Стабильные межнациональные отношения в РБ – результат совместной работы органов власти и общества

Общегосударственная и региональная идентичности на современном этапе - не взаимоисключающие феномены

В чем суть Стратегии государственной национальной политики РФ, принятой в 2012 году и рассчитанной до 2025 года, и как в целом развивается ситуация в этой сфере, «МК» поинтересовалось у директора Центра гуманитарных исследований минкультуры РБ, кандидатом политических наук Маратом Мардановым. 

Общегосударственная и региональная идентичности на современном этапе - не взаимоисключающие феномены

 - Национальная политика, была и остается важнейшей задачей на каждом этапе исторического развития нашего государства, - полагает г-н Марданов. - Это объясняется не только многонациональностью России, в которой сегодня проживают представители более 193 народов, но и необходимостью регулирования процессов в данной сфере. Как наглядно показал опыт СССР, накопление противоречий и нерешенность межэтнических вопросов, представляют серьезную угрозу национальной безопасности страны и могут стать одной из главных причин распада государства. Если вспомнить историю, в 90-е годы процессы в сфере межнациональных отношений были, по сути, оставлены без внимания государства. Функции и профиль ведомств, отвечающих за национальную политику, все время менялся и не был четко прописан в российском законодательстве.

С 2000-х годов ситуация изменилась кардинальным образом. Программной статьей Владимира Путина, опубликованной в 2012 году «Россия: национальный вопрос», были заложены основы современной этнополитики в стране. Разработанные затем документы стратегического планирования, их реализация позволили восстановить суверенитет страны, а государство фактически вернулось в национальную политику.

Был создан Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, а в 2015 году после долгого перерыва в составе федеральных органов исполнительной власти воссоздана структура, ответственная за реализацию национальной политики – Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России). В 2016 году принята комплексная госпрограмма РФ «Реализация государственной национальной политики».

Кроме того, во всех субъектах РФ была внедрена информационная система, нацеленная на мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннее предупреждение конфликтных ситуаций. Однако ключевым событием стало принятие в 2012 году «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», обосновавшей основные направления деятельности государства по укреплению единства российской гражданской нации при одновременном сохранении этнокультурного многообразия России, обеспечении интересов входящих в ее состав этнических групп.

Наконец, в декабре 2018 года Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в Стратегию. Причиной послужили новые вызовы и угрозы, продиктованные внешним давлением со стороны Запада, а также возвращением Крыма в состав России.

В частности, Стратегия была дополнена определениями основных понятий, такими как «государственная национальная политика», «гражданское единство», «российская нация», «межнациональные (межэтнические) отношения» и другими направлениями.

Значимым вопросом национальной политики стало и положение о гармонизации этноконфессиональных отношений. Вместо понятия «толерантность», в Стратегию был введен термин «межнациональное согласие», который понимается как благоприятные межэтнические отношения, готовность взаимодействовать с людьми иных национальностей в деловой и неформальных сферах общения, регулировать противоречия в диалоговой форме. На первый взгляд – это мелочи, но таким образом этнополитическая терминология приведена в соответствие с российскими реалиями. Поскольку это в западной культуре люди конкурируют и терпят друг друга, а в нашей стране предпочитают дружить, так сложилось исторически. 

Также в целях обеспечения контроля за решением актуальных задач, обозначенных в Стратегии, были установлены целевые показатели и ожидаемые результаты в реализации национальной политики. После чего, Стратегия стала основным документом, определяющим вопросы планирования, регулирования и управления межэтническими отношениями в стране. Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время складывается единая система управления в сфере национальной политики, включающая в себя специализированные органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Причем данные органы активно взаимодействуют с профильными комитетами Государственной думы и Совета Федерации, с институтами гражданского общества - Общественной палатой, консультативными советами при ведомствах.

Как идет реализация положений Стратегии конкретно в Башкортостане? 

- Если говорить о Башкортостане, то общий анализ свидетельствует о том, что в регионе проведена значительная работа по реализации установок Стратегии. Осуществляется целый комплекс мероприятий, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, в реализации которого принимают участие не только органы власти, но и общественные, религиозные организации, представители экспертного сообщества. Постепенно, в соответствии с положениями Стратегии, идет внесение изменений в региональные госпрограммы, путем их «привязки» к целевым показателям, обозначенным в федеральном документе. Далее, в рамках формирования региональной системы мониторинга в 2015 году был создан наш Центр гуманитарных исследований при Министерстве культуры РБ. Основная цель мониторинга – раннее выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. 

Следует отметить, что в республике уже давно существуют академические учреждения, благодаря работе которых накоплена значительная научно-теоретическая база в области этнополитологии. Однако основное отличие нашего Центра от этих институтов заключается в том, что ЦГИ исключительно и целенаправленно занимается вопросами межэтнических отношений, делая при этом упор на практическую помощь органам государственной власти. Сегодня мы, как и все регионы, работаем в единой федеральной системе мониторинга ФАДН. В свою очередь Государственная информационная система (ГИС) позволяет в режиме онлайн наблюдать как происходит в социальных сетях, блогах и СМИ отражение тех или иных процессов, оперативно реагировать на возникающие вызовы. Наряду с этим, научно-экспертным составом Центра в ежедневном режиме отслеживается общая ситуация по республике, дается экспертный анализ и прогноз развития этноконфессиональных отношений в регионе. Кроме того, в РБ запущена система «Инцидент-менеджмент», которая уже показала свою эффективность в плане реакции властей на запросы населения, а также на возникающие конфликты.

В целом можно констатировать, что в Башкортостане сегодня создана комплексная и многоуровневая государственная система по анализу и контролю за состоянием дел в межэтнической и межконфессиональной сфере.

Как вы оцениваете современное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в РБ? Что сегодня больше всего волнует жителей региона? 

- Лучше всего об этом говорить не абстрактно, а используя результаты социологических опросов. Центр гуманитарных исследований уже четвертый год, проводит социсследования о состоянии дел в межнациональной сфере республики. Ежегодные опросы, в свою очередь, являются эмпирической базой для более глубокого этнополитического мониторинга и анализа. Поскольку основные вопросы, остаются из года в год неизменными, то это позволяет видеть общую ситуацию в динамике. Ежегодно мы опрашиваем около 1000-1300 человек по республике. Опрос проходит в соответствии с необходимыми требованиями, предъявляемыми к исследованиям подобного рода. В каждой социально-экономической зоне мы отбираем случайным образом 2-3 района и города. Итоги последнего социологического опроса Центра, проведенного весной 2019 года, показали, что граждан сегодня больше всего беспокоят рост цен (65 процентов), безработица (40 процентов), развал сельскохозяйственного производства (30 процентов), коррупция, взяточничество (29 процентов). Это узловые проблемы, которые требуют особого внимания. На этом фоне настроения в сфере этноконфессиональных отношений выглядят гораздо лучше. Более 80 процентов респондентов считают, что в Башкортостане существуют доброжелательные, нормальные отношения между людьми. В исторической многонациональности России как полиэтничного и поликонфессионального государства 70,5 процентов жителей Башкортостана видят больше пользы, чем вреда. А абсолютное большинство населения региона (80,7 процентов) не испытывает настороженности или неприязни по отношению к представителям какой-либо национальности. Другими словами, жители региона о межнациональных проблемах говорят не так часто и это результат сложившихся гармоничных отношений между различными этносами в республике. Что можно объяснить следующими причинами. Во-первых, используя в качестве инструментов государственные учреждения культуры и искусства, электронные и печатные издания, республиканская власть всячески стремится закрепить в языке и в общественном сознании понятия «дружбы народов», «взаимопроникновения культур» и «открытости» региона. В рамках этого дискурса подчеркивается исторический опыт взаимодействия и диалога традиционных для региона религиозных конфессий, прежде всего, православия и ислама. Во-вторых, позитивные оценки состояния межнациональных отношений в Башкортостане связаны с тем, что в регионе созданы благоприятные возможности для реализации национальных потребностей проживающих здесь народов. 

В-третьих, в республике большое внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям, которые также можно охарактеризовать как стабильные.

Результаты опроса за 2019 года свидетельствуют, что ситуация в религиозной сфере характеризуется высокой степенью доверия к представителям различных конфессий, комфортностью взаимоотношений в бытовом общении между ними. По этой причине религиозные взаимоотношения преимущественно оцениваются респондентами как нормальные, бесконфликтные. Таким образом, ситуация в целом устойчиво носит спокойный и прогнозируемый характер, поскольку современный Башкортостан – это регион со своей уникальной спецификой этнокультурной идентификации и межконфессионального взаимодействия. Для республики исторически характерна базовая межнациональная стабильность и отсутствие серьезных конфликтов на этой почве.

- Регулирование национальной сферы – приоритет государства, а какова в этом процессе роль национально-культурных и общественных объединений РБ? 

- Среди механизмов реализации государственной национальной политики в Башкортостане необходимо отметить интенсивно развивающиеся институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь национально-культурные объединения. Это особенность нашего региона. Представляя интересы конкретных этносов, они осуществляют законодательно закрепленное право народов на самоуправление, играют значительную роль в работе по сохранению языка, этнической идентичности, социокультурной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что порой можно встретить критические оценки их деятельности, не стоить забывать, что национально-культурные объединения несут на себе целый ряд важных функций – от сохранения уникальных этнических традиций и культуры своих народов до урегулирования конфликтных ситуаций. Более того, через проведение различных фестивалей и праздничных мероприятий с их участием, в регионе формируется позитивная национальная повестка. Разве это плохо? В настоящий момент в Башкортостане официально действуют более 70 национальных общественных объединений. Основная их часть входит в состав Ассамблеи народов республики и Дома дружбы народов. В регионе выстроена системная работа с главными организациями трех крупных народов РБ – Всемирным курултаем башкир, Собором русских Башкортостана, Национально-культурной автономией татар РБ. Глава Башкортостана Радий Хабиров, выступая на V съезде региональной общественной организации «Собор русских Башкортостана» 25 апреля 2019 года, особо подчеркнул, что «единство народов, вместе преодолевающих испытания, умеющих искренно радоваться успехам друг друга, – это заслуга наших предков, передавших нам эстафету дружбы и взаимоуважения, добра и созидания. Это духовное наследие мы будем всеми силами беречь и приумножать».

В качестве положительного примера скоординированных действий органов власти и национальных сообществ при разрешении конфликтных ситуаций можно привести инцидент, который произошел в 2018 года в селе Темясово Баймакского района. Все региональные службы оперативно отреагировали и таким образом «погасили» конфликт в течение двух дней. А активное участие представителей чеченской диаспоры в Башкортостане, Всемирного курултая башкир при разрешении этой ситуации, позволило нивелировать возможные негативные последствия. К сожалению, ряд ангажированных СМИ пытались позиционировать инцидент в качестве межнационального конфликта, однако организованные действия властей и общественности в итоге позволили вывести конфликт из межнациональной плоскости. В тоже время, уровень работы лишь в рамках национально-культурных объединений, на наш взгляд, становится уже недостаточным. Нужен качественный переход к новому этапу с увеличением роли наднациональных, интегрирующих структур, которые были бы прямо нацелены на укрепление общегражданской идентичности в регионе. Большим шагом в этом направлении стало создание в прошлом году федеральной национально-культурной автономии башкир – организации, призванной выражать интересы башкирского народа и республики в целом на российском уровне.

В последние годы в стране особое внимание уделяется укреплению межэтнической солидарности, формированию единой общегражданской идентичности. А как складывается ситуация в региональном контексте? 

 - Для российского государства единение людей на основе общих ценностей сегодня является приоритетом. Федеральный центр определил главную цель – выработка наднациональной гражданской идентичности при создании условий для развития культурной и этнической основы народов многонациональной России.

Как известно, распад СССР привел к разрушению общесоюзной, надэтнической идентичности, которая в условиях того времени была сформулирована в обобщенной идеологеме «единый советский народ». В 90-е годы, но уже в рамках Российской Федерации, постепенно начали набирать обороты процессы, связанные с ухудшением межэтнических отношений, ростом культурного отчуждения и дезинтеграции ее народов. В этих условиях для российского государства одним их важнейших направлений внутренней политики стало формирование общероссийской гражданской идентичности, обеспечивающей консолидацию населения страны на основе общих ценностей и приоритетов. Разговоры о том, что под этой политикой скрывается желание «превратить» все народы в «безликих россиян» является грубым, а порой и умышленным упрощением, поскольку во всех стратегических федеральных документах четко прописано, что речь идет об «укреплении единства российской гражданской нации при сохранении этнокультурного многообразия России». Проводившиеся ранее в республике замеры общегражданской идентичности традиционно показывали высокие результаты. Начиная с 2017 года этот блок вопросов был включен и в анкеты ежегодных социологических опросов Центра гуманитарных исследований. Их итоги в целом подтвердили сохранение тенденций, выявленных нашими коллегами в предыдущие годы. Основной показатель общегражданской идентичности – чувство близости с гражданами России, измеряемый по методике ФАДН, составил, согласно результатам социологического опроса 2019 года – 80,1 процентов. Это означает, что более 80 процентов жителей Башкортостана ощущают духовную близость с гражданами страны. 

При ответе на вопрос «Кем Вы себя чувствуете в большей мере?» 24,8 процентов респондентов назвали себя больше башкортостанцами, 32,2 процентов – гражданами России, 34,5 процента в равной мере россиянами и жителями республики. 

В этой связи еще раз хотелось бы отметить, что общегосударственная и региональная идентичности на современном этапе развития России – не взаимоисключающие феномены. Практически во всех субъектах РФ региональная идентичность сегодня не создает угрозы идентичности общероссийской – это данные опросов в целом по стране.  

Ярким примером этого, может служить Республика Башкортостан. Формирование российской общегражданской идентичности и одновременно сохранение этнокультурного многообразия является одним из приоритетных направлений в реализации государственных программ в области национальной политики в регионе. Как не раз отмечал Радий Хабиров, четкое позиционирование республики и понимание своих возможностей – это вопрос конкурентоспособности. Следовательно, осознание собственных конкурентных преимуществ, местный патриотизм – значимый ресурс, который способствует положительной динамике и продуктивности регионального развития. Кроме того, резкое ослабление региональной идентичности может способствовать оттоку населения, пренебрежительному отношению к своей «малой родине». Поэтому в этих вопросах нужен разумный и стратегически-обоснованный баланс. Отдельно отметим, что при определении идентичности населения региона возникают и трудности объективного порядка. Они вызваны наличием среди населения республики граждан с двойной или тройной идентичностью, связанной с социализацией респондента в смешанной межэтнической семье. Необходимо отметить, что доля таких семей в республике за последние годы выросла и по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 27,4 процентов. В целом рассмотрение вопросов состояния гражданской идентичности в Башкортостане представляется перспективным научно-исследовательским направлением. В свою очередь организация системной работы экспертного и научного сообщества будет способствовать своевременному выявлению потенциальных угроз, разработке эффективных механизмов разрешения межнациональных противоречий, укреплению общероссийской идентичности в регионе.

- В 2017 году на федеральном уровне был поднят вопрос о добровольности изучения региональных государственных и родных языков. После чего началось активное и дискуссионное обсуждение проблемы, особенно в национальных регионах. Неоднозначную реакцию этот вопрос вызвал и в Башкирии. Какова ситуация в настоящий момент? 

 - Несмотря на то, что «языковой вопрос» в РБ продолжает оставаться в фокусе общественного внимания, есть тенденция постепенного снижения остроты этой проблемы, что связано с мерами, предпринимаемыми органами исполнительной власти РБ. Еще в 2018 году правительство Башкортостана утвердило госпрограмму «Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан», разработанную минкультуры РБ. Осуществляется грантовая поддержка по сохранению и развитию государственных языков и языков народов республики. Благодаря финансовой поддержке гранта главы РБ скоро должны появиться современные языковые ресурсы, аудиокниги, анимационные фильмы-сказки. Начата работа по изданию переводов классиков мировой художественной литературы для детей на башкирском языке, проводятся фестивали и культурно-просветительские акции.

В 2019 году был также инициирован запуск образовательного проекта в Башкортостане, в рамках которого запланировано открытие 14 полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций, что вызвало позитивную реакцию родительской общественности. Участников образовательного процесса в целом привлекает идея получения образования на нескольких языках, включая государственные и иностранные. Тем самым повышается и статус, и значение преподавания башкирского языка, особенно в городской многонациональной среде. Одной из значимых новостей в области языковой политики стало открытие в Уфе двух полилингвальных школ, в рамках реализации национального проекта «Образование». В регионе действует программа «Сохранение и развитие государственных языков РБ и языков народов Республики Башкортостан», в рамках которой реализуются подпрограммы «Русский язык», «Башкирский язык», «Родные языки». Финансовое обеспечение госпрограммы в 2019-2024 составляет почти 3 млрд 800 млн руб. Как видим, несмотря на сохраняющуюся напряженность в языковом вопросе, региональные власти приняли целый комплекс мер, направленных на сохранение и поддержку родных языков. Можно даже сказать, что республиканское руководство сделало практически все возможное в этом направлении, исходя из имеющегося объема полномочий и теперь это скорее проблема самих граждан Башкирии, поскольку далеко не все родители желают выбирать для детей язык своей национальности в школе. 

Кстати, об этом говорят и социологические исследования нашего Центра – большинство опрошенных жителей Башкортостана хотели бы изучать иностранные языки, прежде всего, английский. Эти данные могут кому-то не нравиться, но такова социологическая картина языковой ситуации в регионе и с ней нужно считаться. Причина же кроется в том, что владение иностранным языком рассматривается как конкурентное преимущество при устройстве на работу и повышает комфортность пребывания в странах дальнего зарубежья. Тем не менее, высокие рейтинги иностранных языков являются достаточно тревожным фактом, так как указывают на тенденцию внутренней языковой эмиграции. Но это уже несколько иная проблема. 

- В 2020 году в стране пройдет масштабное событие – Всероссийская перепись населения. Как в республике идет подготовка к переписи? 

 - Действительно, с начала года Россия вступила в активную фазу подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2020 года. Организационная работа по ее проведению в Башкортостане в целом идет в обычном, «штатном» режиме. Хотя в регионе и за его пределами есть определенные силы, которые пытаются политизировать отдельные аспекты предстоящего мероприятия. В этой связи хотелось бы напомнить, что перепись является единственным официальным источником сведений о национальностях и языках. И каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность исходя из личной самоидентификации. Это соответствует 26 статье Конституции РФ. В России более 15 процентов граждан проживает в национально-смешанных семьях, в РБ – 27,4 процентов, поэтому возможно часть населения укажет во время переписи двойное или смешанное самоопределение. Планируется также, что можно будет указывать не один, а два родных языка, так как во многих российских республиках вторым родным языком является русский язык. И главная цель данных нововведений не политическая, как порой пишут некоторые ангажированные общественники, а чисто научная, постольку это позволит получить более полную «этническую» картину населения России. Однако технически учесть такое разнообразие – непростая задача. В этих условиях следует подчеркнуть необходимость тщательной организации переписных мероприятий, важности более внимательного отбора и подготовки самих переписчиков, максимально полного учёта мигрантов. Особо ответственная задача – разъяснение населению, представителям национальных сообществ порядка и правил электронной переписи. Напомню, что перепись населения в России впервые пройдет через интернет и граждане сами смогут заполнить переписные листы на портале «Госуслуги». 

В последнее время на федеральном уровне активное внимание уделяется вопросам миграции, проблемам адаптации и интеграции иностранных граждан. Как в целом миграционные процессы протекают в республике? 

 - Для Башкортостана, как и для всей страны в целом, эти вопросы являются стратегически важными по следующей причине. Социально-экономические условия республики выступают привлекательным фактором, обусловливающим выбор региона для въезда и осуществления трудовой деятельности со стороны мигрантов и иностранных граждан. Однако это порождает и новые вызовы, которые ведут к росту напряженности между местным населением и мигрантами, а порой и к столкновениям на межнациональной почве. Необходимо отметить, что население Башкортостана достаточно настороженно относится к мигрантам. Большинство участников опросов склоняются к мысли, что мигранты приносят больше вреда, чем пользы. Данное положение дел мы зафиксировали еще в 2016 году и с этого времени выявленная тенденция имеет устойчивый характер. Негативное отношение местного населения к трудовым мигрантам во многом обусловлено тем, что в условиях безработицы, снижения уровня жизни в стране, последние составляют конкуренцию жителям республики на рынке труда. Так, по данным 2019 года 59 процентов респондентов считают, что многие их знакомые и родственники готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты. Но это скорее субъективная оценка, поскольку в реальности граждане региона, в отличие от мигрантов, не соглашаются работать за ту же цену, а предпочитают выезжать на заработки за пределы республики, в том числе на север, «на вахту». В итоге все это приводит к настороженности и даже негативному отношению к мигрантам, хотя они, повторюсь, востребованы на региональном рынке труда. О том, что ситуация имеет определенный конфликтогенный потенциал говорят и произошедшие в последние годы стычки между мигрантами и местным населением республики, например, в Баймакском и Белорецком районах. Особую озабоченность вызывают и попытки радикальных националистических сил использовать эти локальные стычки в собственных интересах. Следовательно, ситуацию в этом вопросе нужно держать сегодня на особом контроле и стремиться не допустить повторения подобных событий. Причем эти проблемы характерны для всей страны – события в Кондопоге, Бирюлево, Хотьково наглядно показали опасность конфликтов такого рода. Именно по этой причине федеральное руководство сегодня уделяет пристальное внимание вопросам взаимоотношения местного населения с мигрантами с одной стороны, и – решению проблем социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество – с другой. Если говорить о содержательной стороне миграционных потоков в РБ, то статистика следующая. 

Согласно имеющимся у нас данным, в 2019 году на территорию региона пребыло порядка 74 тысяч иностранных граждан. Из них выходцев из Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и др.) – 48 тысяч, из стран Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия и др.) – около 8 тысяч. Из государств с повышенным уровнем террористической и экстремисткой опасности (Афганистан, Ирак, Турция, Украина, Сирия и др.) – 3 тысячи. 

Наибольшая концентрация прибывших иностранных граждан за последние три года, традиционно отмечается на территории Уфы, Октябрьского, Салавата, Нефтекамска, Стерлитамака, Уфимского, Белорецкого, Ишимбайского, Мелеузовского, Туймазинского и Иглинского районов. То есть наиболее привлекательными для мигрантов являются, в основном, экономически и промышленно развитые территории республики. Ситуация в этом вопросе напрямую зависит и от того, насколько поведение мигрантов соответствует обычаям и традициям местного населения, не вступает с ними в противоречие.

Определенное влияние мигранты оказывают и на криминогенную обстановку в регионе. Так, в 2019 году на территории республики в отношении иностранных граждан было совершенно 189 преступлений. Непосредственно иностранными гражданами на территории РБ – 264. Также следует признать, что мигранты не слишком стремятся изучать российские реалии, несмотря на введение обязательного экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России. Кроме того, миграционные процессы способствуют проникновению в страну радикальной и экстремистской идеологии. В свою очередь это требует постоянного внимания к этноконфессиональной сфере.

Говоря в целом о проявлениях экстремизма, хотелось бы отметить, что ситуация по региону постепенно меняется в лучшую сторону. Так, в Республике Башкортостан за 2016 год было зарегистрировано – 18 преступлений экстремистского характера, за 2017 год – 17, за 2018 год – 12, за 2019 год – 11. На фоне этих процессов, на наш взгляд, должна повышаться социально-политическая значимость национально-культурных центров, диаспор, поскольку они обладают широким потенциалом в выстраивании межнациональных коммуникаций, в предупреждении и разрешении различных конфликтов. Другими словами, они должны стать полноправными субъектами в рамках дальнейшей реализации национальной политики в Башкортостане.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру