«Сниматься сложнее, чем работать в театре»
- Это социальная драма - фильм о молодом парне, который хочет уехать из Уфы, потому что в родном городе нет абсолютно никаких перспектив, и о бабушке - народной артистке республики, которая осталась в доме престарелых, - рассказывает г-жа Душанбаева. - И вот волею судьбы они встречаются, начинают общаться. И вот этот молодой журналист приходит брать интервью у народной артистки, он узнает очень многое: об истории нашего города, о культуре. И он начинает видеть город абсолютно под другим ракурсом. И после этого его одолевает желание все-таки остаться в своем родном городе и быть полезным своему народу.
- А почему жанром картины выбрали именно драму?
- У нас было много сценариев, но и критерии оценок были абсолютно разные: реально ли это снять, проходит ли это по нашему бюджету, насколько это социальная история. Потому что некоторые истории были не совсем социальные. У кого-то это было прямо фэнтези, где нужно было рисовать очень много графики. И на самом деле сценарий очень цепляет. Это настолько актуальная история, потому что вся молодежь пытается уехать в Москву. Думают, что у нас нет никаких перспектив. Но практика показывает, что в Уфе снимается очень много фильмов, а звезды киноиндустрии приезжают к нам сниматься, они с нами дружат, они нас любят. И здесь постоянное движение. И здесь все-таки мы все друг другу нужны.
- Как получилось, что башкирские звезды стали звездами, а российских вроде как на второй план подвинули?
- Наш проект называется Первые башкирский кинокампус. И, конечно же, в своем проекте нам хотелось на главные роли брать все-таки наших звезд. Они у нас есть, у нас потрясающие артисты в республике. И, конечно, нам хотелось бы, чтобы наши были на первых ролях.
- А есть у нас такие артисты, которые могут дать фору российским звездам?
- У нас очень много таких артистов в Башкирии.
- А почему их не берут тогда в российские ленты?
- Я думаю, что они просто не поддаются. Второй момент: если мы башкирской внешности, а снимается русское кино и русское лицо требуется, то, конечно, мы все-таки пролетаем. Но я вам хочу сказать, что наши артисты очень много снимаются. Вот только что я отработала как кастинг-директор на проекте ТВ3 «Ведьма». В сериале практически все герои были из Башкирии.
- В Уфе снимается очень много российских сериалов, то есть киношники уже знают наших артистов?
- Многих действительно знают, потому что есть артисты, которые из проекта в проект идут. Это, например, Антон Болдырев, Артур Кунакбаев, Артур Кабиров. С ними действительно очень здорово работать. Они очень сильные артисты, который учились в театральных вузах. А дальше они уже проходили практику в кино. Сниматься чуть-чуть сложнее, чем работать на сцене.
- В чем трудность работы с театральным актером на площадке?
- Мы их переучиваем: выходя на площадку, с ними очень долго режиссер работает - у главных героев есть репетиции. На одну сцену не менее двух часов закладывается: сначала отсюда снимают, потом сзади, потом сбоку, потом то, как вы идете. В кино смена длится 12 часов. Вот вы приехали в семь утра, а только в семь вечера вы можете уехать. Но если мы что-то не успели доснять - можно уйти до шести часов в переработку. То есть представляете, сколько часов люди на ногах. Большинство сцен мы снимали на улице. Соответственно, все 12 часов мы были там.
- Просто все же рвутся в Москву. А, оказывается, у нас тоже можно карьеру сделать.
- Очень много фильмов, и эти люди очень часто снимаются. Я это говорю как кастинг-директор. Потому что из фильма в фильм я сама работаю на этих проектах, и я, конечно же, работаю со своими артистами, с которыми мне очень удобно.
«Иду по Невскому и смотрю - идет звезда «Елок»
- А на каких условиях звезды приезжали сниматься в вашем фильме «Последнее интервью»?
- Ввиду того, что я сама уже давно на московских проектах работала, у меня очень много друзей-актеров, и режиссер нашего фильма Денис Шаблий приехал из Марий Эл. У него также очень много друзей-артистов, так как он сам снимает фильмы и сам уже давно снимается в кино. К нам приехали те люди, с которыми мы были знакомы. Это Баймурат Аллабердиев. Не представляете, как мы с ним познакомились! Я поехала в Санкт-Петербург. Иду по Невскому и смотрю - идет звезда «Елок». А я обожаю этот фильм! Я подхожу и говорю, что я кастинг-директор, и предложила работать вместе. И через три года ровно в этот день, в день нашего знакомства, он приехал в Уфу и отыграл у нас роль таксиста. Он привез с собой микрофон, пел на улицах, во время перерыва он отбирал у ребят рацию и пел «Дарите женщинам цветы». Это было очень красиво. Мы влюбились просто в этого артиста. Я думаю, что он еще не раз приедет в Уфу. Ему очень понравилось.
- А как работалось с Богдасаровым?
- Это уже четвертый проект, на котором мы с ним работали. Мы достаточно близко с ним общаемся. Это наш друг с Денисом Шаблием. В Марий-Эл мы снимали с ним короткий метр. И Миша Богдасаров, и Вячеслав Паршин, который в «Молодежке» играл, приезжали к нам туда на съемки. И с Мишей тоже очень интересная история была. Мы ему позвонили за день до съемок. Он сказал, что сможет вылететь уже вечером. А он даже не читал сценарий: Миша знает, что если мы делаем фильм, то это действительно качественный продукт будет. И после звонка проходит буквально часов шесть, он вылетел в Уфу, приехал к нам отсняться, помогал даже на площадке, со всеми пообщался, со всеми фотографировался. И мы успели даже новый проект с ним придумать.
- Как ведут себя российские звезды? Есть ли у них какой-то райдер, как у эстрадных звезд.
- Есть, конечно, у них большой райдер, но у нас не было денег на вагончики, поэтому они в машине посидели, - смеется Катрина. - Вячеслав Паршин, например, просто чудесный артист. Он после смены обнимает каждого члена съемочной бригады. Я никогда не видела, чтобы он в плохом настроении приходил: наоборот, заряжает всех своим позитивом и с удовольствием снимается, придумывает какие-то свои смешные фишки интересные. Вы знаете, у нас настолько теплая атмосфера, что оттопырить губу актеру особо не получается.
- А насколько Уфа хорошо выглядит в кадре?
- Прекрасна. Было бы лето, конечно, было бы прекраснее, но и зимой тоже неплохо. Но мы не успели снять все красоты Уфы. У нас настолько красивый город, что мы очень долго выбирали, какие локации будем снимать, какие войдут все-таки в кадр. У нас действительно очень красивый город. Мы снимали возле Гостиного двора, возле дома Нобеля - братья Нобель, оказывается, жили в Уфе. Мы снимали у фонтана «Семь девушек». Прямо возле фонтана какую-то историю затрагивали. Мы снимали в саду Аксакова. Я знаю, что один сериал, где я отработала кастинг-директором, точно снимали в этом саду. И как раз в это время я увидел этот сад, как его преобразили. Я думаю: господи, неужели это в Уфе происходит? А первая наша смена началась с аллеи скульптур.
- Морозная погода не составила проблемы для съемок?
- Когда мы возле Гостиного двора снимали, было очень холодно: мы были в четырёх носках, но не выдержали холода, зашли в Гостиный двор, купили себе грелку и приклеили эти горелки, вышли на улицу, замерзли, пошли еще горелки вставили. Конечно, мы понимали, что будет холодно: были все в очень теплой одежде, но 12 часов с семи утра на смене на улице все-таки дают о себе знать. Ну и плюс у нас погода немножко подвела в первый съёмочный день. У нас сначала пошел снег, потом пошел дождь. На следующий день нету ничего, даже сугробы подтаяли немного, и солнце вышло. Так как Уфе 450 лет, хотелось все-таки показать, какой у нас красивый город, чтобы это увидели на фестивалях, потому что короткий метр больше по фестивалям ездит. Премьера фильма будет на широком экране, а дальше уже в социальных сетях и на телевидении.
- Вы как-то надеетесь заработать на фильме?
- Короткий метр не зарабатывает денег - это все ради искусства. Вы представляете: 75 человек, да еще и специалисты по 19 человек ради искусства занимаются этим. Тот, кто пришел на съемочную площадку, ему понравилось, он уже не уходит: на съемочной площадке он готов выдержать и снег, и зной, и воду, и все, что угодно, потому что это отдельная жизнь.
«В три года я уже знала, что буду работать в кино»
- Вы получили грант на обучение людей кинематографическим искусствам. И вот сейчас эти люди, которые бесплатно обучились, снимают свой собственный фильм?
- Да, мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, объявили обучение по пяти направлениям в области киноиндустрии. Это именно те специалисты, которых нашей индустрии и не хватает. Это гримеры, потому что, когда три-четыре проекта параллельно запускаются, а у нас, наверное, три-четыре гримера есть по республике, а гример один не может выходить, если на площадке 15 актеров. И получается, мы в каждом цеху по 15 человек обучили. Это продюсирование, режиссура, сценарное мастерство, грим и мастерство актера. Потому что театральный актер от киноактера все-таки отличается.
- Как возникла идея создать башкирский кинокампус? Вы понимали, что необходимо развивать киноиндустрию в республике.
- В 2014 году я проводила всероссийский кинофестиваль «Акбузат»: участники со всей России собирались в Уфе, в течение двух дней они получали мастер классы, писали сценарии, абсолютно незнакомые люди разбивались по командам и выходили на съемочные площадки. На выходе мы получили 11 короткометражных фильмов, которые дальше еще и ездили по фестивалям. Все это было сделано за семь дней - приезжали Архангельск, Сургут, Санкт-Петербург, Москва, у нас были очень крутые спикеры. Мне был 21 год, и на «Акбузате» я очень сильно заболела - настолько сильно перенервничала.
Катрина-Карлугас Душанбаева признается, что это «очень страшно: в первый раз приходить, добиваться, грызть, стучать в двери».
- Получать гранты - это очень сложно. Но тот человек, который действительно хочет, он получит. Пять лет мы не выигрывали гранты. Четыре проекта в год стабильно мы отправляли на протяжении пяти лет: 20 проектов мы не выиграли. Нам не хватало по 0,5 балла, по два балла. Было обидно. Мы плакали каждый раз: ждали результатов, и ты открываешь, смотришь – ваш проект не получил поддержки. Слезы сразу автоматически, как будто я репетировала. И в этом году я думаю, что опять надо это все пережить. И подумали - зачем делать какой-то всероссийский масштаб, когда у нас в республике не хватает кадров?
Потому было принято решение сократить до одного фильма и сделать республиканский проект.
- Мы хотим взрастить своих специалистов, потому что я работаю более десяти лет в киноиндустрии. Я понимаю, что очень мало гримеров, у нас практически нет операторов, у нас очень мало монтажеры, мало режиссеров, сценаристов, драматургов. Они у нас есть, но нужно же каждый раз обновлять, добавлять какую-то новую кровь, постоянно что-то новое должно выходить. И вот через пять лет республиканский проект кинокампуса мы с третьего раза выиграли и делаем такой огромный социально проект. Один проект не выиграл – 0,5 балла не хватило, представляете? Второй проект мы выиграли.
Г-жа Душанбаева уверена: «если человек хочет, он сто процентов сможет».
- Подавая на грант, мы каждый раз улучшали, что-то обновляли и пришли к единому мнению, что нужно снимать один фильм под руководством профессионалов, и на второй фильм уже выходят наши студенты сами, пройдя нашу практику. Это будет также питчинг: режиссеры и продюсеры объединились и на питчинге будут сдавать один проект. То есть на выходе у нас будет 15 проектов, среди которых на защите мы будем выбирать, какой проект выиграет. И дальше мы уже будем его снимать.
- Сценарий «Последнего интервью» написала тоже ученица вашего кинокампуса?
- Это Светлана Нигматуллина, которая написала актуальный и очень интересный сценарий. Он достаточно социальный, он легко снимается и раскрывает нашу культуру, наш город. Светлана - ученица сценарной мастерской, которой руководил Булат Юсупов. Вообще у нас были самые лучшие педагоги. Сценарное мастерство и режиссура - это Булат Юсупов, продюсирование - это Айнур и Анастасия Аскаровы. Грим - это Алина Валеева. Ну и я - по мастерству актера. У меня диплом режиссера драматического театра, где на протяжении четырех лет я, в том числе, актерское мастерство от и до прошла. Всего у нас было более 75 учеников.
- Как думаете, сколько из этих 75 человек останется в киноиндустрии?
- Мы же даем знания, а дальше даем практику. То есть съемки фильма - это и есть практика. Я думаю, что не ошибусь, если смело назову 30 человек, которые сто процентов останутся в киноиндустрии. Это те люди, которые горят, хотят, будут, оставляют все на потом: главное сейчас - кино снимать. А остальных мы посмотрим - у нас же впереди съемки еще одного фильма. Дело в том, что я влюблена в кино с детства. В три года я уже знала, что буду работать в кино. Это была моя мечта, которую я реализовала, и очень счастлива.