Водители «Башавтотранса» первыми оказались на месте улу-телякской катастрофы

Автобусы перевозчика Башкирии трудились на всех фронтах этой трагедии

Прошло 32 года с момента крупнейшей в российской истории железнодорожной катастрофы, по злой иронии судьбы, случившейся на территории Башкирии. В ночь на 4 июня 1989 года, на перегоне Аша — Улу-Теляк в Иглинском районе республики в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов произошел мощный взрыв.

Автобусы перевозчика Башкирии трудились на всех фронтах этой трагедии

С первых минут этой ужасной драмы десятки специальных служб и ведомств были подняты по тревоге, а вся страна с болью в сердце наблюдала за ходом этой спасательной операции.

Башкирское территориальное объединение автомобильного транспорта «Башавтотранс», уже успевшее в те годы зарекомендовать себя как команда профессионалов, было одним из первых, чьи водители, люди мирной профессии, бросились на помощь соотечественникам.

- В тот трагический день, 4 июня, я был дежурным по гаражу и в пятом часу утра тишину прервал звонок в диспетчерскую службу, — рассказал заслуженный ветеран предприятия, бывший директор УАТП № 3 Александр Черноусов. — Голос в трубке представился полковником вооруженных сил и в приказном тоне потребовал срочно направить десять наших автобусов на городской железнодорожный вокзал. Я оперативно собрал водителей, и колонна двинулась в путь.

По воспоминаниям Александра Васильевича, весь уфимский вокзал был полон машин скорой помощи и другой спецтехники, и автобусы «Башавтотранса» пришлось доставлять к перронам буквально «на руках» силами военнослужащих. Поначалу никто точно не знал, что случилось, а машины выдвинулись на пункт сбора по приказу, но уже на вокзале до водителей стали доходить страшные слухи о улу-телякской аварии.

- Где-то в полдевятого утра на вокзал пришла электричка с пострадавшими и наш транспорт приготовился принимать людей. Тогда я до конца еще не представлял, что нам придется увидеть, — вспоминает Александр Черноусов. — Когда в сопровождении военных я вошел в вагон - у меня потемнело в глазах. Раненые лежали кто на полу, кто на носилках, а когда этих несчастных людей стали выводить к машинам, за некоторыми оставался кровавый след.

Тяжелых пострадавших из этой первой партии поместили в кареты скорой, а тех, кто еще мог ходить, повезли на автобусах. Помимо перевозки раненых, транспортные колонны компании встречали первых лиц государства и чиновников высшего звена, посетивших место трагедии.

- Когда наши автобусы прибыли на место улу-телякской катастрофы, первое, что бросилось мне в глаза, были железнодорожные рельсы, скрученные взрывной волной, словно проволока, — вспоминает очевидец событий, водитель «Башавтотранс» Ильдар Кудашев. — Передний вагон поезда напоминал скомканную консервную банку, а местами все еще лежали фрагменты тел погибших. После увиденного мне несколько дней не хотелось есть, а запах горелой плоти до сих пор отпечатался в сознании.

Так как уфимские водители прибыли на место аварии одними из первых, еще совсем молодым парням открылась картины разрушений. Многие пассажиры, выжившие в этой ужасной мясорубке, в панике бежали в окрестные поля, а с наступлением утра несчастные, обезумевшие от боли и страха люди, стали возвращаться. Тела погибших тоже раскидало на сотни метров.

Грузили в автобусы еще живых, а выгружать приходилось мертвых... По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям.

- Самое страшное для меня тогда было — это вид пострадавших детей, — добавляет Александр Васильевич. — На месте аварии я ходил, опустив взгляд в землю, а глаза застилали слезы. Но мы работали, некогда было давать волю чувствам.

Водитель междугородних перевозок, участник тех трагических событий Андрей Пухов вспоминает, что уфимские шоферы все время спасательной кампании находились в спартанской обстановке. За рулем своих пассажирских «Икарусов» люди словно сливались с машиной, забывая про нормальный обед, а тем более сон.

- Да, было тяжело, когда автоколонна двигалась в эпицентр аварии, у нас просто не было времени на непредвиденные обстоятельства, — отмечает Андрей Геннадьевич. — Если случалась поломка, колонна не останавливала движение, а неисправная техника просто уходила с пути. Была дорога каждая минута.

В те часы, когда спасатели разбирали завалы, большую поддержку сотрудникам «Башавтотранса», да и всем участникам событий оказывали местные жители. Эвакуационные партии прибыли на место катастрофы оперативно, и нередко работникам не хватало элементарных бытовых вещей.

— В те дни стояла страшная жара, а местные жители помогали нам с водой, подвозили ее в трехлитровых банках и стеклянных бутылках, кто-то привозил что-то съестное, — вспоминает очевидец событий, водитель Рамиль Самигуллин. — Естественно, было тяжело, но наше поколение привыкло к испытаниям. Никто даже не думал об этих неудобствах. Тогда еще не было современных психологов, но вера в то, что мы помогаем людям, позволяла нам преодолевать стресс.

Автобусы главного пассажирского перевозчика Башкирии трудились на всех фронтах этого поистине ужасного события. Многие уфимские водители были задействованы во встрече родственников погибших, и это, по словам опытных шоферов, было одним из самых тяжелых эпизодов трагедии.

- Мы перевозили этих людей к месту опознания, и по уровню психологического напряжения эта работа была просто пиковой, — с трудом комментирует другой участник событий - механик Алексей Стародубцев. — Еще в начале этого тяжелого пути у родственников начинали сдавать нервы, люди плакали, падали в обморок. Нужно было сосредоточиться на движении, но не чувствовать этого ужаса мы не могли. Так и приходилось брать волю в кулак и работать.

Несмотря на то, что машины «Башавтотранса» перевозили пострадавших только первые сутки, именно это время позволило остальным ведомствам полностью мобилизовать свои ресурсы.

- Трагедия произошла в воскресенье и оперативно собрать огромный спасательных парк техники было проблематично, а наши автобусы по первому приказу вышли на линии, позволив остальным нарастить силы, — подытожил Александр Черноусов.

С момента улу-телякской аварии прошло уже много лет, сменилось не одно поколение, но некоторые вещи до сих пор остаются неизменными. И эти вещи — профессионализм водителей компании, людей от которых каждый день зависят жизни сотен пассажиров республики. Александр Черноусов проработал на предприятии 45 лет, занимал должность директора уфимского АТП № 3 и сейчас на заслуженном отдыхе. Рамиль Самигуллин, Ильдар Кудашев, Андрей Пухов, и Алексей Стародубцев по сей день трудятся в стенах предприятия, передавая свой опыт молодым сотрудникам, на собственном примере показывая преданность любимому делу.

- В этом году «Башавтотранс» отпразднует столетний юбилей, что является неопровержимым показателем значимости нашей компании как для республики, так и в масштабе страны, — сообщил заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам Сергей Паскин. — Наш транспортный потенциал уже не раз показал свою востребованность, но главная наша «жемчужина» — кадры. Именно для сохранения опыта поколений планируется открытие музея компании: «Башавтотранс» — на острие событий».

Как отметил Сергей Александрович, в этом выставочном центре будут освещены ключевые вехи развития регионального предприятия, и особое место в экспозиции займет неоценимая помощь водителей на ликвидации последствий улу-телякской катастрофы.

Напомним, ГУП «Башавтотранс» - стратегическое предприятие Башкирии, водители которого в любой момент готовы выдвинуться на любое чрезвычайное событие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру