УФИЦ РАН: «В Уфе карстовую карту начнут делать, когда очередной дом провалится»

Василий Мартыненко рассказал, какие проблемы существуют у научного сообщества

Новый руководитель Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) Российской академии наук Василий Мартыненко рассказал, какие проблемы сегодня существуют у научного сообщества Башкирии, какие разработки уфимских ученых могут стать революционными для всего мира, и почему государству так важно вкладываться в науку.

Василий Мартыненко рассказал, какие проблемы существуют у научного сообщества
архив МК

«Негодяи типа Чубайса убедили руководство страны, что нам не нужна своя наука»

Как объясняет Василий Борисович, на протяжении последних десятилетий развивать науку в стране было не так просто.

— Это было связано с тем, что российское руководство убедили в отсутствии необходимости делать что-то свое, - поясняет он. - Так скажем, негодяи типа Чубайса в свое время убедили руководство страны, что нам не нужно производство своих станков, своя микроэлектроника и свои научные открытия — для всего этого есть рынок. И наших ученых переманили в американскую силиконовую долину. Но когда у нас так сложилась геополитическая ситуация, руководство страны поняло, что без науки никуда. В основе всего развития лежит наука.

Забвение науки происходит на фоне отсутствия отраслевых институтов, когда ученые помимо фундаментальных разработок прилагают все усилия, чтобы еще и внедрить их.

- Некоторые вещи из-за отсутствия технологического оборудования исследователи делать не могут — и это главный тормоз в развитии науки, - считает г-н Мартыненко. - Есть еще серьезные проблемы в башкирской науке, такие как старение научных кадров по определенным направлениям. Если мы берем, допустим, биохимию, генетику, молекулярную биологию, то там все прекрасно, там очень много молодых ученых. Многие хотят заниматься генетикой. Если мы берем нефтехимию и все, что связано с углеводородами, - там тоже все хорошо. Но такие классические направления, как, к примеру, ботаника, математика, почвоведение, зоология и история - молодежь не идет.

По мнению руководителя УФИЦ РАН, «эта проблема связана с перекосом в финансировании отдельных научных направлений».

- Молодежь идет в высокотехнологичные и более оплачиваемые отрасли, где есть гранты, - констатирует он. — Вот у нас сейчас очень много грантов как раз по нефтехимии, по генетике, молекулярной биологии. Но по классическим направлениям очень мало. И, естественно, финансовая заинтересованность имеет значение. Я сейчас пытаюсь довести до руководства республики, что самая страшная ситуация у нас в селекции и семеноводстве. Средний возраст селекционеров - под 70 лет. Но если мы не получим свои сорта, свои районированные семена и так далее, мы никогда не решим вопрос продовольственной безопасности.

«Фармацевтическое лобби - одно из самых страшных и сильных в мире»

По словам Василия Мартыненко, практически семена большинства культур Россия закупала за рубежом.

- Так, по подсолнечнику доля импортных семеня достигала 70 процентов, а по сахарной свекле – до 90 процентов, - объясняет он. - Сейчас в стране создают селекционные центры. Но на это уйдет не один год, а 5-10 лет. Значит, нужны ученые, которые могут подготовить селекционеров. Если сегодня в Башкирии не начнут выращивать молодых селекционеров, через 10 лет дефицит кадров станет огромной проблемой.

В Уфе есть и научные проекты, которые, по словам ученого, пока не востребованы, но очень важны. По разным причинам они не получают финансовую поддержку. И таких проектов много.

- Наверное, самый важный проект, который был недавно предложен институтом геологии, — это цифровая карта карстовых пустот, - рассказывает он. - Карст — это очень серьезная вещь, и мы уже знаем о проблемах, созданных ими, когда появляются трещины в домах. Вся Уфа стоит на карстовых породах. И, конечно, для Уфы это крайне необходимо. Но тем не менее почему-то этот проект не получил дальнейшего развития - видимо, это произойдет, когда очередной дом куда-то провалится.

Ученый отмечает, что в советское время изучению карстовых процессов уделяли огромное внимание.

- Сейчас же никаких исследований не ведут, при строительстве новых домов никто не озадачивается вопросом, а можно ли возводить здание на этом участке, - сетует он. - И, наверное, больше всего мне обидно вот за что: у нас в институте химии при работе с биологически активными веществами были созданы прекрасные антиаритмичные сердечные препараты, а также противовирусные препараты. Но фармацевтическое лобби - одно из самых страшнейших и самых сильнейших лобби в мире. И мы, академические институты, внедрить разработку от пробирки до таблетки не в состоянии. Для этого нужны клинические испытания и многое другое, что требует немало средств. Вот сейчас мы хотим объединиться с нашим университетом для испытаний одного из антиаритмичных препаратов.

Василий Мартыненко называет еще один проект, за который ему очень досадно: несколько лет назад башкирские биологи начали восстанавливать популяцию родиолы иремельской – аналога родиолы розовой. Лекарственное растение из-за активного сбора было практически полностью уничтожено человеком.

- Мы вместе с Ботаническим садом взялись восстанавливать популяцию этого золотого корня, - проинформировал он. - И когда Ботанический сад уже вышел на приличные масштабы, когда они уже начали выращивать по 500 и по 1000 саженцев, минэкологии региона почему-то прекратило финансирование этого проекта. Кто это решение принял, я не знаю. Все, что было выращено Ботаническим садом, мы вернули в природу, высадили. Но этого недостаточно, чтобы восстановить популяцию. Вот, к сожалению, мы имеем такие проекты, которые нужны, крайне нужны, но кто-то считает иначе.

«Уфимские ученые близки к научному прорыву в создании аккумуляторов»

Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук был создан в 1955 году в форме башкирского филиала Академии наук СССР. На его открытие отчасти повлияла война — до нее многие ученые работали в эвакуированной в Уфу Украинской академии наук. В военные годы украинские ученые создали в Башкирии свои школы, вырастили учеников, многие потом остались работать в Уфе.

- Начинался Башкирский филиал Академии наук СССР с нескольких подразделений: был создан агробиологический институт — понятно, после войны нужно было решать продовольственную проблему, - поясняет ученый. - Появился отдел химии — тогда нефтехимия была у нас не очень сильно развита. Но начиналось все с института геологии, потому что стране нужны были полезные ископаемые. Институт истории, языка и литературы вообще был создан в 20-х годах прошлого столетия. Вот эти четыре подразделения явились основой Башкирского филиала Академии наук СССР, а потом появлялись новые институты.

Василий Борисович отмечает, что многие жители Башкирии не совсем понимают, что такое научный центр. Слыша об институтах, спрашивают, на кого в них учат.

- В Уфимском федеральном исследовательском центре занимаются наукой и преимущественно - фундаментальной наукой, - говорит он. - Фундаментальная наука — это получение новых знаний о природе вещества, материи и так далее. Это знания ради знаний - порой мы даже не догадываемся, для чего они пригодятся. Например, когда Жорес Алферов начал заниматься полупроводниками, некоторые физики над ним посмеивались. А сейчас эти полупроводники в каждом устройстве и гаджете.

Но рано или поздно фундаментальные знания переходят в прикладную науку — ту, которая отвечает за технологии. В УФИЦ РАН проводятся и прикладные исследования.

- Сейчас от нас требуют больше заниматься прикладной наукой, хотя это на самом деле не совсем правильно, все-таки основное — это фундаментальная работа, - полагает руководитель Уфимского федерального исследовательского центра. - Но да, мы вынуждены заниматься и прикладными исследованиями, поскольку в стране так сложилось, что занимавшихся внедрением в производство фундаментальных разработок отраслевых институтов уже нет.

Сегодня все институты центра ведут интересные проекты.

- Один их них - в области электрохимии, - объясняет руководитель УФИЦ РАН. – Если наши ученые совместно с «Росатомом» смогут снизить в аккумуляторах долю лития, заменив его дешевой серой, и при этом улучшить емкость аккумуляторов, это открытие станет научно-технологическим прорывом. А институт механики занимается моделированием месторождений полезных ископаемых по проекту с «Норникелем». Дело в том, что полезные ископаемые залегают не пластом, и не шаром. Месторождение имеет очень сложную конфигурацию. И изучая, как когда-то двигалась магма, моделируя эту ситуацию, наши ученые могут сказать, где искать полезные ископаемые.

По словам ученого, еще один интересный проект в области генетики - по персонализированной медицине.

- Он связан с диагностикой наследственных заболеваний, это очень важно особенно сейчас, когда широко применяются технологии искусственного оплодотворения, - констатирует он.

«В Башкирии и на всей земле зафиксировано потепление на полтора градуса»

- Биологи центра работают над созданием биопрепарата, который улучшает устойчивость растений перед засухой, - продолжает ученый. - Вы знаете, что у нас в последнее время часто случается засуха — это сказывается на урожайности растений. Действительно, и в Башкирии, и на всей земле меняется климат. За последние 50 лет зафиксировано потепление на полтора градуса. Из-за этого даже происходит сдвиг в ареалах обитания разных видов растительности. Например, широколиственные виды деревьев продвинулись на восток на 20-50 километров в зону сибирских хвойных лесов.

По мнению эксперта, «изменение климата в первую очередь влияет на сельское хозяйство».

- Сейчас происходит не только потепление, но и смещении количества осадков, - рассказывает г-н Мартыненко. - Летом оно существенно уменьшилось, но зимой — наоборот, выросло. Зимние осадки тоже важны для сельского хозяйства, но их значение намного меньше, чем летних. Поэтому проводится много исследований в области засухоустойчивости растений.

Еще один из интересных проектов анонсировал глава Башкирии Радий Хабиров.

- Это музей кочевых цивилизаций, который должен стать целой экосистемой, - напомнил ученый. - Наши гуманитарные институты активно участвуют в этом проекте. И не только они — задействованы и биологи, которые будут восстанавливать там ландшафт. Южный Урал — это граница между Европой и Азией. Именно здесь был центр кочевой цивилизации, это четко показано раскопками, во время которых было найдено золото сарматов в Оренбургской области. Здесь существовала цивилизация кочевников.

Помимо этого, ученые-биологи будут участвовать в проекте восстановления в Башкирии популяции белорусских зубров. Василий Мартыненко отмечает, что дикие краснокнижные звери точно выживут в башкирском климате при присмотре за ними.

Между тем Башкирия по итогам прошлого года вошла в пятерку лучших российских регионов по научно-технологическому развитию и намерена удержать лидерство в рейтинге.

- Естественно, не только мы, но и все башкирские вузы вносят свой вклад в это достижение, - пояснил Василий Борисович. - И, конечно, очень важно удержаться на этой позиции. Почему мы добились такого результата: благодаря политике руководства республики, организации Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, который призван объединить молодых ученых наших вузов и научных организаций. Создаются условия для того, чтобы ученые не конкурировали друг с другом, а наоборот, увеличивали компетенции друг друга.

По словам г-на Мартыненко, все предпринятые правительством меры: увеличение грантов молодым ученым, мегагранты, которые предполагают 25-миллионное годовое финансирование, дают результаты - создаются новые лаборатории и проекты.

— Вот, допустим, один из новых проектов, в котором я участвую, - карбоновый полигон, - рассказал руководитель УФИЦ РАН. - В результате таких проектов мы должны получить очень мощные компетенции. Это повышает уровень нашего научно-технологического развития. Поскольку за последние годы был внесен этот вклад в виде запуска новых проектов, мы заняли высокое место в рейтинге.

Что еще почитать