Политолог из Башкирии: «Чиновники должны работать так, чтобы не потеть на прямой линии»

По мнению Арсена Шаяхметова, в фокусе внимания главы РБ всегда вопросы жителей региона

В Башкирии снова состоялась прямая линия главы республики Радия Хабирова. По словам политолога Арсена Шаяхметова, «сам жанр прямой линии в нашей стране скоро отметит 25-летие, и это уже устоявшийся ритуал, процедура, которая проходит каждый год».

По мнению Арсена Шаяхметова, в фокусе внимания главы РБ всегда вопросы жителей региона
Глава РБ
Содержание:

«Умение расположить к себе людей – главный антикризисный инструмент сегодня»

- Она становится важным символическим событием, потому что имеет свой политический эффект, - поясняет Арсен Маратович. - Прямые линии ежегодно проводит президент России Владимир Путин, он так может говорить со страной. И аналогично губернаторы отвечают на вопросы жителей регионов. Эти прямые линии сигнализируют населению, что все нормально, все спокойно и власть держит руку на пульсе.

Г-н Шаяхметов отмечает, что на региональном уровне прямые линии начали проводить позднее, чем прямые линии с президентом страны.

- И сейчас они проходят далеко не в каждом регионе, - заверяет он. - Все-таки для того, чтобы прямая линия состоялась, губернатор или глава региона должны обладать рядом компетенций. В первую очередь, они должны не бояться выходить на широкую публику, работать в прямом эфире и иметь возможность последовательно и плодотворно решать вопросы, которые поступают на прямую линию.

По словам политолога, отказываются от прямых линий главы тех регионов, где сложная социально-экономическая или политическая ситуация или высокий протестный потенциал.

- Умение расположить к себе людей, взаимодействовать с ними – главный антикризисный инструмент на сегодняшний день, - объясняет Арсен Маратович все о прямой линии. - Нужно снимать негатив, страх, опасения и настраивать людей позитивно. Не в каждом регионе, кстати, это получается сделать. В нескольких регионах губернаторы, еще только избравшись, попадают в репутационные кризисы. Они не умеют разговаривать с людьми, ведут себя, как привыкли на прежних местах работы, кому-то мешают внутренние ментальные установки, кто-то еще не понимает, с какими вызовами сталкивается в день, когда занял это место. Поэтому здесь надо отдать должное Радию Хабирову. В Башкирии это мероприятие остается регулярным.

Политолог напоминает, что «проходит это каждый раз в разном формате, но в последнее время устоялась совмещенная с пресс-конференцией прямая линия, где задают вопросы как журналисты, так и представители научной общественности, образовательной сферы, культурные деятели и обычные граждане».

- Таким образом вопросы поступают от широкого круга участников, - констатирует он.

Арсен Шаяхметов уверен, что «прямая линия – это хорошая возможность для того, чтобы подсветить ряд вопросов, которые требуют решения здесь и сейчас, которые, может быть, не были решены на районном уровне из-за недостатка финансирования или из-за недоработки на местах».

- Кроме этого, на прямой линии также обсуждаются вопросы, которые требуют вложения федеральных средств, - напоминает он. - А это – возможность заявить о проекте и пролоббировать возможность его финансирования. Поэтому, помимо широкой общественности, вопросы готовят и муниципалитеты. Для них это такой же канал коммуникации с главой республики, чтобы вывести вопрос в публичное поле и постараться его решить.

«В нашей ментальности заложена способность перетерпеть сложные времена»

Как объясняет г-н Шаяхметов, «важно еще и то, что во время прямой линии определяется стратегия развития республики».

- Как правило, на ней звучат вопросы и тренды, которые будут актуальными в будущем, - считает он. – Также звучат вопросы стратегического развития республики. Основной темой, как всегда, была специальная военная операция: непосредственная помощь фронту и помощь семьям военнослужащих – это магистральная тема последних трех лет. Ну и плюс, конечно же, вопросы из социального блока: о здравоохранении, образовании, развитии науки, культуры. Ранее глава региона анонсировал плавный переход к формату экономики, подразумевающему более эффективное расходование бюджетных ресурсов. Мы понимаем, что экономика страны переживает не лучшие времена. Еще в конце прошлого года Владимир Путин отмечал, что экономика перегрета, и на пятый год ожидается некий период охлаждения. Мы видим это по цифрам: замедлился рост ВВП страны. Скорректированный проект бюджета на следующий год предполагает дефицитный бюджет на федеральном уровне. И Радий Хабиров отмечал, что следующий год будет сложный в экономическом плане. Нужно было объяснить людям, как мы будем жить в следующем году, какие проекты предполагается реализовать, а какие притормозить, и как будут расходоваться основные бюджетные средства.

Специалист напоминает, что в условиях кризиса, в которых общество живет в последнее время - пандемии, специальной военной операции, санкционной политики – важно, что прямая линия проводится регулярно.

- В нашей политической культуре, в нашей ментальности заложена способность перетерпеть сложные времена, работать здесь и сейчас на благо будущего детей, внуков, будущих поколений, - объясняет политолог. - Очень многие из нас привыкли что называется «затягивать пояса». Плюс у людей есть понимание, что сейчас объективно сложные времена. Почти каждому поколению приходилось жить в подобных условиях, некоторым – и в более суровые времена, чем нам. Поэтому люди уже знают, что любой кризис можно преодолеть. К тому же после распада СССР и даже с перестроечных времен мы постоянно переживаем перманентные кризисы, и даже были дефолты, и гиперинфляция, и разные локальные военные конфликты на территории нашей страны, геополитические вызовы и мировые экономические кризисы.

Как полагает г-н Шаяхметов, общество уже адаптировалось к кризисам, получило своего рода прививку.

- Одновременно люди понимают, что кризис – это не только проблемы, но это и определенные возможности, - считает он. - Несмотря на то, что такие глобальные проблемы, как, например, пандемия, решаются на федеральном уровне, репутационно такие вызовы всегда ложатся на региональную и муниципальную власть. Сейчас, в информационном обществе, важное значение имеет способность власти выстраивать коммуникации с людьми, общаться с ними. И основная компетенция, которой должны обладать главы регионов, – это умение проявлять эмпатию к жителям.

По мнению Арсена Шаяхметова, в фокусе внимания главы РБ всегда вопросы жителей региона.

— Для Радия Хабирова прямая линия – не только возможность решить какие-то вопросы здесь и сейчас, - поясняет он. - Эта рутинная работа, и так делается каждый день. Но для главы региона прямая линия – также инструмент собственного позиционирования. Она демонстрирует, что руководитель субъекта держит руку на пульсе, что вопросы решаются, что работа идет в плановом режиме. И это имеет «терапевтический эффект»: когда люди видят, что с психологической точки зрения власть контролирует ситуацию.

И прямая линия демонстрирует, что руководитель может уверенно отвечать на вопросы, владеет информацией. В ней есть некий магический эффект, который действует на жителей региона.

«Прямая линия еще не завершилась, а главы районов уже отчитываются»

- Неудобные вопросы будут всегда, - уверен политолог. - Но надо сказать, что каждый вопрос, если он высвечивает проблему или недоработки, не очень удобный. Политик должен сохранять спокойствие, визуально демонстрировать уверенность в себе, не опускаться до каких-то конкретных обвинений. Такие реакции в регионах были. Но несмотря на то, что жителям подобное нравится, на имидже главы субъекта это сказывается, скорее, негативно. Показателен пример соседней области, где глава региона не очень этично уволил главу муниципального образования. В последующем, скорее всего, это даст негативный эффект со стороны широкой общественности.

Арсен Маратович объясняет, что «и президент страны, и глава региона приходят на прямую линию подготовленными».

- Администрация понимает, какие вопросы поступят, и глава региона всегда к ним готов, - считает он. - К тому же через него ежедневно проходит огромное количество информации. Он владеет данными по инфраструктурным, социальным проектам, тем более в конце года, когда наступает время отчетов и подведения предварительных итогов.

Политолог разъясняет, что «прямая линия демонстрирует то, как должны решаться вопросы в информационном веке: моментально, как мы привыкли общаться в мессенджерах».

- И мы наблюдали, как сама прямая линия еще не завершилась, а главы муниципалитета уже отчитываются о том, что взяли в работу прозвучавшие на ней вопросы, - напоминает он. – Это может показывать, что проблема могла решиться намного быстрее, но прежде на местах ее недооценили. С другой стороны, для людей это показывает, что власть работает. И хотя не с каждым вопросом нужно выходить на общение с главой, этим инструментом можно пользоваться для решения своих проблем. Цифровизация задает очень быстрый темп нашей жизни. Этому темпу должны соответствовать все: и общество, и власть.

Г-н Шаяхметов объясняет: один раз увидев, что проблема успешно решена, люди впоследствии начинают обращаться не к местным властям, а напрямую к главе республики.

- Очень часто на прямой линии обсуждаются антикоррупционные кейсы, проблемы, которые активно дискутируются в обществе, - продолжает он. - Одна из них – реконструкция памятника Салавату Юлаеву. И в этом году еще раз проговорили, что памятник скоро вернется на свое место, возможно, даже с некоторым опережением сроков, как это часто случается в последнее время.

По словам политолога, о таких мегапроектах не говорят каждый день, но формат прямой линии дает возможность обозначить сроки их завершения. А для глав городов и районов прямая линия становится проверкой их профессионализма.

- С одной стороны, на них действительно ложится большой объем работы при минимальных финансовых ресурсах, в условиях хронического недофинансирования, разъясняет эксперт. - И это, конечно, большая проблема. С другой стороны, действительно есть и многочисленные упущения с их стороны, которые позволяет выявить формат прямой линии. Это не самое хорошее отражение формата ручного управления в нашей стране. В идеале система должна работать так, чтобы никто не краснел и не потел во время прямой линии и на ней ничего оперативно не решалось.

Но в жизни это невозможно. Собственно, потому и появились прямые линии и система отправки обращений. Решения по звонкам и сообщениям, отправленным напрямую главе региона, принимаются в течение нескольких часов. Локальные кризисы разрешаются очень быстро.

Вопросы главе региона принимаются заранее, и на часть из них, разумеется, заранее готовятся ответы. Но при этом и поступающие в прямом эфире вопросы не остаются без внимания.

- Не нужно думать, что вопросы пропадают, - поясняет Арсен Маратович. - Радий Хабиров, может быть, сам и не прочитает какое-то обращение, но каждый поступивший на прямую линию вопрос берется в работу, по нему проводится соответствующая проверка. Даже если этот вопрос не прозвучал в эфире, по нему будет дано поручение главы региона, и заявитель получит ответ. На проблемы, требующее моментального решения, реагируют быстро. Менее острые рассматриваются в обычные для обращений граждан сроки. В любом случае, даже если один действительно важный вопрос будет решен, значит, прямая линия прошла не зря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру