Политолог: «Проигравшие на праймериз могут пойти на выборы как самовыдвиженцы»

Партия власти подвела итоги предварительного голосования

Праймерих проводились перед выборами в Госсобрание Башкирии. В 55 округах, в которых соревновались единороссы, победили и без того известные лица, такие как глава Башкирии Рустэм Хамитов, мэр Уфы Ирек Ялалов, министр молодежной политики и спорта Андрей Иванюта, глава регионального «финансового» ведомства Рида Субхангулова, руководитель республиканского министерства ЖКХ Сергей Афонин и вице-премьер башкирского правительства Николай Хорошилов.

Партия власти подвела итоги предварительного голосования
Фото: архив МК

Партийный отсев

Кроме того, заняли первые места во внутрипартийном отборе 22 действующих депутата Госсобрания РБ.

Политолог Николай Евдокимов считает, что «значительная часть людей до сих пор не понимает, что такое праймериз, путают их с выборами».

- То есть выборы еще не объявлены, но в некоторых головах они уже состоялись, - говорит он. - И, конечно, это следствие того, что в нашей политической культуре и практике праймериз пока не закрепились. Это всего третья более-менее масштабная кампания по внутрипартийному голосованию после 2011 и 2016 годов, поэтому люди пока не до конца понимают. Но что здесь можно сказать? Наверное, «Единой России» нужно усилить в первую очередь информационную работу и объяснять, что такое праймериз. Для чего проходит предварительный отбор? Это внутрипартийное голосование, суть которого состоит в том, что нужно определить кандидатов в депутаты, если так можно сказать, то кандидатов в кандидаты от партии власти на будущих выборах. Почему проводит именно «Единая Россия»? Потому что партия имеет наибольшие представительства и, соответственно, идет наиболее серьезная конкуренция за то, чтобы стать кандидатом на выборах, в силу того, что статус кандидата очень часто, откровенно говоря, гарантирует на 75-80 процентов место в парламенте. Соответственно, таких желающих выдвигается очень много, поэтому партии необходимо провести отсев среди этих кандидатов. Это можно сделать, конечно, кулуарно, внутрипартийным путем. Долгое время все политические партии так и делали. Но для того, чтобы сделать этот отбор более открытым и дать возможность избрать этих кандидатов самим людям, собственно, и придуманы праймериз. То есть это предварительное голосование, когда люди отбирают тех кандидатов, которые потом будут участвовать в выборах уже непосредственно в представительные органы власти, то есть в нашем случае в парламент РБ осенью этого года.

Сам г-н Евдокимов называет праймериз «репетицией выборов».

- Кандидаты должны были опробовать себя в ходе внутрипартийных дебатов, в ходе встреч с населением, это был бы для них хороший опыт, - полагает он. - Но в целом дебаты, которые мне удалось наблюдать, не сопровождались острым противостоянием и кандидатам не удалось в полной мере проявить свои ораторские способности. В этом плане они прошли, может быть, несколько рафинированно, но с другой стороны выдвигались довольно интересные инициативы. То есть, скорее, это был не формат дебатов, а в большей степени формат презентации своих программ. Это тоже важно, тоже необходимо, но именно с точки зрения политической борьбы это, конечно, вряд ли что-то всерьез дало тем кандидатам, которые победили в ходе предварительного голосования.

- У некоторых единороссов, которые не одержали победы в праймериз, наверное, и обиды были?

- Говорят, что партия – это форма коллективного эгоизма, всегда будут недовольные. Очевидно, что люди амбициозные болезненно воспринимают поражение, в том числе на праймериз, когда приходится сталкиваться с тем, что кто-то будет выдвинут вместо тебя. Но никто не отменял такого принципа, как принцип самовыдвижения, то есть они могут выдвинуться не от политической партии. Хотя надо сказать, что на этих праймериз были депутаты, которые не смогли победить, несмотря на то, что уже имеют достаточно серьезный опыт, причем не только на региональном, но и на федеральном уровне. Но, видимо, где-то не доработали, где-то в какой-то степени расслабились. Хотя в целом, если посмотреть на список победителей по округам, часть из них - все-таки люди уже достаточно известные, а часть – это руководители тех крупных предприятий, которые расположены в этих округах. Соответственно, они имеют возможность для ведения избирательной кампании, в том числе в рамках праймериз.

- Явка на праймериз в Башкирии была 13 процентов. Это огромная цифра для такого внутрипартийного и все-таки местечкового мероприятия?

- Но надо сказать, что есть регионы, где явка достигала и 18 процентов. Но я бы не стал акцентировать на этом внимание, потому что это действительно внутрипартийное мероприятие. По большому счету оно должно быть интересно только сторонникам «Единой России», то есть людям, которые собираются голосовать за эту партию на следующих выборах в башкирский парламент. Сторонникам других политических партий бессмысленно участвовать в этом мероприятии, если они пытаются поддержать КПРФ, ЛДПР или какую-то другую политическую силу.

Место на кресло

Николай Анатольевич разъясняет, что выборы в башкирский парламент проходят по смешанной системе.

- Есть партийный список и есть кандидаты, которые будут выдвигаться по одномандатным округам, - поясняет он. - Вообще, как формируется Курултай? В Курултае у нас 110 человек, 55 пройдут по округам, то есть вся республика будет поделена на 55 относительно равных по количеству избирателей зон, и еще 55 - как раз по партийным спискам. Что касается праймериз, то попадут как люди, которые пойдут по партийным спискам, так и те, которые пойдут по одномандатным округам. Не случайно и в ходе праймериз тоже было 55 территорий «Единой России». Сложно сказать, постольку все это регулируется внутрипартийными документами и решениями, но логично, наверное, было бы, чтобы те люди, которые победили в своих округах, выдвигались в этих округах и на выборах в Курултай. Это, по сути, будет способствовать решению сразу нескольких задач, потому что есть такая хитрая уловка, которая состоит в том, что праймериз – это не только отбор кандидатов, но фактически и старт избирательной кампании: люди готовятся, начинают встречаться с населением, с гражданами, то есть по большому счету начинают вести избирательную кампанию. Пусть и в рамках своей партии, но все равно появляются листовки, какие-то встречи. По сути, партия власти уже начала избирательную кампанию, и те кандидаты, которые будут выдвигаться по округам, будут обладать определенной узнаваемостью. То есть люди уже будут их знать, им не нужно будет начинать, что называется, с нуля. Но и это может привести к тому, что им будет тяжелее мобилизовать своих избирателей в сентябре, когда состоятся выборы. Люди могут сказать: «Мы же уже проголосовали».

Николай Анатольевич уверен, что «другие партии не проводят предварительного голосования прежде всего потому, что у них нет таких ресурсов».

- У них недостаточно узнаваемых фигур и тех фигур, которые могли бы прийти в партии и увлечь за собой большое число избирателей, - говорит он. - Есть такие люди, но их не хватает даже на 55 округов, не говоря уже о партийном списке. Поэтому другие партии предварительное голосование не проводят не потому, что копят силы, а просто потому, что у них не хватает ресурсов на это предварительное голосование. Другой вопрос, что даже праймериз не помогут «Единой России» существенно улучшить свои электоральные позиции и повторить результаты, которые есть у них на данный момент.

- В региональных праймериз участвовало свыше 500 человек, то есть пять человек на место. Даже если все кресла в башкирском парламенте займет «Единая Россия». Как думаете, какой конкурс будет на этих выборах?

- Сложно сказать, сколько людей заявится. Это зависит от того, как активно себя будут вести другие политические партии. Но, естественно, «Единая Россия» заявит своих кандидатов по всем 55 округам плюс представит партийный список. Не думаю, что у партии власти есть шансы занять все места в Курултае или даже повторить результат прошлых выборов - 94 депутата из 110. На данный момент это практически потолок, повторить этот результат будет очень сложно, поэтому, наверное, конкуренция возрастает. Речь идет, может быть, даже о некотором снижении результатов «Единой России» на выборах. Все-таки в сознании населения довольно сложно удерживать какие-то единые формирующие вещи на протяжении долгого времени, поэтому определенная усталость от политической системы, от политического процесса чувствуется. Я думаю, что «Единая Россия» наберет несколько меньше.

- Не все депутаты Курултая захотели участвовать в праймериз...

- Что касается тех депутатов, которые не участвовали в праймериз, с высокой степенью вероятности мы не увидим их в следующем парламенте, потому что по уставу «Единой России» для того, чтобы выдвигаться, необходимо пройти процедуру предварительного голосования. Именно по этой причине Рустэм Хамитов и Ирек Ялалов участвовали в праймериз: просто потому, что чисто юридически по уставу партии они бы не могли быть в списке, если бы эту процедуру не прошли. Раз не прошли, соответственно, их не будет в списке кандидатов в депутаты на выборах. Есть такие известные фигуры, не участвовавшие в праймериз, как Александр Семак или Айдар Галимов – это те, кто на слуху. Есть достаточно известные чиновники, например, Виктор Пчелинцев, долгое время работавший в администрации. Можно, конечно, предположить, что они будут участвовать в выборах как самовыдвиженцы, если им это действительно нужно, если у них есть такие амбиции, но тут я затрудняюсь сказать.

- А раньше люди не участвовали в праймериз, а в списке оказывались?

- Это положение было внесено в устав партии власти в 2011 году, поэтому сейчас такой номер не пройдет. Если эти люди победят как самовыдвиженцы, потом могут войти во фракцию. Фракция – это не совсем партия, это могут быть и депутаты формально беспартийные, но присоединившиеся к партии, которая работает в парламенте.

Есть такие партии!

- Для чего в партийный список ЕР включают глав регионов, губернаторов или, как в нашем случае, еще и мэра Уфы?

- Совершенно очевидно, что глава региона не пойдет в Курултай. Его основная задача с точки зрения политической партии - подтянуть голоса людей, а здесь это связано еще и с тем, что доверие населения у нас в большей степени концентрируется на политических лидерах. Таков тип политической культуры, что лидерам мы доверяем больше, чем политическим институтам, например, в частности партии. Люди видят узнаваемую фигуру и голосуют. Именно по этой причине, например, ЛДПР достаточно регулярно первым человеком в списке даже на региональных выборах ставит Владимира Вольфовича Жириновского. Хотя понятно, что он не поедет в Башкирию работать в региональный парламент. Тем не менее расчет делается на то, что этот человек подтянет голоса избирателей.

Как объясняет Николай Евдокимов, «в политической науке и в политических технологиях принято считать, что ключевой группой являются сомневающиеся».

- То есть сторонники, например, КПРФ или ЛДПР не пойдут голосовать за «Единую Россию» и нет особенного смысла за них биться, - говорит он. - Но опыт социологических исследований, в том числе и в нашей республике, показывает, что до 50 процентов населения решает, за кого проголосовать, уже когда приходит на избирательный участок, то есть у них нет четких установок: придут, посмотрят на фамилии кандидатов, на список партий и определятся. Поэтому ключевая задача расположить именно этих людей, которые до конца не уверены в своем окончательном выборе.

- Можно сделать какой-то прогноз, придут ли новые партии в башкирский парламент? - Возможно, несколько увеличится фракция КПРФ, хотя не думаю, что можно ожидать какого-либо прорыва, потому что коммунисты ведут себя очень консервативно, они практически не реагируют на вызовы времени. Впрочем, это проблема многих партий, они слабо отвечают на ту повестку, которая существует, в том числе в республике. Я думаю, будет больше представителей от ЛДПР, потому что партия активно себя ведет и в общем-то ушла от несколько такой умеренно националистической риторики, которая раньше у нее присутствовала. По крайней мере, на региональном уровне это может позволить им набрать определенное количество голосов. Думаю, что «Справедливая Россия» попадет на этот раз в Курултай, потому что региональное отделение оживилось в последние полтора-два года, оно начало проводить реальную работу, ему по силам преодолеть пятипроцентный барьер. Была масса причин, связанных с объективными и субъективными факторами, почему СР не была представлена в башкирском парламенте: как жесткая позиция по отношению к действующей власти, так и в целом дезорганизация работы регионального отделения «эсеров» в последние годы. Но с назначением нового руководителя регионального отделения вроде бы дело с мертвой точки сдвинулось. Я думаю, что справедливороссы в Курултай попадут, хотя большой фракции у них не будет, максимум несколько человек. Кроме того, есть шансы провести своих депутатов, правда, не по спискам, а по одномандатным округам, у партии «Зеленых», они довольно активно работают. Партия «Зеленые» у нас существует благодаря неуемной энергии Руфины Шагаповой, она, безусловно, может провести эту партию в парламент и несколько своих сторонников, которые активно ей помогают, хотя преодолеть пятипроцентный барьер им будет сложно. То же самое касается «Патриотов России». То есть за счет некоторого роста других политических партий - такой вариант нельзя исключать - партийное представительство останется примерно на том же уровне: шесть политических партий, а на данный момент их в Курултае шесть, но, правда, три имеют всего по одному представителю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру