Как сообщает «Собкор02», программа, подчитывающая количество «обилеченных» пассажиров, выдает странные результаты. На одном и том же маршруте государственный автоперевозчик за неделю зарабатывает до двух млн рублей, а частные машины в сто раз меньше - только 12 тысяч. Если верить этим данным, на частных маршрутках никто не ездит.
Не менее удивительно, что в государственных автобусах успевают за один день пробить билеты 16000 человекам, а частник в триста раз (!) меньше - всего лишь 46 пассажирам. За день муниципальный перевозчик продает билетов почти на 400 тысяч рублей, а частный автобус в четыреста раз(!) меньше - на 900 рублей. Напрашивается вывод, что частные автобусы или не выходят на линии, или возят людей бесплатно.
Данные, о которых мы говорим, взяты с двух «зеркальных» маршрутов - 69 и 269. По маршруту № 69 ходит государственный перевозчик, по 269-му - частный. Маршруты полностью дублируют друг друга, делая круг из Зеленой Рощи в Черниковку и обратно. А цифра 2 перед номером 69 появилась еще в незапамятные времена, когда частник самостоятельно выбирал для себя прибыльные линии и просто вставал на уже имеющиеся маршруты, добавляя к их названиям цифры или буквы. После «транспортной революции», которую объявили новые власти, в мэрии Уфы, похоже, решили не менять маршруты, опасаясь гнева официальных перевозчиков. Хотя запрет на «зеркальные» линии прописан в российском законе, регулирующем пассажирские перевозки. Но теперь у администрации столицы Башкирии в руках есть козыри - цифры, свидетельствующие, что частнику не нужен этот дублирующий маршрут, поскольку он по нему практически не ездит. Самое время отменять эту зеркальную линию.
А ведь и правда. Для государственных мужей, принимающих решения на основании цифр, выданных программой, следует: частных автобусов в городе практически нет, а те, которые все-таки выезжают на улицы, не пользуются спросом у населения. Народ голосует рублем, выбирая государственные автобусы, а частные пассажирские машины идут пустыми. Но ведь это фантастика?
Если выйти на улицу, то картина получается совсем другая - на остановках за одним государственным автобусом вереницей выстраиваются не менее 5-6 частных. Да и по официальным данным, частники в Уфе занимают 70 процентов рынка.
Что же получается? Программа сбоит?
Не трудно догадаться, что данные эти лукавые не потому что в программе имеются недоработки, а потому что частники не показывают свою выручку. Можно сколько угодно говорить, что государственный перевозчик везет пассажиров в больших автобусах, а частник - в маленьких, но разницу продаж билетов в сотни раз, никак не спишешь на небольшой салон. Да и ни один частник не выехал бы на улицы ради однодневной выручки в 900 рублей в день, а недельной - в 12 тысяч, потратив только на топливо для одного автобуса в три раза больше. Соответственно, эта разница в сотни тысяч рублей и есть та часть черного рынка, которую раньше не видели власти. А если сотни тысяч умножить на свыше 100 маршрутов, имеющиеся в Уфе? И эта наличность по-прежнему оседает в чьих-то карманах минуя налоговые органы, республиканскую и городскую казну.
- Переход на транспортную карту – не мой каприз, - объяснил временно исполняющий обязанности главы РБ Радий Хабиров. - Так живет весь мир. Таким образом мы выводим миллиардные потоки денег из тени. Это как раз те деньги, на которые мы чиним дороги и покупаем новые автобусы.
Осталось только понять, какое решение, увидев кричащие цифры, примут в городе - все-таки выведут частных перевозчиков из тени? Или, ссылаясь на данные программы, свидетельствующие, что частники никого не перевозят, просто уберут их с рынка пассажироперевозок?
Между тем, согласно закону «О применении контрольно-кассовой техники», вступившему в силу с 1 июля этого года, на всем общественном транспорте должны работать онлайн кассы. То есть автобус не только должен иметь терминал безналичной оплаты, но и передавать эти данные в налоговую инспекцию. Невыдача билетов - нарушение, которое строго наказывается. И если государство начнет требовать с частных перевозчиков пробивать кассовые чеки, то программа перестанет «сбоить», а власти смогут принимать решения, которые пойдут на пользу всему общественному транспорту.
Помочь вывести рынок частных автоперевозок из тени и обнародовать реальные доходы частников могут и пассажиры, если будут настаивать на выдаче билетов. В республике на всем общественном транспорте действует транспортная карта «Алга» - так что всем нам карта в руки!