На заседании, в котором приняли участие члены башкирского правительства, а также представители вузов и школ, обсуждали, какие меры следует принять, чтобы «талантливые, одарённые, самые способные дети работали здесь, у нас в республике, не уезжали».
- Понимаем, что этот процесс – отъезд способных ребят на учёбу в другие города – может быть, объективен в известной части, - объяснил Рустэм Хамитов. - Но нам надо уметь возвращать этих ребят обратно, создавать для них условия, формировать новые рабочие места. Это самостоятельная, крупная проблема.
Глава РБ признался, что в его понимании «все дети - талантливые, неодарённых детей нет».
- Но в то же время мы знаем, что у ребятишек разные способности, и в этом смысле надо по-разному подходить к процессу обучения, организации этого сложного учебного действия, - полагает он.
Также Рустэм Хамитов уверен, что «усилиями только учителей-энтузиастов добиться хороших результатов невозможно».
- Есть определённый негатив в том, что наши олимпиадники не так активны, не так много наших республиканских учебных заведений побеждают в различного рода соревнованиях, - заявил он. - Это не очень хорошо. Нужна система выявления, сопровождения, закрепления этих ребят в нашей республике.
Кроме того, руководитель республики считает, что Башкирии «нужны авторские школы».
- В советское время мы их видели, в постсоветский период они какое-то время продолжались, - рассказал он. - А потом фактически исчезли. Сегодня мы, наверное, не можем назвать ни одну школу, которая соответствовала бы определению «авторской», где работал бы крупный специалист, у которого действительно были бы какие-то последователи, ученики, и вместе они создавали бы новый формат образования. К сожалению, этого тоже нет.
Г-н Хамитов убеждён, что «есть определённая пробуксовка» при поддержке талантливых детей.
- Мы всё ещё только ищем направление, в котором нужно работать, - полагает он. - С одной стороны, работа с одарёнными детьми у нас ведётся по разным направлениям. Но в то же время мы понимаем, что нужно по-другому выстраивать свою деятельность. Это касается межведомственного взаимодействия. У нас в этой сфере работают министерства образования, культуры, молодёжной политики и спорта, муниципалитеты, вузы, общественные организации. Но между ними нет активной связки. Пока всё это очень разрознено. Пока на самом деле нет центра реализации единой политики в этом направлении.
По словам главы региона, чиновники «не должны создавать какие-то особые, тем более тепличные условия для одарённой молодежи, а работать со всеми детьми, создавать в каждой школе возможности для того, чтобы одарённый ребенок, если у него есть способности, мог там реализовывать себя».
- Нам нужно сформировать новое учебное пространство, которое позволит получать новые результаты, в том числе привлекать ребят из других регионов, – сказал он.
Интересно, что глава Башкирии предложил создать центр для одаренных детей по аналогии с сочинским «Сириусом» на базе детского санатория в Крыму, который ранее был передан республике.
- Проведение учебно-тренировочных сборов позволило бы более рационально использовать площади санатория, - считает он.