«Этнократии РТ важно поддерживать образ «единой татарской нации», как обоснование своей власти»

Ученые прокомментировали, почему в Татарстане политизируют перепись

В Татарстане политологи и журналисты активно насаждают мнение, что перепись населения, состоявшаяся в стране этой осенью, может показать увеличение численности башкир и уменьшение числа татар, проживающих в Башкирии. В РТ обвиняют в этом национальную политику соседней республики и уверяют, что в РБ намеренно «записывают» татар башкирами. Похоже, официальная Казань задействовала всю пропагандистскую машину на закрепление этого постулата в массовом сознании. Кроме того, казанские идеологи бросили все силы на придание политического значения прошедшей переписи и очернение действий властей соседнего региона. 

Ученые прокомментировали, почему в Татарстане политизируют перепись

Мы поинтересовались у ученых, действительно ли в Башкортостане может измениться соотношение численности народов республики, и с чем это может быть связано. 

Эксперты полагают, что изменение структуры населения – сложный, но естественный процесс, связанный с миграционными потоками, смешанными браками, высокой рождаемостью в башкирских семьях и другими, не менее важными факторами. И все эти тренды, по мнению аналитиков, не имеют никакого отношения к политике. Тем не менее, по данным ученых мужей, «политической элите Татарстана для идеологического обоснования своей власти важно политизировать перепись».

 

Азат Бердин, кандидат философских наук, член экспертного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей РФ

 

Начиная с первой политизированной переписи 1989 года, в РБ происходили необъяснимые обычным демографическим движением колебания в соотношении башкир и татар. Заметное изменение в соотношении этих родственных народов приносит резерв сельского башкирского и татарского населения с «двойственной этнической идентичностью», переходной между башкирами и татарами, на северо-западе Башкирии, именно за счет которого и происходили основные переходы в переписях 1989, 2002, 2010 годов. Объяснение этому явлению известно науке со времен советского этнографа Раиля Кузеева и ничего сенсационного давно не представляет. 

Администрация нынешнего главы Башкирии Радия Хабирова с 2018 года объявила курс на консолидацию башкир, на каком бы диалекте они не говорили. Радий Хабиров заявил об этом 27 июня 2019 года с трибуны V Всемирного Курултая башкир, призвав считать башкирами всех, кто сам себя к таковым причисляет. Это, действительно, справедливо – если человек считает себя башкиром, почему ему должны в этом отказывать из-за особенностей его языка? И, что важно, за минувшие годы такая точка зрения действительно стала в башкирском обществе мэйнстримом и полностью поддержана государством. Для школ в рамках вариативной части предмета «Родной язык» разрабатывались учебные пособия по изучению северо-западного диалекта башкирского языка. Каждый год в международный диктант по башкирскому языку включали отдельную секцию для носителей этого диалекта. Так, в 2020 году в нем приняли участие 53 тысячи человек, в этом году - уже 55 тысяч! Участвовать в таком диктанте, да еще дистанционно, при пандемии, невозможно принудительно. То есть эти 55 тысяч человек считают, что говорят и пишут на башкирском, и кто может отказывать им в этом праве? Вместе с семьями, кстати, они и показывают примерно эту «спорную» цифру переписных переходов между башкирами и татарами. Собственно северо-западный диалект башкирского языка как научный факт признают все языковеды и он никем в научном мире не оспаривается, разумеется, кроме казанских коллег - они считают его диалектом татарского. Интересно, что на днях проблема северо-западного диалекта отдельно обсуждалась на федеральном уровне - в Институте языкознания РАН с крайне активным участием казанских оппонентов. А по итогам семинара добровольное обучение этому диалекту башкирского языка, в дополнение к литературному башкирскому, как своеобразного «микроязыка», было признано вполне полезным. При этом никто не мешает татарским коллегам, как и всем желающим, в том числе из его носителей, считать эти говоры и диалектом татарского языка.  

Но ранее этот диалект башкирского языка признавался только в рамках науки, хотя споры о нем шли уже столетие. И только при администрации Радия Хабирова он получил социальное оформление. Это сразу вызвало огромный энтузиазм сторонников развития башкирской идентичности в этом субрегионе РБ, например, общественного движения «Без башкортлар». Посмотрим, насколько это отразится на переписи.

Еще любопытный момент: беспрецедентная агитационная компания татаристов в татарстанских СМИ, резко политизировавших эту перепись, мобилизовала людей, которые ранее жестко не акцентировали свою национальную идентичность. Людей, в большинстве равнодушных к тонкостям своего этнического самоопределения, которых, однако, назойливо агитировали записаться татарами, - в случае если они были башкирами, это начинало уже раздражать. Думаю, что татаристские идеологи действовали слишком провокационно и зачастую добивались обратного эффекта.

В условиях пандемии была резко осложнена работа переписчиков – и люди часто сами переписывали свои семьи на портале Госуслуг. Соответственно, все, для кого вопрос национальной идентичности был актуален, кто хотел назвать себя башкирами или татарами – получили возможность сделать, и, думаю, сделали это. 

Весной 2021 года я прогнозировал, что башкиро-татарский «переписной маятник» качается с затухающей амплитудой, приемлемой для стабильно развивающегося общества. Поэтому, думаю, что и сейчас никаких сенсаций не произойдет – результаты будут ближе всего именно к цифрам 2010 года. Правда, тогда я не ожидал столь агрессивной кампании по политизации переписи со стороны Татарстана. При том, что башкирские СМИ практически не поддержали эту полемику. Посмотрим, насколько это отразилось на результатах переписи. 

Все это ставит перед экспертным сообществом, помимо обычного анализа, задачу по деполитизации переписи – поскольку на самом деле ее функции находятся в области не политики, а статистики.

 

Гульдар Хилажева, кандидат исторических наук  

 

 

По данным всероссийской переписи 2010 года, в Башкортостане доля смешанных браков составляет почти половину всех семей. Если супружеских пар одной национальности в республике 51,8 процента, то этнически смешанных – 48,2 процента. Причем большинство смешанных браков – почти 60 процентов, заключается с представителями татарского народа, как наиболее конфессионально и культурно близким для башкир. Неудивительно, что в таких семьях, живущих в республике, и родители, и дети могут определять себя башкирами. 

Второй фактор связан с так называемыми «северо-западными» башкирами – территориальной группы башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края и Свердловской области. Эта группа башкир в связи, с одной стороны, культурным влиянием Казани, с другой стороны в связи с отторжением их носителями юго-восточного диалекта башкирского языка, часто имеют двойственную татаро-башкирскую идентичность. И часто меняют ее в зависимости от политической конъюнктуры. Однако в последнее время, в современном обществе, люди с двойной татаро-башкирской идентичностью определяют себя как башкиры. Кроме того, в последнее время в республике сохраняется тенденция оттока трудоспособного населения. В поисках лучшей доли жизни уезжают, в основном, жители городов. А учитывая факт, что наиболее урбанизированными являются русские и татары РБ, то можно с большой долей уверенности предположить, что за счет этого будет идти снижение их доли в общей структуре населения. Башкирское население, являясь более патриархальным, предпочитает работать вахтовым методом – то есть выезжать на заработки и возвращаться обратно. Такая маятниковая миграция особенно характерна для Зауралья. При этом эти граждане остаются жителями Башкирии. 

 

Наиля Шамсутдинова, кандидат исторических наук, демограф 

 

Статистические данные свидетельствуют о том, что башкирское население демонстрирует наиболее высокую рождаемость среди других этнических групп. При переписи населения 1989 года удельный вес башкир от численности республики составлял 21,9 процента, а доля родившихся башкир в это время было 29 процентов. По данным переписи 2010 года, число рожденных детей на одну женщину старше 15 лет составило: у башкир – 1,888, татар – 1,645, русских – 1,487. Естественная убыль у населения республики русской национальности началась еще в 1992 году, у чувашей – в 1993 году, у татар – в 1994 году, у удмуртов – в 1997 году. Динамика естественного прироста рассчитана нами на основе таблиц «Сведения о родившихся и умерших по национальности» из фонда Башкирского

статистического управления. Сегодня это – территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РБ, где фиксировалось число умерших по национальности и число родившихся по национальности матери. Конечно, нужно учитывать, что подобные вычисления при наличии активных этнотрансформационных процессов и распространении смешанных браков носят условный характер. Однако на их основе можно рассмотреть динамику изменений в характере естественного воспроизводства, и проявление депопуляционных тенденций в этническом измерении.  

 

 

 

Александр Овчинников, кандидат исторических наук  

 

То, как Казань организовала освещение переписи в Башкирии, мне напомнило происходившее во время переписи 2002 года с кряшенами в Татарстане. Кряшены – небольшой тюркоязычный православный народ с отчетливым самосознанием и устоявшимися историческими мифами - а если есть миф, то значит есть и народ. Однако кряшен в Татарии на официальном уровне упорно называют «крещеными татарами» или, в лучшем случае, «татарами-кряшенами». Доказывается это при помощи «мешанины» исторических фактов, хотя национальность «по истории», как и «по крови», не определяется. В 2002 году на обоснование идеологемы «кряшены – это татары» была «брошена» вся местная пропагандистская машина. «Правильные» СМИ, ученые, чиновники и деятели культуры делали нередко провокационные заявления, отказывая кряшенам в желании быть отдельным народом, «задним числом» записывая их в «единую татарскую нацию». 

А между тем, проживающие в Челябинской области нагайбаки, этнические родственники кряшен, признаны отдельным народом, который никто, за исключением «казанских фантазеров», к татарам не причисляет. В Татарстане же идентичность кряшен в ходе подготовки и проведения переписи стала политическим вопросом. Я сам слышал от переписчицы свидетельства об оказании в 2002 году административного давления на тех, кто хотел «записаться» кряшенами. 

Так что, на мой взгляд, сегодняшняя «антибашкирская» кампания и «антикряшенская» 2002 года – идентичны по мобилизации административного ресурса, разнузданности пропагандистов, активности в Башкирии татарстанских «агитбригад» историков и певцов. Здесь возникает вопрос о личной и коллективной ответственности за свои действия. В то же время, перед нами очень интересные с научной точки зрения образчики авторитарной психологии. 

Вы спросите, зачем Татарстану «приплюсовывать» к татарам численность других народов и вмешиваться в дела соседних субъектов Федерации? Почему так важно северо-западных башкир представить татарами, как и в свое время кряшен? Потому что в России ещё с советских времен считается, что каждый этнос должен обладать своим государством. Хотя все известные сегодня в мире нации-государства многоязычны, многоконфессиональны и многоэтничны. Региональной политической элите для идеологического обоснования своей власти важно всеми силами поддерживать образ «единой татарской нации». В Татарстане даже действует государственная программа по «сохранению национальной идентичности татарского народа», на её средства казанские историки и археологи активно «катаются» за бюджетный счет в недешевые командировки за пределы республики. Вряд ли это все современному российскому государству добавляет единства. 

Лично я за то, чтобы в следующей переписи исключить вопросы о национальности и родном языке - эти данные можно подсчитать более «спокойными» методами. Сегодня же спекуляции вокруг этих пунктов в переписных листах вызывают излишнюю эмоциональную политизацию и приводят к нездоровым пропагандистским всплескам — это мы могли наблюдать в Татарстане в отношении соседней Башкирии. Напомню, что в российских паспортах отменили ранее обязательную графу о национальности и никакой трагедии из этого не случилось. Напомню также, что современная наука давно пришла к выводу о том, что никаких народов нет, есть только люди, уверенные в том, что принадлежат к какому-либо народу. Дело ученых – изучать каким образом эта уверенность появилась и как она со временем менялась и меняется сейчас. Дело же чиновников – обслуживать этнические вкусы граждан, подстраиваться под их изменения, а не создавать фантомы и в своих политических интересах навязывать их населению.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру