Руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Болотов считает, что теперь, когда власти РБ начали наводить порядок на рынке золотодобычи, «другие компании, добывающие россыпное золото, десять раз подумают, стоит ли нарушать закон».
«Никто не верил, что с золотодобытчиков можно взыскать ущерб»
По словам г-на Болотова, инициатором приведения золотодобывающего рынка к цивилизованным нормам стал глава РБ Радий Хабиров.
- Радий Хабиров в 2020 году предложил создать межведомственную комиссию по недропользованию, в которую, помимо чиновников, вошли все надзорные, контролирующие и силовые ведомства, чтобы противостоять варварской добыче природных ископаемых, - говорит Роман Александрович. – Это было очень правильное решение, а сегодня есть существенный результат работы. На момент создания комиссии в Башкирии имелись 60 предприятий с лицензиями на добычу россыпного золота, а сегодня их осталось 47. То есть 13 лицензий были аннулированы – это очень много, 20 процентов от общего числа. Чтобы вы понимали, лицензии выдает федеральное ведомство «Роснедра», и надо было доказать в Москве, что эти золотодобытчики злостно нарушают лицензионные требования и природоохранное законодательство.
Также сегодня в судах рассматриваются иски к золотокопателям с требованиями взыскать с предприятий-нарушителей нанесенный природе Зауралья ущерб в 35 млрд рублей.
- Сегодня арестованы имущественные комплексы и доли в этих предприятиях, - разъясняет Роман Болотов. - Этим предприятиям в соответствии с действующим законодательством запрещено банкротство. То есть вопрос будет доведен до логического завершения. И такая уже есть практика. Хотя еще несколько лет тому назад, пока власти Башкирии не начали наводить порядок на этом рынке, никто не верил, что с золотодобывающего предприятия можно взыскать ущерб. Но уже было взыскано более 600 млн рублей, хотя судебные разбирательства продолжались на протяжении полутора лет.
Как объясняет Роман Болотов, в лицензиях четко прописаны обязанности золотодобытчиков по сохранению природы, но ранее многие компании, пользуясь бесконтрольностью и безнадзорностью этого рынка, действовали как настоящие варвары, оставляли после себя «выжженную» землю.
- Конечно, местные жители возмущались действиями таких недропользователей, - говорит он. – Если ранее на этом поле паслись коровы, а сегодня там оказалось все перекопано, вся земля как в воронках. Были случаи, когда скотина падала в такие ямы и ломала ноги.
Руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора уверен, что Радию Хабирову «нужна была определенная смелость, чтобы начать наводить порядок на этом рынке».
- Мало кто знает: чтобы лишить юридическое лицо лицензии, проделывается огромная работа, - поясняет он. — Вот представьте: дело уходит в суд, проходит апелляцию, кассацию... До вступления в законную силу решения проходит полтора-два года. А все это время золотодобывающая компания ищет, где мы допустили какие-то процессуальные нарушения и надеется опротестовать наши действия. Но, как только мы начали наводить порядок, тут же увеличилась доходная часть бюджета республики. Мы сразу это видим по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
«Некоторые, понимая, что вольница закончилась, сами отказываются от лицензий»
Руководитель регионального управления Росприроднадзора считает, что созданная Радием Хабировым межведомственная комиссия – весьма эффективный инструмент в борьбе с нарушителями природоохранного законодательства.
- Мы приглашаем на межведомственную комиссию представителей предприятий, если поступают какие-то жалобы, - рассказывает он. - Руководители приходят, объясняют, что будут делать, приносят дорожную карту, устанавливаются сроки для устранения нарушений. Если решения межведомственной комиссии не исполняются, происходит аннулирование лицензии. Сегодня некоторые юридические лица, понимая, что вольница закончилась на этом рынке, сами отказываются от лицензий на золотодобычу.
Роман Болотов напомнил, что аналогичная ситуация была Башкирии с добычей природного камня и песчано-гравийной смеси, где в результате десятки карьеров были закрыты и рекультивированы.
- Недропользователи часто разбивали дороги, а затем бросали карьеры без рекультивации, - напомнил Роман Александрович. - На проблему обратил внимание глава региона Радий Хабиров. Тогда он увеличил дотации республиканскому министерству экологии. Это необходимо, поскольку мы выходим считать объемы добытых полезных ископаемых и нанесенного вреда, а для этого привлекаются маркшейдеры и эксперты. Для министерства экологии приобрели беспилотники, то есть проводится объективный контроль. Они сообщают нам о нарушениях, мы тут же обращаемся в прокуратуру, выходим совместно с прокуратурой и ФСБ для пресечения незаконных действий.
Г-н Болотов заявил, что «ни один субъект Российской Федерации не может похвастаться тем, что смогли навести порядок в этой сфере».
- И другие субъекты берут пример с Башкирии, - заверил он. - В 2022 году проводилась межведомственная комиссия с руководителем Роснедр Российской Федерации — они начали тиражировать башкирский опыт на другие регионы.
Несмотря на коррумпированность и большую денежную емкость рынка золотодобычи, башкирские власти и в дальнейшем намерены сделать этот рынок честным и прозрачным.
− Золото — это драгоценный металл, оно уходит в стратегические запасы Российской Федерации, - объясняет г-н Болотов. - Невозможно так просто прийти и начать копать: необходимо получить лицензию, пройти все согласительные комиссии, получить согласие у главы района, перевести земельный участок в другую категорию... Есть четкие регламенты по добыче золота. Сейчас участники рынка золотодобычи в Башкирии понимают, что у тех, кто этих требований не выполняет, лицензии аннулируются. Если должностные лица предприятия, заведомо зная о том, что обязаны делать в рамках лицензионного соглашения, не исполняют этих требований, они могут стать и фигурантами уголовного дела.
«Уголовные дела не возбуждаются на пустом месте»
Сегодня в Башкирии возбуждено пять уголовных дел против золотодобывающих компаний, которые грубо нарушали природоохранное законодательство в Зауралье – распахивали пастбища, сливали нечистоты в реки, складировали отходы на необорудованных площадках, снимали плодородный слой почвы, копали там, где им вздумается, и не рекультивировали земли. В ближайшее время следственный комитет установит виновных должностных лиц, и они окажутся на скамье подсудимых.
− Уголовные дела не возбуждаются на пустом месте, - объясняет Роман Александрович. - Пять уголовных дел возбуждены в отношении предприятий, которые варварски добывали золото. Сначала предприятие за нарушение природоохранного законодательства привлекают к административной ответственности, потом собранные материалы изучает прокуратура, дает действиям нарушителя правовую оценку, и потом возбуждается уголовное дело. Виновных должностных лиц, которые поручили выходить за пределы лицензионного участка и из-за чьих действий был нанесен ущерб природе, установят, и они ответят перед законом по статье 246 УК РФ за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Эта статья уголовного законодательства предусматривает, в том числе, до пяти лет лишения свободы.
По словам г-на Болотова, в минувшем году прокуратура провела проверки в отношении 10 юридических лиц.
- Специалисты Росприроднадзора выступали экспертами, - рассказал он. - Все эти предприятия были привлечены к административной ответственности. Перед новым годом были проведены совместные с ФСБ рейды и мероприятия. Мы уже знаем, куда выезжать — и, соответственно, поймали этих черных копателей, которые уничтожали плодородный слой земли и варварским способом добывали золото. Виновное лицо поймано с поличным, все зафиксировано.
«Есть такой негативный тренд - псевдоэкологи передергивают факты»
Роман Александрович вспоминает, что, когда проблема недобросовестных золотодобытчиков встала в Баймакском районе особенно остро и башкирские власти начали наводить порядок, «мы в первую очередь чувствовали поддержку местных жителей».
- И я хочу сказать: ни один житель не выступит против недропользователей, если они работают в рамках действующего законодательства, - поясняет он. – Когда они работают прозрачно, у людей есть понимание, куда идет золото, как оно добывается, и сколько налогов получает государство.
Глава Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора посетовал, что иногда местных жителей беспокоят «псевдоэкологи».
− Назвать себя общественником может любой, - переживает он. - Но, к сожалению, не каждый общественник преследует благие намерения. Есть люди, которые действительно хотят, чтобы что-то изменилось, и помогают в этом. Но сейчас есть еще такой негативный тренд — псевдоэкологи, которые передергивают факты. Я хочу сказать, что этому придет конец - и слава богу, что на это обратили внимание. Ведь это своего рода экологический терроризм. Мы знаем о том, что они создают саморегулируемые организации и приходят к руководителям предприятий, требуя перечислять деньги. Это завуалированное вымогательство. А государство при этом делает большую работу по сохранению окружающей среды, но об этом не кричит. А от демагогии сами по себе надзорные и контрольные механизмы не работают.
По мнению Романа Болотова, «местным жителям иногда не хватает обратной связи».
- Главы районов зачастую недорабатывают, не доводят информацию, сколько возбуждено уголовных дел, что делается, какой предъявлен ущерб, - перечисляет он. - Они должны освещать эту деятельность, и население должно знать, какие предприятия являются нарушителями, а какие - добросовестными недропользователями. Должна проводиться рекультивация, и от момента получения лицензии до окончания работ все должно быть прозрачно и понятно.