Ленара Иванова описала экспонаты музея, повествующие о героях-молодогвардейцах, которые были «практически дети, вчерашние школьники». Это аттестат Вани Земнухова от 21 июня 1941 года, семейные и школьные снимки той эпохи, заметка Сережи Тюленина в газете «Почему меня считают неисправимым».
Министр рассказала, что подпольная организация Краснодона была создана в июле 42 года в ответ на трагическую гибель 32 шахтеров-коммунистов, которые под пытками отказались сотрудничать с оккупантами. Ячейка действовала под девизом «Смерть за смерть, кровь за кровь!»
Рискуя жизнью, подпольщики «писали и распространяли листовки, вешали красные флаги», «выполняли боевые задания». Они подпилили металлические канаты, и во время оккупации в шахте не добыли «ни одного килограмма угля», подожгли биржу труда и спасли от угона в Германию более двух тысяч краснодонцев.
Ленара Иванова рассказала о записках, которые писали своим родным измученные пытками красногвардейцы после повальных арестов в январе 1943 года. «Они страдали физически, но при этом каждую минуту продолжали думать о своих родных!» - подчеркнула она.
Министр семьи отметила, что в этих записках и надписях на стене «нет ни сожаления, ни растерянности», герои-подпольщики «уверены в своей правоте и спокойно принимают смерть за идею».
Ленара Иванова с горечью рассказала, что более 70 молодогвардейцев, «избитых, истерзанных, полураздетых» сбросили на глубину 53 метра в шурф шахты – «патроны было приказано экономить». Затем туда же бросали «вагонетки, глыбы угля, металл». Местные жители еще в течение трех дней слышали стоны, но не могли подойти к шахте, потому что в «оцеплении стояли полицейские».
Министр призналась, что ощутила, как «мурашки идут по телу».
- Хочется быть достойными памяти этих молодых ребят, - отметила она.
Ленара Иванова провела параллель между событиями 80-летней давности и современностью. По ее словам, «здесь ты отчетливо понимаешь, за что сегодня воюют наши бойцы, за что проливают кровь».