Башкирский эксперт: «В 2021 году регионам придется самостоятельно искать средства на социалку»

Ковидный год обозначил вызовы для регионов и бюджетной системы

Сокращение налогооблагаемой базы, собираемости налоговых отчислений привели к значительному снижению доходов бюджета. Значит, в 2021 году могут быть значительно урезаны расходы, в том числе на социальную политику – здравоохранение и образование.

Ковидный год обозначил вызовы для регионов и бюджетной системы

Аналитики агентства «Национальный эксперт» и центра развития региональной политики «Региональные институты привлечения инвестиций» проанализировали, какие источники получения дополнительных средств могут изыскать регионы в период пандемии.

Эксперт доклада генеральный директор АСИ Светлана Чупшева отмечает, что одной из ключевых проблем российской экономики является низкий объём инвестиций в креативную экономику – три процента ВВП страны, тогда как в странах Запада он составляет до 10 процентов.

- А это самая перспективная на сегодняшний день экономическая сфера, - полагают эксперты. - Снижение экономических показателей в 2020 году ведёт к сужению налоговых сборов, а соответственно бюджетному дефициту. Следствием этого станет рост налогов при низкой покупательской возможности, откладывание долгосрочных проектов на будущее.

Авторы исследования считают, что Башкирии нет необходимости повторять инвестиционные стратегии Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана – слишком разная и неповторимая специфика у каждого из регионов. Куда предпочтительнее опираться на опыт Калужской и Белгородской областей, которые, не имея значительного сырьевого ресурса, уверенно несколько лет входят в топ-10 рейтинга инвестиционной привлекательности АСИ, опережая даже Санкт-Петербург.

- Начиная с 2006 года в Калужской области открыто 108 новых значимых предприятий, создано более 30 тысяч рабочих мест, - объясняет политолог Сергей Станкевич. - Сегодня здесь реализуют свои проекты более 200 компаний из 30 стран мира.

Эксперт отмечает, что особый упор делается на инновационные технологии, фармацевтику с использованием передовых инжиниринговых компетенций и подготовки кадров.

Опыт Белгородской области фокусируется на агропромышленном комплекса в качестве основы региональной экономики, выстраивая технологическую цепочку глубокой переработки сельхозсырья, что позволяет собирать высокую прибыль, которую можно реинвестировать.

В этих условиях важным преимуществом становится привлечение инвестиций, межбюджетных трансфертов и других источников дохода. Не случайно в этом году по всей стране активно создавались так называемые «институты развития». В республике создан «Центр стратегических разработок Башкортостана» - инвестиционный спецназ, как назвал его глава Башкирии Радий Хабиров.

В 2020 году в регионе появилась ОЭЗ «Алга» на территории Стерлитамакского и Ишимбайского районов, а ещё ранее – ТОСЭР в Кумертау, Белебее, Белорецке, Благовещенске и Нефтекамске.

Ещё один важный, но малоизвестный инструмент, – полномочные представительства регионов при органах власти. Они созданы для оперативной коммуникации территорий и федеральной власти, лоббирования интересов и реализации гуманитарной миссии. В докладе анализируется информационная активность полпредств.

По активности в интернете полномочное представительство Башкирии при президенте страны незначительно уступает только Татарстану. В остальном оба представительства значительно превосходят полпредства остальных крупных регионов - Краснодарского, Красноярского, Приморского краев, Крыма, Чечни, Тульской, Калининградской и Свердловской областей.

Составители доклада отмечают, что институт полпредств ориентирован на выполнение лоббистских функций через федеральные группы влияния зачастую через закрытые связи, поэтому высокая публичная активность не является важной, а в каких-то случаях – желательной. Представительства создаются для упрощения контакта руководства страны и региона, а функции привлечения инвестиций, культурного, научного обмена выполняются номинально. Инвестиционная составляющая не отражается и в публикациях на сайте, и в соцсетях – они преимущественно базируются на освещении мероприятий землячества.

Среди наиболее успешных инвестиционных проектов, реализованных в последние годы в Башкирии, в том числе и благодаря работе полпредства в Москве, выделяется подписание правительством Башкортостана и АНК «Башнефть» инвестиционного соглашения по строительству новой резервной установки, подписание Радием Хабировым соглашений о сотрудничестве с СМП Банком, банком «Открытие», Россельхозбанком, Альфа-банком, госкорпорацией «Ростех». Правительство республики заключило соглашение с «Хевел-региональная генерация» о сотрудничестве в сфере развития солнечной энергетики, а со строительной группой компаний «Первый трест» – соглашения об участии в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости».

Авторы исследования полагают, что инвестиционная политика отчасти зависит от этнического и конфессионального состава региона, а также его политического статуса. Так, республики Северного Кавказа и Поволжья активно взаимодействуют с исламскими инвесторами, а в Крым, несмотря на его инвестиционную привлекательность, зарубежный инвестор не спешит из-за вероятности попадания под санкции. В целом, российский рынок ориентирован сегодня больше на азиатские страны, контакты с Западом минимизированы. Основными лоббистами и координаторами инвестиционной деятельности являются губернаторы, концентрируя собственные возможности и поддержку федеральных элит. Основными противодействующими факторами, по мнению авторов доклада, остаётся уровень проработки инвестиционных проектов, инфраструктурных возможностей, бюрократические проволочки, а также нестабильная экономическая ситуация.

- Пандемия ковид-19 рождает риски не только для жизни и здоровья граждан, экономики страны и регионов здесь и сейчас, но имеет и ряд долгосрочных последствий, - говорит научный сотрудник научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ Арсен Шаяхметов. - Так, проект бюджета Башкирии на следующий год свёрстан с существенным дефицитом – такая же ситуация практически во всех регионах страны, включая Москву. По мнению г-на Шаяхметова, «это означает, что покрытие дефицита потребует значительных незапланированных финансовых влияний, которые регионам придётся искать самостоятельно, задействуя инвестиционный и лоббистский потенциал».

- В условиях необходимости наращивания расходов на здравоохранение и социальную поддержку регионы будут вынуждены сокращать социальные расходы, чтобы избежать дефолта, и, в первую очередь, перераспределение средств отразится на долгосрочных и стратегических проектах, - уверен он. - В нынешних условиях необходимо задействовать все инструменты развития, выжимая из них максимальную эффективность.

Сюжет:

Санкции