«Энциклопедия не имеет права быть конъюнктурной»
- Создание энциклопедии о человеке - вообще сам по себе факт очень редкий, - рассказывает Александр Николаевич. - Таких энциклопедий в мире — единицы. В Башкирии уже был создан прецедент - ранее издана энциклопедия, посвященная Салавату Юлаеву. Также к изданию подготовлена энциклопедия, посвященная Мустафе Каримову (Мустаю Кариму).
И, наконец, энциклопедия, посвященная Муртазе Рахимову. Сказать, что работа завершена, мы пока еще в полной степени не можем. Но выверены все исторические факты, поскольку ошибки в энциклопедии недопустимы.
По словам г-на Дегтярева, над проектом работали более 100 человек.
- Мне, как главному редактору этого издания, пришлось взаимодействовать с самыми разными людьми и учеными, работающими в Академии наук, в наших университетах, с общественными деятелями, политиками современности и того периода. А с 1993 года прошло уже немало времени. Мы взаимодействовали с работниками национального архива РБ, где нам любезно предоставили весь материал об общественных процессах того периода. Мы работали в государственном архиве в Москве, в архивах Госдумы, Совета Федерации, управления делами президента РФ.
Кроме этого, в редколлегию направили десятки тысяч материалов из всех районов и городов Башкирии. Информация из разных сфер: экономики, образования, культуры, медицины, о государственных и общественных деятелях, - собиралась буквально по крупицам. Работа была сделана титаническая, но она завершена в кратчайшие сроки.
- Коллектив, который трудился над созданием энциклопедии, был большим, - говорит профессор. - В редколлегию вошли представители правительства того времени: премьер-министр Рафаэль Байдавлетов, помощник Муртазы Рахимова Урал Бакиров. Нам очень помогли депутаты и министры того времени. Их помощь заключалась в том, что они предоставили огромный информационный багаж, который сохранился в их памяти. События того времени — они же имели историческое значение для Башкортостана. Нужно было по крупицам собрать все эти материалы. Мы подготовили тексты, которые потом проходили экспертизу у представителей правительства того времени, у ученых, в администрации главы республики. Поэтому мы считаем, что это коллективный труд.
Только фотоматериалов редколлегия получила около пяти тысяч, 600 из которых проиллюстрировали статьи энциклопедии. На фотографиях, которые рассказывают о событиях того времени, предстают Владимир Путин, Борис Ельцин, Михаил Горбачев - те политические деятели, с которыми контактировал Муртаза Рахимов и республиканское правительство во время переломных событий 90-х. В энциклопедию вошла в том числе статья о том, как первый президент Башкирии не подчинился указу Ельцина о роспуске колхозов.
- Было ли это решение правильным? – спрашивает г-н Дегтярев. - Вы знаете, на самом деле история не терпит сослагательного наклонения. И энциклопедия является такой формой отражения истории, которая не имеет права быть конъюнктурной. Мы знаем, что многие книги по истории переписывают, но записанные в энциклопедии исторические факты не могут быть интерпретированы, передернуты каким-то образом. Это - дело ученых, которые могут определить, что правильно или неправильно. Это пусть они потом интерпретируют. Наша задача заключалась в том, чтобы отразить события на основе фактологических материалов, на основе документов того времени. Мы не имели права и, естественно, не отошли ни на йоту от контекста того, что происходило в республике.
Отражение в энциклопедии нашли и события, связанные с принятием декларации о суверенитете Башкирии.
- Оценку давать этим событиям — право каждого человека, - полагает ученый. - Поэтому мы считаем, что тираж должен быть большим. Надеюсь, со временем энциклопедия будет иметь электронную форму для еще большей доступности. И все, кто посчитает необходимым, смогут ознакомиться с этими материалами.
«Утром вставали с мыслями о Муртазе Рахимове и вечером ложились с ними»
В издание, подчеркивает редактор, вошли тексты обо всех важных событиях из жизни Муртазы Рахимова, которые создатели смогли подтвердить документами.
- Конечно, мы нашли все документы, которые касались детства, юношества, учебы в нефтяном техническом институте Муртазы Рахимова, - говорит г-н Дегтярев. - Мы нашли характеристики заводских руководителей, когда он работал мастером в цехе, его аттестат и оценки за курсовые и дипломные работы. Надо сказать, что Муртаза Губайдуллович учился очень хорошо, и был хорошим мастером на заводе. Начальство давало ему хорошие характеристики, причем все они написаны от руки.
Представителями команды Муртазы Рахимова республика сегодня гордится, эти люди заложили основу для дальнейшего развития региона.
- Личность такого масштаба не может быть однозначной, - поясняет Александр Николаевич. - Рахимову приходилось быть разным - как авторитарным, так и человечным, потому что в то время нужно было маневрировать на поле с очень большим количеством новых политических игроков. Он проходил выборы, и выборы, например, 2003 года, были очень непростыми, но он же был законно избран президентом. Об этом периоде, конечно же, тоже есть статья.
Составитель энциклопедии отмечает очень непростые отношения первого президента с федеральным центром, когда нужно было отстоять право на формирование собственной бюджетной политики, сохранить экономический потенциал Башкирии, восстановить ее в годы разрухи.
- Для этого потребовалось перетянуть значительную часть бюджета, сохранить ее в республике, - говорит он. - Мы пишем об этом так, как оно было на самом деле. Я считаю, что это будет всем интересно.
Авторы этого серьезнейшего труда вложили в него не только время, но и душу. Без этого не получилось бы добиться нужного результата.
- Я абсолютно убежден, что, не вложив душу, создать этот труд в столь короткий срок было бы просто невозможно, - поясняет Александр Дегтярев. – Чтобы выполнить эту задачу, приходилось работать чуть ли не 24 часа в сутки. Но наше поколение — трудоголики, люди, которые не могут не сделать свою работу профессионально и качественно. Утром вставали с мыслями о Муртазе Рахимове и вечером ложились с ними. И так все 11 месяцев.
Александр Дегтярев констатирует, что многие ныне живущие политики и ученые были участниками всех этих процессов, которые проходили в Башкирии.
- И, по сути, эта книга - книга об истории нашего поколения в переломный период, - объясняет он. - Наш вклад заключался не столько в личном отношении к Муртазе Рахимову, сколько к тем судьбоносным событиям, оператором которых, как сейчас говорят, он был в то время. Но участником которых был весь наш народ. Те, кто придут после нас, по энциклопедии смогут составить себе представление об этой эпохе. Будущие поколения смогут узнать максимально объективную информацию о первом президенте Башкирии, школьники будут изучать по этой энциклопедии историю республики. И, конечно, любому человеку будет интересно заглянуть в прошлое.
Александр Дегтярев объясняет, что «всего лишь год тому назад Муртаза Рахимов покинул этот мир и никаких научных исследований о нем еще нет». А люди относятся к нему совершенно по-разному: кто-то вспоминает с теплом и уважением, кто-то ненавидит.
- Кто-то называет его Бабаем, - напоминает Александр Николаевич. - Слово «Бабай», как мне кажется, при этом не несет негативного смысла. Это справедливый человек, как минимум мудрый. Мы - люди, живущие в Башкортостане, прекрасно знаем значение этого слова. Он очень часто ездил по региону, открывал школы, физкультурные, оздоровительные объекты — и его начали называть «открывашкой». Но после его отставки открывать стало нечего. После этого нашу республику, как остров, объезжали стороной. Мы хотим опровергнуть эту ложную мысль и показать, что время Муртазы Рахимова было временем создания основ современного Башкортостана. Наше сегодняшнее развитие основано на том потенциале, который был обеспечен в те годы.