Эксперт: «Это цивилизационная схватка — на Западе хотели бы, чтобы нам было плохо»

Уверенность, что экономика выстояла, появилась уже к концу прошлого года

Аналитики из недружественных стран, прогнозировавшие обвал российской экономики и высокую инфляцию из-за санкций, не учли российский характер и волю к жизни, считает кандидат экономических наук, доцент уфимского филиала финансового университета при правительстве России Рустам Камалов.

Уверенность, что экономика выстояла, появилась уже к концу прошлого года

«Последние 30 лет мы жили в условиях непрерывного возрастающего давления»

- Они выдавали желаемое за действительное, неправильно оценивали наш потенциал, - говорит Рустам Камилович. — Это вечная цивилизационная схватка — на Западе хотели бы, чтобы нам было плохо, ну а мы почему-то живем.

По словам ученого, «уверенность, что экономика выстояла, появилась уже к концу прошлого года».

- Начиная с сентября мы увидели, что уровень инфляции далек от пессимистичных оценок, - рассказал он. - Экономика в целом не вызывала опасений. На это повлияло и

несколько причин, и главная из них — созданная в стране так называемая рыночная инфраструктура. То есть и наше государство, и участники рынка умеют работать в таких условиях.

Экономист объясняет, что выросший курс доллара «сам по себе не означает, что экономика находится в кризисе».

- Почему Россия справилась со всеми вызовами? – рассуждает он. - Все дело в том, что наша страна еще с 90-х адаптировалась к рынку. На протяжении уже 30 лет мы жили в условиях непрерывного возрастающего давления. После кризиса 90-х наступил кризис 2007-2008 годов, дальше по нарастающей шел 2012 год, самые серьезные санкции во времена олимпиады в Сочи, 2014 год и так далее. Так вот рыночная инфраструктура и государству, и участникам рынка позволила все эти годы развиваться. Если предпринимательство развито, оно умеет приспосабливаться и выживать в период негативных явлений.

Как объясняет г-н Камалов, «мы набили шишки в 90-е годы, когда экономика испытывала серьезные проблемы - и дефолты, и инфляция».

- Но при этом формировался класс предпринимателей: некоторые молодые предприниматели родились в те годы и выросли на фоне этих потрясений, - считает он. - В то же время совершенствовалось законодательство, создавались правовые институты, в этих условиях научились работать налоговая, администрации, госструктуры, правительство. И в этом я вижу причину фундаментальной устойчивости нашей экономики.

Вторым важным фактором, повлиявшим на стабильность отечественной экономики, стали адекватные новым вызовам меры, введенные на двух уровнях власти: федеральном и региональном.

- В прошлом году в режиме ручного управления были приняты все меры по науке, по учебнику, - считает Рустам Камалов. - Тогда власти скорректировали ставку рефинансирования Центробанка, предусмотрели монетарную поддержку бизнеса, позаботились о слабозащищенных группах населения, приняли ряд специальных программ, одной из которых стало продление льготной ипотеки. Бизнес получил от государства порядка 1 трлн рублей на поддержку деятельности. Все эти меры помогли сохранить движение маховика экономики. Производство работало.

«На фоне введенных ограничений рост инфляции в стране некритичный»

Хотя западные страны рассчитывали, что разрыв логистических цепочек в России приведет к резкой остановке поставок товаров в страну или их отгрузки другим государствам, этого не произошло. Кризис стал своего рода толчком для роста.

- Об этом неоднократно говорил Владимир Путин: мы слишком большие, чтобы нас таким образом заковать, - констатирует ученый. - В своем послании президент страны подметил сложившийся рекордно низкий уровень инфляции. Ожидали, что рост будет запредельным, но мы остановились на 12 с небольшим процентах за 2022 год. Это совершенно некритичный рост на фоне введенных ограничений. 

Значительную роль в этом сыграла обеспеченная в России продовольственная безопасность. В этом отличие кризиса от потрясений 90-х, когда страна потеряла целые секторы сельского хозяйства: семена, гербициды и племенной скот были импортными.

- У нас очень большой запас прочности, потому что мы живем в зоне рискованного земледелия, - поведал Рустам Камилович. - За пятилетку у нас два-три года урожайных, а потом два-три года идут заморозки, засуха или дожди. Посмотрите на типичного француза, который снимает со своей плодородной земли по три урожая в год. Сравните его с нашим человеком, который не знает, получит ли он урожай в этом году. Конечно, они отличаются. В нашем человеке запас прочности очень высокий, по крайней мере он выше, чем у традиционного западного жителя.

Как объясняет г-н Камалов, «целевой показатель четыре процента вполне достижим».

- Во всяком случая инфляция по товарам первой и второй необходимости будет в этих пределах, - говорит он. - Именно продукты питания являются основными при подсчете инфляции. Полки магазинов с товарами первой и второй необходимости - полные, выбор большой, борьба продавцов за покупателей продолжается. А это и есть залог низкой инфляции.

Заморозка золотовалютных резервов России, по мнению экономиста, никак не повлияла на развитие событий. Эти средства все равно лежали бы в банках, как подушка безопасности, даже если бы никаких ограничений не было.

- Не думаю, что это будет иметь критическое значение и в дальнейшем — главное, чтобы работало внутреннее производство и был внутренний спрос, - полагает он. - Более того, у нас ведь есть ответ. Если эти резервы начнут тратить, у нас внутри страны гораздо больше иностранного капитала. Таким образом, мы можем выйти на компенсацию.

Эксперт отмечает, что в послании президента России было сказано о рекордно низком уровне безработицы в стране. Это на первый взгляд неплохо, однако г-н Камалов видит некоторый негативный фактор на рынке труда. В будущем он прогнозирует нехватку квалифицированных работников.

- Пока я не вижу в современных публикациях особой озабоченности по этому поводу, - говорит он. - Но я предрекаю нехватку квалифицированной рабочей силы. Ранее было проведено исследование, доказавшее, что стране нужно около 250 млн человек, чтобы она могла полностью обеспечить себя всеми необходимыми товарами. А нас без малого 160 млн - с учетом того, что мы находимся в зоне демографической ямы, это тревожит. Сегодня в экономически активный возраст приходят люди, рожденные в 90-е годы. А их мало. Такая тенденция продлится как минимум до 2030 года.

«Рационально вернуться к планам по строительству речного порта в Агидели»

С уходом иностранного бизнеса российским предприятиям, освободившимся от конкуренции, стало намного легче работать. Однако экономисты видят в этом и негативный фактор.

- Надо отдать должное иностранным компаниям - в условиях рынка они сумели построить очень эффективное производство, - считает он. - Там, где мы обслуживаем 1 млн прибыли 10 сотрудниками, они умудряются делать то же самое восемью. Да, сегодня мы заместили ИКЕА, но сейчас нам будет не на кого ориентироваться. До санкций была хорошая конкурентная борьба наших мебельщиков с иностранными: по качеству, по технологичности. Теперь эффективный игрок ушел с нашего рынка, жизнь наших мебельщиков стала легче — и они могут расслабиться.

То же самое, по мнению Рустама Камалова, касается «Макдоналдса». Пока российская сеть, занявшая эту нишу, будет работать по прежним стандартам, но когда создатель фастфуда будет совершенствовать свои технологии, то в России об этом не узнают. Будет не на кого равняться — разве что подсматривать, выезжая за рубеж.

- Если говорить о Башкирии, то за минувший год она показала хорошие результаты: индекс промышленного производства у нас не только оказался положительным, но и поднялся выше российского, - напомнил эксперт. - В нашем регионе, к счастью, не были локализованы производства, которые попали под санкции, например, автомобилестроение. Те регионы, в которых оно было развито, конечно, пострадали. Но и то – сегодня на этот рынок приходят китайцы со своими автомобилями. В Башкирии же промышленность осталась прежней. Тех, кто ушел, мы заместили. То, что мы сумели подняться, заслуга того самого малого предпринимательства. Плюс к этому наращивал производство наш оборонный комплекс: КумАП, УМПО, другие предприятия Уфы и Салавата.

Предприятия оборонного комплекса тоже продолжат вносить существенный вклад в региональную экономику.

- Гособоронзаказы обслуживаются огромным количеством вспомогательных предприятий, дают большое число рабочих мест, обеспечивая жителей зарплатами, а бюджет — налоговыми поступлениями, - прогнозирует эксперт. - Сейчас они — локомотивы развития экономики.

В ближайшее время страна должна продолжить разворот на юг и восток, налаживать связи с новыми партнерами.

- Кажется рациональным вернуться к планам по строительству речного порта в Агидели, - считает он. - Тогда этот порт будет самым восточным в европейской части России. Перспективы для республики в том, что она находится в центре страны, и вся логистика будет затрагивать Башкирию. Определенный толчок развитию даст строительство железнодорожной ветки Сибай – Сара и ее продление в сторону Казахстана. Накануне вновь обсуждался еще один важный проект - строительство автодороги Казань – Екатеринбург, она тоже коснется севера республики. Конечно, поскольку мы находимся в едином экономическом пространстве страны, важно включаться в федеральные программы и планы. Эти два проекта смогут интегрировать нашу экономику в российскую и дать импульс для развития.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру