С содой по жизни. Своим благополучием Стерлитамак обязан советским геологам

В марте 1945 года Башкирия дала стране первую соду

Вся экономика Стерлитамака, второго по величине и численности населения города Башкирии, связана с производством соды. За градообразующим предприятием, создавать который начинали еще в тяжелые годы Великой Отечественной войны, стоят десятки трудовых династий и личные истории каждого из его работников.

В марте 1945 года Башкирия дала стране первую соду
Фото: архив МК

Пенсионер Николай Мотовилов на заводе «Башкирской содовой компании» отработал почти полвека. На производство пришел сразу после школы. Затем перерыв на учебу в Казанском химико-технологическом институте - завод отправил - и снова в Стерлитамак. Вспоминает, что комбинат поставлял свою продукцию во все уголки Союза.

- И по объемам поставок можно было судить, насколько бурно развивается экономика в той или иной республике, ведь без соды не может быть ни металлургии, ни стекольной промышленности, ни радиоэлектроники, ни много другого, - рассказал Мотовилов.

По мере того, как завод рос и креп, вставал на ноги и весь город. Конечно, город существовал задолго до начала производства здесь соды, но именно с приходом «содовиков» у него появился особо прочный стержень, а у жителей - стабильность и достаток.

- А ведь когда все начиналось, многое делали чуть ли не вручную. Кому сказать, что на нашем технологически продвинутом заводе, выпускающем соду, важными орудиями труда были лопата и веник, не поверят же. Я сам начинал работать на оборудовании, на котором стояли вывезенные после войны из Германии редуктора, сейчас у нас большинство процессов автоматизированы, - отмечает продолжатель трудовой династии Альберт Акунаев.

Для аппаратчика цеха обжига извести комбинат как дом родной. Здесь работали его родители, в своем же цеху он познакомился со своей будущей женой.

- Я помню, мои мама и папа много трудились, но зато мы ежегодно ездили в санаторий отдыхать. В нужде и голоде не жили, денег хватало, - рассказывает Акунаев.

Своим благополучием Стерлитамак обязан геологам, которые в 1939 году нашли в Башкирии подходящее по качеству для производства соды и цемента сырье. Оказалось, что местные сопки - шиханы, когда-то бывшие рифами на дне древнего моря, - содержат много известняка. Идеальное место для будущего завода.

Строительство завода началось в 1941 году. О том, насколько стране была нужна сода, говорит то, что работы не прекращались, даже несмотря на тяжелейшие условия войны, когда «все для фронта, все для победы».

Строили всем миром - даже когда почти все мужчины на фронте, смогли найти специалистов - искали по всем республикам Союза. Эвакуировали в Стерлитамак оборудование Славянского и Донецкого содовых заводов, предприятия вскоре оказались на оккупированных германскими войсками территориях. И в марте 1945 года Башкирия дала стране первую соду. С тех пор производство не прекращалось. После Великой Отечественной экономику надо было фактически отстраивать заново. Без соды опять никак. Завод заработал с удвоенной силой.

Время шло, рядом с содовым заводом вскоре вырос еще и цементный, потом шиферный. Затем на основе всех трех был создан содово-цементный комбинат. 

- Мы были поколением созидателей. Нужна заводу электроэнергия – построили теплоэлектростанцию, затем систему водоочистки. Была своя научная и технологическая база, ведь из плохого сырья нельзя сделать хороший продукт, а наша сода была самой высококачественной в стране, - рассказывает Мотовилов.

Производство постоянно расширялось и модернизировалось. И естественно, залежи известняка стали подходить к концу. Эксперты технической комиссии Госплана еще в 1947 году дали заключение, что запасов шихана Шах-тау хватит на 15 лет, после чего нужно начать разрабатывать соседние.

- Шиханы представляют собой куски чистого известняка, наиболее подходящего для химической промышленности, его и целесообразнее использовать. Если брать некачественное сырье, печи забьются, - отмечает директор по научно-исследовательской работе Научно-исследовательского института технико-экономических исследований в химическом комплексе (НИИТЭХИМ) Дмитрий Клепиков.

Эксперт напомнил, что в республике наиболее распространены плоскостные месторождения известняка. К ним же относится и предлагаемое в качестве альтернативы Гумеровское.

- В Гумеровском встречаются вкрапления химически чистого известняка, которые подходят для химпроизводства, но это лишь отдельные участки. Для массовой разработки они не совсем пригодны, - добавил Клепиков.

Бывший заместитель технического директора АО «БСК» Мотовилов вспоминает, как в 1990-е, когда в стране почти каждый день закрывались заводы, кто-то тоже предложил продать оборудование «Соды» на металлолом, а на производственных площадях открыть рынок.

- Завод тогда отстояли. Мой сын и сейчас работает там мастером участка, внучка учится в университете, младшие внуки в школе. Когда вокруг все говорили, что завод закроют, сложно было воспитывать детей в уверенности в завтрашнем дне, - признается пенсионер.

Альберт Акунаев также надеется, что содовый завод не закроется.

- У нас сейчас все обеспокоены будущим нашего предприятия. Столько сил было отдано, жалко будет, если мы вместе не сможем справиться с этой ситуацией, - говорит работник завода.

Если производство сохранится, его младший сын, когда подрастет, тоже сможет прийти сюда на работу. И тогда это будет уже третье поколение семьи Акунаевых, шагающее с содой по жизни.

Напомним, у «Башкирской содовой компании» заканчивается сырье, а ближайшее месторождение, на которое рассчитывали более 50 лет назад специалисты советского Госплана, сегодня является природным памятником регионального значения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру