие гастроли" знаменитый Театра Вахтангова показал в Уфе сразу шесть спектаклей. Поскольку театр до этого приезжал в Уфу шесть лет назад, спектакли пользовались ажиотажным спросом: практически везде были аншлаги. Самыми востребованными оказались два спектакля: "Война и мир" по роману Толстого в постановке экс-худрука театра, культового литовского режиссёра Римаса Туминаса, с известными артистами в главных ролях - Ириной Купченко, Людмилой Максаковой, Евгением Князевым. С не меньшим успехом "вахтанговцы" отыграли водевиль "Мадемуазель Нитуш", где блистала Мария Аронова. Поскольку гастроли проходили сразу на двух площадках - в Русском драмтеатре и татарском театре "Нур", причём каждый спектакль шёл по два дня, при желании можно было посмотреть всё.

В мае на гастроли приехал другой знаменитый московский театр - "Сатирикон" Константина Райкина. Хотя худрук театра бывал в Уфе неоднократно, но сам театр приехал в Уфу впервые, что тоже вызвало ажиотажный спрос на билеты. Москвичи показали один из лучших спектаклей последних лет - "Плутни Скапена" по комедии Мольера в постановке Райкина, а также моноспектакль худрука, который он прежде показывал в башкирской столице несколько раз. Тем не менее постановка "Своим голосом", где звучали стихи любимых поэтов артиста, вновь собрал аншлаг.

 

Певица года

 

Минувший год стал для российской меццо-сопрано из Башкирии Айгуль Ахметшиной одним из самых удачных за всю её семилетнюю карьеру на мировой оперной сцене. В то время, когда знаменитые оперные театры один за другим расторгают контракты со многими российскими певцами и музыкантами, Айгуль Ахметшину везде ждут с распростёртыми объятиями. При этом от неё не требуют никаких политических высказываний и осуждений действий России на Украине, как от той же Анны Нетребко. Это даже в голову никому не приходит, тем более что у Айгуль нет никаких званий на родине, она никогда не принимала участие ни в каких правительственных концертах, да и вообще в России она не была уже три года. Сначала визиты на родину откладывались из-за пандемийных ограничений, а сейчас - из-за слишком плотного графика артистки, который расписан аж до 2031 года. Феноменальный талант россиянки оценили не только меломаны разных стран, но и профессионалы. В ноябре Айгуль стала победительницей в номинации "Певица года" престижного международного конкурса International Opera Awards. В августе певица дебютировала на Зальцбургском фестивале в опере "Капулетти и Монтекки" Беллини, а завершила год, исполняя свою коронную партию - Кармен в новой постановке Metropolitan Opera в Нью-Йорке.

 

Песни года

 

Композиция "Чайковский" из совместного альбома Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова "Волки в тире", вышедшего в июле, заняла первое место в итоговом хит-параде "Чартова дюжина" на "Нашем радио" и стала первым победителем одноимённой премии. "Чайковский" с небольшими цитатами из "Лебединого озера" и "Щелкунчика" - самая оптимистичная композиция из девяти песен довольно депрессивного и мрачного альбома. В отличие от остальных антивоенных и философских песен "Чайковский" - это лирическая песня о любви. Герой обращается к своей любимой женщине, с которой они вообще-то очень разные: "у тебя есть Чайковский, я - с боксёрским мешком", но тем не менее он признаётся - "без тебя не могу". А в жизнеутверждающем припеве звучит: "Как после шторма корабли, не сдался я, но на мели". Выплыть из финансовой ямы рок-ветерану и его команде помогли преданные фанаты, собрав на выпуск альбома "Творчество в пустоте. Часть 2" более 15 миллионов рублей.

Ещё одна песня под странным названием РОDNHA Земфиры*, вышедшая в марте, привлекла большое внимание на родине певицы. Песня стала ответом артистки на присвоенный ей в феврале минюстом статус иноагента. Земфира* называет Россию "заболевшей, поредевшей, онемевшей", а себя "улетевшей, растерянной птицей", которую хотят заставить "родину любить". Хотя возвращаться домой певица, судя по всему, пока не собирается, тем не менее в мае она попыталась через суд оспорить статус иноагента, но у неё ничего не вышло. Певице напомнили, что она открыто выражала поддержку Украине на своих концертах в "недружественных странах". К тому же она не размахивала флагами Незалежной во время последнего европейского тура, а на первом концерте в Лимасоле даже запретила пускать зрителей с украинскими флагами. Но вот в Лондоне, заметив в зале парня с сине-жёлтым полотнищем, пригласила его на сцену, что не оставило никаких сомнений на чьей именно она стороне в конфликте Украины и России.

 

Премьера года

 

Самой громкой премьерой года, безусловно, стал балет-фантазия "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь", премьеру которого Башкирский театр оперы и балета представил в конце ноября. Спектакль, приуроченный к двойному юбилею - Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина - вызвал небывалый ажиотаж. Даже многие журналисты не смогли попасть на премьеру, а смотрели постановку только на генеральной репетиции. Спектакль получился многогранным: в него были включены вокальные номера в исполнении худрука театра, баса Аскара Абдразакова, который исполнил роль Федора Шаляпина, задействован хор и солист за роялем, ведь Рахманинов был не только гениальным композитором, но и одним из величайших пианистов. За музыкальную часть отвечал дирижёр-постановщик Феликс Коробов, главный дирижёр Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, хореографию ставил солист питерского Театра балета Эйфмана Олег Габышев, а художник-постановщик Иван Складчиков, кроме создания декораций и костюмов, написал либретто спектакля. Собственно, идея необычной постановки принадлежит именно Ивану Складчикову, который вынашивал эту историю долгих шесть лет.

 

Аншлаг года

 

Полными залами в ушедшем году могли похвастаться многие артисты - от итальянского тенора Алессандро Сафины, выступавшего в ГКЗ "Башкортостан", до главного патриота отечественного шоу-бизнеса Ярослава Дронова: SHAMAN дал концерт во Дворце молодёжи. Но никто из гастролёров не может похвастаться таким невероятным успехом, который выпал на долю стендап-комика Павла Воли, в мае собравшего аншлаг в восьмитысячном ледовом дворце "Уфа-Арена". Самое поразительное, что сделал это "гламурный подонок", как часто называют резидента Comedy Club, в одиночку. Зрителей не отпугнули даже довольно дорогие билеты, цена которых доходила до десяти тысяч рублей, причём их-то и раскупили в первую очередь. Кстати, в Уфе Воля побил свой собственный рекорд, который установил в начале года на концерте в Санкт-Петербурге, собрав семь с половиной тысяч зрителей. Тогда он даже попал в Книгу рекордов России за самый большой по количеству зрителей сольный стендап. Но в Уфе, с полностью забитыми трибунами и устроенном на поле партером, зрителей однозначно было больше.

 

Награды года

 

В 2023 году ведущий солист Башоперы Ильгам Валиев был удостоен звания "народный артист Республики Башкортостан". Уфимские меломаны искренне порадовались за талантливого артиста, считая, что со званием несколько подзадержались. Ведь 48-летний тенор является солистом Башоперы с 2002 года, он исполняет главные партии в операх "Салават Юлаев", "Фауст", "Риголетто", "Искатели жемчуга", "Сельская честь" и многих других. К тому же артист имеет специальную премию жюри фестиваля "Золотая маска" и национальную оперную премию "Онегин". Кстати, народным артистом Татарстана Ильгам Валиев стал ещё в 2021 году.

Народными артистами Башкортостана также стали скрипач оркестра Башкирского театра оперы и балета Алексей Воронин и выдающийся российский пианист, народный артист России, профессор кафедры фортепиано Московской консерватории им. Чайковского Владимир Овчинников. 65-летний уроженец башкирского Белебея Владимир Овчинников также стал членом Совета при главе РБ по вопросам развития культуры и искусства.

В ноябре солист московского музыкального театра "Геликон-опера" Игорь Морозов, который также является приглашённым солистом Башоперы, получил награду в номинации "Гость" премии "Онегин" за исполнение титульный партии в опере "Садко" Римского-Корсакова. Премьера постановки Башкирского театра оперы и балета состоялась в 2022 году, а в сентябре 2023 года оперу показали на исторической сцене Большого театра.

В декабре Госоркестр Башкирии одержал победу в трёх основных номинациях первой премии оркестровых программ "440 герц". Победу в номинации "Событие" оркестру принесло исполнение Восьмой симфонии Антона Брукнера под управлением Дмитрия Крюкова. Первая скрипка оркестра Ильшат Муслимов победил в номинации "Концертмейстер" за "вклад в творческий рост оркестра" и исполнение сольной партии в симфонической сюите "Шехеразада" Римского-Корсакова. Третьей наградой стала победа в номинации "Солисты", которую башкирские музыканты разделили с коллегами Новосибирского симфонического оркестра.

 

Отмены года

 

Несомненно, рекордсменом по отмене концертов в минувшем году стала группа "ДДТ". В феврале "не неопределённый срок и по независящим от группы причинам", как было сказано на официальном сайте "ДДТ", были отменены концерты в Челябинске, Магнитогорске и Оренбурге, в мае - в Санкт-Петербурге, в июне - в Москве, а в августе - в Ростове-на-Дону. Несмотря на то, что во многих городах концерты группы ждут уже более трёх лет, с начала пандемии, многие фанаты не спешат сдавать билеты в надежде, что рано или поздно им всё-таки удастся услышать вживую любимую группу. В отсутствии возможности выступать на родине, "дэдэтэшники" намеревались в октябре дать серию концертов за рубежом - в Белграде Лимасоле и Тель-Авиве. Но, к сожалению, у бессменного фронтмена группы, 66-летнего Юрия Шевчука, случился инфаркт - и концерты вновь пришлось отменить. Концерт в Белграде перенесли на январь 2024-го, а по двум другим городам даты проведения пока неизвестны.

Ещё одна громкая отмена произошла в декабре - Земфира* явно переоценила свои возможности, завысив цены на билеты на концерт в Дубае, где собиралась хорошо заработать перед новогодними праздниками. Гонорар в 300 тысяч долларов певице выплатили, но концерт пришлось отменить. Желающих услышать певицу вживую за нереально дорогие билеты, с VIP-местами стоимостью больше трети миллиона рублей, не набралось и половины зала. Даже обещанные угощения - дорогое шампанское, крабы и лобстеры - не помогли. В итоге концерт отменили, но деньги зрителям не вернули - они изначально были невозвратными. Правда, организаторы уверяют, что отменённый концерт когда-нибудь обязательно состоится, ведь гонорар за него артистке заплачен, а значит, шоу будет продолжаться.

 

Демарш года

 

В феврале сразу несколько музыкальных западных изданий устроили демарш против одного из самых востребованных на мировой оперной сцене артистов - башкирского баса Ильдара Абдразакова. Специализирующиеся на оперном искусстве издания, в том числе австрийское Opera News и американское Operwire, раньше превозносившие российского баса до небес, стали вдруг призывать директоров ведущих оперных театром мира "закрыть двери" перед российским артистом, обвиняя его в близости к Кремлю и связи с российским президентом. Артиста обвинили в том, что он участвует в "пропагандистских концертах" - к примеру, на Красной площади в День Победы, а также продолжает выступать с "путинским дирижёром" Валерием Гергиевым. О связи Ильдара Абдразакова с Путиным, по мнению изданий, говорит тот факт, что президент отправил послание к участникам ежегодного международного фестиваля Abdrazakov Fest, продвигающего молодые таланты. Впрочем, европейские театры не спешат отменять Ильдара Абдразакова - в феврале 2023 года он дебютировал на сцене старейшего театра Европы - Teatro di San-Carlo в Неаполе с партией Мефистофеля в опере "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза. В июле спел Дона Базилио в новой постановке "Севильского цирюльника" на сцене Театра Монте-Карло, а в ноябре на этой же сцене исполнил одну из своих коронных партий - короля Филиппа II в опере "Дон Карлос". Правда, в опере "Сказки Гофмана" Оффенбаха, где он должен был исполнять партии четырёх злодеев в миланском La Scala зрители его так и не увидели, как и в двух июльских  постановках в Баварской опере в Мюнхене - в "Борисе Годунове" и "Дон Карлосе". Как артист, он сам решил поставить на паузу своё сотрудничество с этими театрами - у него и на родине работы хватает.

 

Скандал года

 

Кто из российских рок-звёзд способен устроить самый грандиозный скандал? Ну, конечно, Земфира*, которая делала это регулярно на протяжении всей карьеры в шоу-бизнесе. На этот раз певица отличилась на гастролях в Казахстане, где её очень долго ждали: в Алма-Ате артистка выступала одиннадцать лет назад, а в Астане не была аж 23 года. Гастроли проходили накануне дня рождения певицы, которой 26 августа исполнилось 48 лет. Вопреки ожиданиям подруга Земфиры* Рената Литвинова, постоянно сопровождающая её на гастролях, в этот раз не приехала. Позже выяснилось, что подруги поссорились, Земфира* съехала из апартаментов Литвиновой, которая даже не поздравила именинницу в соцсетях, чего раньше не случалось. Более того, певица и актриса даже отписались друг от друга. Видимо, ссора и стала настоящей причиной скандала. Началось всё в Алма-Ате с бутылки дорогой французского коньяка, которого изначально вообще не было в райдере. Незадолго до начала концерта певица потребовала в гримёрку бутылку Hennessy XO. Но поскольку из-за пробок на дорогах его быстро доставить не удалось, организаторы предложили звезде коньяк подешевле - Hennessy V.S.O.P, чем вызвали её гнев. Концертом в Астане и вовсе закончился скандалом: певица, недовольная концертом, сначала устроила разнос участникам своей группы, которая закончилась банальной пьянкой, оставив гримёрку полностью разгромленной - сломали всё, что было можно. Потом Земфира* публично обвинила организаторов в непрофессионализме, а те в ответ выложили фото из той самой гримёрки - с разбитой мебелью и залитой вином скатертью. В итоге певица заявила, что никогда не вернётся в Казахстан.

 

*признана минюстом РФ физлицом-иноагентом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру