Восточный выезд из Уфы первым в стране прошел национальную сертификацию

Радий Хабиров: «В Башкирию приходят инвесторы с федеральным уровнем экспертизы»

Итоги пилотной апробации Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS представлены в рамках ПМЭФ-2021. Концессионный проект «Строительство Восточного выезда из Уфы», реализуемый правительством Башкирии и «Башкирской концессионной компанией» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг), успешно прошел оценку на соответствие требованиям методики IRIIS, получив «Золотой» уровень достижения. 

Радий Хабиров: «В Башкирию приходят инвесторы с федеральным уровнем экспертизы»

Система IRIIS разработана ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП и АИКОМ при поддержке минфина России для повышения качества и устойчивости инфраструктурных проектов. Методика оценки включает три основных аспекта - «Экономика и управление», «Качество жизни» и «Экология и климат», каждый из них содержит определенный набор критериев. Восточный выезд стал первым в России проектом, который успешно прошел сертификацию по системе IRIIS.

Соответствующие сертификаты торжественно вручили главе Башкирии Радию Хабирову, президенту – председателю правления Банка ВТБ Андрею Костину и генеральному директору «Башкирской концессионной компании» Асабали Закавову.

Напомним, проект строительства нового выезда из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» (Восточный выезд) реализуется в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2017 году между «Башкирской концессионной компанией» (концессионер) и РБ (концедент). Общий объем инвестиций проект составляет 40 млрд руб. На его реализацию в рамках фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ и ВТБ предоставят кредит в размере 11,6 млрд рублей. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован в конце 2023 года.

Заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская уверена, что

«совместная слаженная работа участников инфраструктурного рынка позволит распространить систему сертификации IRIIS на всю Россию».

- Изначально при отборе пилотов мы решили, что одним из них должен быть «наш» проект, где ВЭБ.РФ выступает кредитором или непосредственным участником, - объяснила г-жа Ячевская. - Так в число первых вошел проект по строительству Восточного выезда из Уфы, в котором мы участвуем через фабрику проектного финансирования. Первые результаты апробации IRIIS показывают, что система работает, она может выявлять сильные и слабые стороны проекта и определять возможные точки роста, а полученный сертификат становится неким гарантом его качества. 

По результатам экспертизы Восточный выезд получил 1879 баллов или 62,6 процентов от максимально возможных (3000 баллов). Среди отдельных направлений методики IRIIS наиболее высокие баллы проект получил по аспектам «Экономика и управление» (76,7 процентов баллов) и «Качество жизни» (68,2 процентов баллов). Лучшие результаты проект продемонстрировал по таким критериям, как качество структурирования проекта, минимальное воздействие строительства на близлежащее население, обеспечение мобильности и доступности объекта, а также эффективное управление кадровыми ресурсами и внутренние коммуникации.

Глава РБ Радий Хабиров считает, что «проект Восточного выезда доказал свою экономическую, экологическую и социальную значимость». 

- Что, конечно, повышает эффективность его реализации и делает привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов, - полагает Радий Фаритович. - Кроме того, прохождение сертификации IRIIS свидетельствует о том, что к нам приходят инвесторы с федеральным уровнем экспертизы. Это, в том числе, максимально минимизирует риски для всех участников соглашения. В конечном итоге, такая совместная системная работа позволит нам создать в Уфе качественную инфраструктуру дорожного строительства, которая будет соответствовать международным стандартам. А также сделает жизнь людей в регионе комфортной и безопасной.

В строительстве Восточного выезда задействовано 1500 человек, половина из них – жители Башкирии, доля местных компаний - 48,6 процентов, от них были привлечены материалы и услуги на пять млрд руб. На объекте ведется регулярный контроль здоровья работников и условий труда. Обеспечиваются условия для перемещения транспортных средств и людей в зоне расположения объекта, в том числе создается безбарьерная среда.

- Чтобы попасть в число пилотов, нам пришлось пройти довольно строгий отбор, - поясняет генеральный директор «Башкирской концессионной компании» Асабали Закавов. - Осенью Башкирская концессионная компания, являющаяся концессионером Восточного выезда, совместно с ВЭБ.РФ провела колоссальную работу для включения проекта в число пилотов. Быть первыми – это всегда серьезный вызов, но, в то же время, это и огромные возможности для развития. И, конечно же, это уникальный опыт, который станет еще одним преимуществом для всей команды проекта.

Как стало известно, концессионер рационально использует природные ресурсы – так, удельное потребление воды снижено на 28,2 процентов относительно планового. На 20 процентов сокращен и объем образуемых отходов за счет их передачи для вторичного использования и переработки. В границах объекта отсутствуют земли лесного и водного фонда, охраняемые природные территории. Помимо этого, компанией осуществляются компенсирующие ущерб окружающей среде мероприятия – работы по землевосстановлению, восполнению биологических ресурсов водоемов. Благоприятное влияние на окружающую среду окажет и непосредственный запуск объекта в эксплуатацию. Так, ожидается, что объем выбросов основных загрязняющих веществ, выделяющихся от движущегося автотранспорта, снизится на 35 процентов, парниковых газов – на 27 процентов. 

- Восточный выезд, в строительстве которого участвует группа ВТБ, - хороший пример того, что в регионах можно успешно реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, - сказал президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин. - Изначально при подготовке и планировании проекта мы, совместно с властями Башкирии, постарались заложить высокие стандарты качества, что было подтверждено в рамках сертификации по системе IRIIS. Думаю, что внедрение системы сертификации окажет положительное влияние на уровень запускаемых в России проектов и будет способствовать распространению лучших мировых практик.

По словам генерального директора Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) Павла Сеелезнева, «процесс оценки первого, пилотного проекта получился достаточно длительным и трудоемким, что натолкнуло нас на необходимость его оцифровки». 

- Чтобы в дальнейшем ускорить процесс сертификации и сделать его более удобным для всех участников инфраструктурного рынка, осенью 2021 года мы планируем запустить на базе платформы «РОСИНФРА» специальный онлайн-модуль, - рассказал г-н Селезнев. - В рамках запущенного сервиса можно будет подавать проекты на получение сертификации, отслеживать основные этапы процесса оценки, коммуницировать с участниками и верификаторами.

Акционерами «Башкирской концессионной компании» являются ВТБ Инфраструктурный Холдинг и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group. Группа ВТБ и ВЭБ.РФ частично финансируют строительство объекта. Генеральный подрядчик проекта – ООО «Лимакмаращавтодороги».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру