При массовой вакцинации внимание властей Башкирии сместится на экономику

Регион прочно входила в первую десятку по расходам на здравоохранение

Перестройка жизни в 2020 году изменила не только привычный образ жизни общества, но и значительно повлияла на структуру экономики: сократились доходы граждан и организаций, увеличилась безработица, модифицировалась форма занятости и организации труда. Существенные потери понесли и бюджеты всех уровней.

Регион прочно входила в первую десятку по расходам на здравоохранение

В первую очередь, недополучение налоговых отчислений от юридических и физических лиц сократили основной источник финансовых поступлений региональных бюджетов. Это вынудило уменьшить инвестиционную программу регионов, для некоторых – увеличить внешние займы. Незапланированные расходы на здравоохранение и социальную поддержку потребовали пересмотра и перераспределение бюджетных обязательств, поиск дополнительных источников дохода с целью поддержания платежеспособности.

Бюджеты на 2021 год у подавляющего большинства российских регионов формировались с ощутимым дефицитом, пониманием того, что планируемые доходы будут ниже прежних лет, а расходы – выше. В условиях разворачивания массовой вакцинации фокус внимания властей смещается с задачи физического выживания на восстановление экономики и формирования новых импульсов роста. Это следующий шаг антикризисной программы: решение тактических задач по спасению жизней здесь и сейчас позволяет перейти к стратегическим целям – сохранению популяции в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо постоянно наращивать качество жизни, что требует соответствующих бюджетных расходов.

Не секрет, что региональная бюджетная система России ещё до пандемии была в глубоком кризисе. Большая часть субъектов страны сохраняет жизнеспособность лишь за счёт федеральных дотаций, некоторые – за счет кредитов. А такие, как Мордовия, Тыва, Калмыкия, настолько закредитованы, что в ближайшее время могут повторить судьбу Ингушетии, в конце прошлого года объявившей о дефолте.

Башкортостан в последние годы руководства Рустэма Хамитова жил в режиме жёсткой экономии. Это позволяло региону иметь профицитный бюджет и не наращивать внешний долг, но сформировало социально-экономическое отставание. С приходом Радия Хабирова были предприняты меры, направленные на форсированную модернизацию социальной сферы, что потребовало значительного наращивания бюджетных расходов. Башкирия в ковидный год прочно входила в первую десятку регионов по расходам на здравоохранение, занимая шестое место, по социальной поддержке находилась на девятом месте и по тратам на образование – на десятом. Рост расходов при сокращении доходов частично покрывался за счёт федеральных трансфертов – шестое место среди российских регионов. Для покрытия расходов в 2020 году этого было достаточно, но проект бюджета на 2021-го вызвал бурное общественное обсуждение, поскольку в нём был заложен планируемый дефицит более 10 процентов. А как обстоит ситуация в других регионах страны?

На этот год в Башкирии запланированы доходы бюджета в объеме 203,6 млрд рублей, что на пять млрд меньше, чем в 2020 году. Это один из крупнейших бюджетов страны - 11 место, и второй в ПФО, уступающий только Татарстану (274,6 млрд рублей). Чуть меньшие доходы запланированы в Нижегородской области (202 млрд рублей). Объём расходов в Башкортостане сократился за год на 11 млрд рублей и составил 225,6 млрд рублей – также второй показатель после Татарстана (281,6 млрд рублей) и 11-й по стране. Нижегородская и Самарская области планируют потратить 217 и 203,5 млрд рублей соответственно. Самые скромные бюджеты в округе - у Мордовии и Марий Эл - около 40 млрд рублей и Пензенской области – 60-62 млрд рублей.

Правда, политолог Арсен Шаяхметов отмечает, что все эти цифры являются плановыми и будут не раз корректироваться в течение года.

- На сегодняшний день мы пока не знаем ни какие могут возникнуть непредвиденные траты, ни сколько доходов в виде налогов и инвестиций удаться привлечь, - объясняет он. Рассматривая плановые значения регионов, он отмечает, что некоторые территории предполагают получить бездефицитный или профицитный бюджет. Таких регионов насчитывается 12. Примечательно, что практически все из них можно отнести к экономическим аутсайдерам. Наибольший профицит в стране запланирован в Еврейской автономной области (+2,68%) – самом бедном регионе страны, где бюджет – 15 млрд рублей. Также «в плюсе» Пензенская область (+2,1%), Мордовия (+1,9%), Карачаево-Черкесская Республика (+0,26%) и Марий Эл (+0,2%). Вышли «в ноль» Оренбургская область, Удмуртия, Костромская область, Орловская область, Тамбовская область, Омская область и Камчатский край. Минимальный дефицит (меньше 0,5 процента) запланировали беднейшие республики: Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия и Алтай.

- Очевидно, что они либо надеются на покрывающие затраты трансферты, либо маскируют будущие экономические проблемы, – полагает политолог.

В остальных 73 регионах планируется бюджетный дефицит. Убыток в 10,8 процента у Башкирии хотя и является серьезным показателем, но наиболее убыточными субъектами должны стать регионы нефтяного севера, такие как Сахалинская область – минус 15,67 процента, Ханты-Мансийский округ – минус 15,7 процента, Тюменская область – минус 21,6 процента, Ямало-Ненецкий округ – минус 28,5 процента и Москва – минус 19,3 процента, существенно потерявшие доходы на фоне пандемии и вынужденные постоянно наращивать расходы.

При этом большинство регионов сократили не только доходную, но и расходную часть.

- Как бы ни парадоксально это звучало, но сокращение произойдёт за счёт здравоохранения, - полагает Арсен Шаяхметов. - В 2020 году в здравоохранении фиксировались сверхрасходы, которые не потребуются в том же объеме в период вакцинации и выработки коллективного иммунитета. Постепенно будет снижаться число врачей, работающих в «красной зоне» и получающих высокие выплаты. Это, в свою очередь, может спровоцировать «синдром отмены» – медицина, будучи целый год в центре событий, снова начнёт недополучать финансирование и общественное внимание. По мнению политолога, «сложной будет кадровая ситуация».

- Дефицит врачей ощущается уже сейчас, а со спадом пандемии могут покинуть сферу возрастные медики, а также работники «красной зоны» из-за эмоционального выгорания и нежелания вновь работать за меньшие деньги, - поясняет он. - В этой связи в наступившем году важно не только концентрировать внимание на экономическом восстановлении, но и не забывать о людях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру