Осень в Башкортостане: взрывной рост безработицы и потрясения ключевых предприятий

В РБ убыток нерентабельно работающих производств увеличился до 18,6 млрд рублей

Промышленные гиганты республики тонут в условиях нестабильности, тысячи людей оказываются на улице без работы, а крупный бизнес обходит Башкирию стороной. Могущественное «экологическое вече» преградило путь потоку инвестиций, по щелчку пальцев сворачивая многомиллиардные проекты.

В РБ убыток нерентабельно работающих производств увеличился до 18,6 млрд рублей

Удручающая статистика

 

Территориальное подразделение Росстата в Башкортостане обнародовало основные социально-экономические показатели республики в январе – августе 2020 года. Обращает на себя внимание падение по целому ряду отраслей промышленности. Наиболее сильно пострадала добыча полезных ископаемых, которая составляет значительную часть башкирской экономики. Если 2020 год начался с роста, то к августу объем производства упал до 68,3 процента от августа 2019 года. Сократились и показатели в отрасли «Обрабатывающие производства» - 87,3 процентов к объёму производства в прошлом августе.

Уменьшается и финансовая успешность предприятий. По данным Башстата, если сложить прибыли и убытки всех организаций (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, госструктур) в январе – июле 2020 года, то сальдированный результат составит 77 млрд рублей. Это меньше половины (48,8 процентов) от аналогичного периода 2019 года.

- Доля убыточных организаций составила 31,7 процентов против 26,9 процентов в январе-июле 2019 года. Убыток нерентабельно работающих организаций увеличился до 18,6 млрд рублей или на 28,6 процентов по сравнению с январем-июлем 2019 года, - отмечается в материалах статистического ведомства.

Некоторые цифры пугают – например, зафиксирован взрывной рост официально зарегистрированной безработицы. В августе 2019 года статус безработного имели 19,6 тысяч человек, а год спустя – уже 126,2 тысяч человек, то есть в 6,4 раза больше. Только в минувшем августе статус безработного получили 23 тысяч башкортостанцев.

- Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в ЦЗН, на одну заявленную вакансию составила 3,1 человека, - сообщает Башстат. Иными словами, на одну поступающую от предприятий вакансию на биржу труда приходится три кандидата.

Как результат, дополнительную нагрузку вынужден нести республиканский бюджет – директор Центра занятости населения Нурфаяз Шаймарданов сообщил, что с начала года безработные получили пособия на общую сумму 700 млн рублей.

 

Кризис производства

 

Конечно, экономика сильно пострадала от последствий пандемии. Однако свой вклад внесли и кризисы в крупных предприятиях республики, которые или закрылись, или находятся в «подвешенном» состоянии.

К примеру, в феврале 2020 года группа компаний «Продимекс» решила законсервировать Мелеузовский сахарный завод. Это градообразующее предприятие Мелеуза – некогда центра крупного агропромышленного района. Сейчас ведутся поиски инвестора на освободившиеся площади и планируется перепрофилирование под зерновые и масличные культуры. Дефицита сахара в республике, по уверениям властей, не будет, однако возникает вопрос о трудоустройстве около 400 сотрудников. Их распустили по домам еще в феврале, причем значительная, если не основная часть персонала – пенсионеры и предпенсионного возраста. Найти новое место в городе, где и молодым работы нет – почти нереально. Чиновники бодро рапортуют, что всех устроят на местный птицекомбинат, однако по факту попасть туда смогли единицы, и то на мизерные зарплаты. Под удар также попадают мелкие сельхозпредприятия и фермеры Мелеузовского района, которые существовали за счет производства сырья для сахарного завода.

Неудивительно, что если на начало года безработицы в районе почти не было – показатель, по официальным данным, составлял 0,68 процентов, то к октябрю 2020 года 5,7 процентов экономически активных мелеузовцев искали новое место.

Еще один представитель агропрома, «Миякинский молочный завод» (выпускает продукцию бренда «Белое облако») в Миякинском районе, в январе – феврале этого года приостанавливало свою работу из-за сложностей с оборотными средствами.

Предприятие не работало около месяца, после чего его выкупил местный фермер Ралис Махиянов. Заявлялось о планах модернизации и строительстве новой фермы, но насколько успешно эти идеи реализованы, пока неизвестно.

Сложные времена переживает «Башкирская лесопромышленная компания», объединяющая производственные и заготовительные мощности, на долю которой приходится 40 процентов сдаваемых в аренду лесных угодий республики. Собственник, саратовский предприниматель Камиль Аблязов в свое время создал холдинг на основе «Башлеспрома» и «Уфимского фанерно-плитного комбината». Сейчас «БЛК» проходит банкротство, не сумев расплатиться по банковским кредитам. Говорят, что «спасителем» холдинга станет компания «Уральский лес», связанная с экс-главой управления лицензирования Роснедр Вадимом Согияйненом. До осени лесопромышленный холдинг должен был полностью «развязаться» с долгами и начать полноценную работу, однако фактов о выходе предприятия из кризиса с того времени предъявлено не было. Не исключено, что на деле речь может идти попросту о передаче лесоперерабатывающей монополии в нужные руки.

Руководство Башкортостана также заявляло о содействии в восстановлении КумАПП – расположенного в моногороде Кумертау авиазавода, входящего в холдинг «Вертолеты России». Планы пока не отличаются конкретикой и цифрами. Когда именно и в каких объемах КумАПП нарастит производство – не уточняется. Сложности вызваны не в последнюю очередь конфликтом внутри холдинга по поводу переноса финальной сборки вертолетов «Ка» из Кумертау на завод в Казани, видимо, более инвестиционно и технически привлекательного для Ростеха.

Обанкротилось и другое авиапредприятие из Кумертау - компания «Роторфлай» – это совместное производство КумАПП и ОКБ «Ротор», выпускавшее сверхлегкие вертолеты. Сейчас имущество компании выставлено на торги.

Это лишь несколько примеров крупных предприятий, угодивших в экономическую яму, в целом «горячих точек» в республиканской промышленности намного больше. Падение производства на фоне коронакризиса и растущей безработицы грозит сорвать экономику Башкортостана в пике.

 

«Экоактивисты» перехватили власть

 

Ускоряют процесс массовые протестные выступления, где эксплуатируется актуальная сейчас экологическая тематика. Так уже случилось с разработкой шихана Куштау, где «Башкирская содовая компания» вынуждена была свернуть разработку нового месторождения, что может в перспективе оставить без работы огромное количество жителей Стерлитамака, занятых на объектах «БСК».

Не так давно профессиональные бунтари, умело подогревающие настроения местных жителей, развернули новую кампанию против разработки горы Крыктытау и строительства медного горно-обогатительного комбината «Русской медной компанией». Вскоре инвестор заявил о невозможности дальнейшего освоения месторождения. Аналогичная напряженность наблюдается и в Сибае, где уже говорят о волне протестов против деятельности «Уральской горно-металлургической компании».

Руководство республики в этих конфликтах переходит в «режим ожидания», отдавая инициативу активистам. В результате крупные холдинги вынуждены сворачивать многомиллиардные инвестиции, не желая рисковать деньгами. Получается, что своеобразное «экологическому вече» из общественников может поставить крест на любом инвестпроекте по своему усмотрению.

Маловероятно, что в этих условиях крупный бизнес захочет заходить на башкирский рынок, где могут в любой момент «попросить на выход».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру