Рустэм Хамитов: «Главное – разбудить в молодёжи желание, стремление к учёбе»

В условиях высокой конкуренции вузам нужно повышать привлекательность

Глава Башкирии на традиционном августовском республиканском педсовете, состоявшемся в уфимском Конгресс-холле, напомнил башкирским учителям, что президент страны поставил задачу обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран по качеству школьного образования. По словам г-на Хамитова, в РФ «к вопросам образования, науки, культуры всегда было особое отношение», и неслучайно решение именно этих проблем выделено в качестве важнейших приоритетов в новом «майском» указе главы государства.

В условиях высокой конкуренции вузам нужно повышать привлекательность
Фото: архив МК

Экзамен для учителя

– Поручено внедрить новые методики и технологии, которые повысят мотивацию у учащихся, создать эффективную систему выявления и поддержки юных талантов, продолжить укрепление материальной базы отрасли, развитие цифровой образовательной среды, - перечислил Рустэм Закиевич. - Важно сформировать современную национальную систему профессионального роста педагогов. К 2024 году необходимо создать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе кооперации университетов с научными организациями и предприятиями. В целом меры по выполнению указа должны существенно улучшить качество отечественной образовательной системы, повысить конкурентоспособность выпускников.

Кроме того, новым программным документом для страны стал национальный проект в сфере образования, включающий девять направлений.

- Сейчас правительство республики готовит свои предложения по его дополнению региональной составляющей, - говорит г-н Хамитов. - Очень важно, чтобы эти документы не были просто формальностью. Нужно, чтобы они реализовывались, наполнялись смыслом, чтобы наше образование действительно имело соответствующее качество.

По мнению главы региона, «работу с учителями нужно в целом поднимать на качественно новый уровень».

- Как показали результаты мониторинга Общероссийского народного фронта, только 20 процентов педагогов владеют всеми технологиями, необходимыми для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, - сообщил он. - Сегодня на первый план выходят универсальные компетенции учителя, в том числе в части работы с цифровыми ресурсами, развития у школьников проектных, исследовательских и социальных умений.

Рустэм Хамитов утверждает, что в 2020 году планируется внедрить новую модель аттестации учителей, которая должна учитывать современные требования.

- Будет также вводиться программа сертификации педагогических работников с усиленной практической составляющей, - пояснил он. - Надо быть к этому готовыми. Никаких секретов нет: только работа, причём очень серьёзная, глубокая, может дать результат. Не поверхностное скольжение, отчёты, «галочки» и «корочки», а работа. Надо вникать и трудиться по-новому.

Руководитель республики считает, что сегодня «образование начинает строиться на современных платформах – интерактивных учебных модулях, мобильном обучении, облачных технологиях, виртуальной реальности».

- К 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые придут на смену печатным учебникам, - уверен он. - У нас ряд школ, гимназий уже имеют цифровые учебники, работают в этой части. Но это буквально единицы. А в 2023 году, через пять лет, учебники будут электронными. В целом республика занимает передовые позиции в рейтинге регионов в части развития цифровой образовательной среды. Это известно. Тем не менее нужно активно продолжать эту работу, шире использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, онлайн-обучение, создавать цифровые лаборатории, студии робототехники. К 2024 году в рамках реализации проекта «Цифровое равенство» необходимо обеспечить доступ к высокоскоростному интернету во всех школах и колледжах республики. На самом деле мы уже запланировали и выделили финансирование на то, чтобы работа завершилась не в 2024 году, а в 2019-м, крайний срок – в 2020 году, чтобы скорость интернета в школах была достойной.

Также Рустэм Закиевич рассказал, что в «майском» указе президента страны особое значение придаётся совершенствованию политехнического образования.

- До 2024 года Россия должна выйти в число стран-лидеров в части технологической грамотности, поддержки одарённой в технической сфере молодёжи, - объяснил он. - В республике работа в этом направлении ведётся ещё недостаточно активно. Говорю об этом прямо. Техническим творчеством сейчас занимаются лишь 10 процентов школьников – один из десяти. Пока действуют всего лишь три площадки детского технопарка «Кванториум Башкортостана». Вы знаете, эти технопарки оснащены современным оборудованием. Детям там интересно и познавательно. Ребятишки ходят туда с огромным желанием. Нам надо развивать эту тему. А пока правительство республики выделило на эти цели 56 млн рублей. Этого крайне мало – заявок нет! Нам и в десять раз больше ресурсов не хватит на то, чтобы «подтянуть» технологическую составляющую в процессе обучения. Давайте оживим эту работу. Нам нужны технари, инженеры, люди с новым современным мышлением.

Классное образование

Рустэм Хамитов рассказал, что в этом году в республике более 850 тысяч детишек пойдут в детские сады и школы.

- Необходимо подготовить учреждения образования к новому учебному году, создать в них достойные условия, - заявил он.

Г-н Хамитов вновь призвал «одновременно с расширением школьной сети обеспечить равные возможности для получения качественного образования всем ученикам, независимо от места их проживания».

- По результатам исследования Высшей школы экономики, более четверти российских школьников, заканчивая девятый класс, к сожалению, не владеют многими базовыми умениями, - сетует глава РБ. - Как правило, в дальнейшем такое отставание только нарастает, что приводит к рискам для экономической и социальной устойчивости и в целом конкурентоспособности государства. Помогать преодолеть школьную неуспешность, конечно, должны и родители. И всё же главная роль здесь принадлежит школе. Для того чтобы «подтянуть» проблемного ученика, необходимо отдельное время и особые усилия учителя, высокая его квалификация как воспитателя, наставника, психолога. Надо поощрять педагогов, которые берутся за эту сложную работу, повышают успеваемость, занимаются профориентацией. Школе должны помогать социальные партнёры – предприятия, общественные организации.

Рустэм Закиевич считает, что «некоторым сегодняшним выпускникам остро не хватает экономической, финансовой, правовой грамотности, навыков успешной коммуникации и сотрудничества, без которых в наши дни сложно добиться успеха».

- Необходимо активнее внедрять в образовательный процесс учебные технологии, связанные с исследовательской работой на стыке разных областей знаний, учебной кооперацией, - сказал он. - Надо вводить в программы повышения квалификации курсы по развитию у учителей навыков преодоления школьной неуспешности, освоению технологий коллективного и проектного обучения. Безусловно, я ставлю задачу по такой работе и перед нашим институтом развития образования. Мы знаем, что порой обучение там проходит просто формально, для получения «корочки» и отчёта. А перед нами стоят очень сложные, проблемные вопросы. Мы не можем на это смотреть просто так.

По словам г-на Хамитова, в Башкирии подготовлена концепция работы с одарёнными детьми и молодёжью на всех уровнях образования, определены меры материального стимулирования обучающихся и педагогов.

- Но и здесь мы отстаём, - переживает он. - Мы специально собирались, проводили заседание совета при главе республики, посвящённое этим вопросам, проводили совещание. Мы видим, что эта работа явно тормозится. Причём не работает в среднем, нижнем звене. Когда у нас есть одарённые ребята, которые не могут выехать на всероссийские олимпиады, – о чём это говорит? О том, что люди, которые отвечают за эту работу, не выполняют её так, как нужно. У нас есть замечательные, умнейшие ребята и девчата. Но они не могут поехать: кто-то вовремя не написал письмо, кто-то вовремя не организовал связь с оргкомитетом олимпиады, кто-то ещё что-то не сделал. Нам нужно не только утвердить дорожную карту, а расшевелить тех, кто занимается этой темой. Чего вы спите? Чего ждёте? По количеству олимпиадников мы уже в два раза отстаём от наших соседей – вот до чего довели ситуацию.

Глава РБ напомнил, что в регионе «есть целая сеть известных школ с инновационным характером обучения – лицеев и гимназий, школ с углублённым изучением, профильными классами».

- В них учится только треть, 35 процентов от общего числа обучающихся в республике, - говорит он. - А нам надо качественно работать со всеми детьми без исключения, своевременно выявлять и развивать их таланты, чтобы они могли в полной мере проявить себя здесь, у нас в республике или в своих муниципалитетах, городских округах, связать своё будущее с родиной.

Между тем башкирский государственный, нефтяной и педагогический университеты приступили к формированию на базе партнёрских школ предуниверсариев технического и гуманитарного направлений, которые помогут старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии, познакомиться с преподавателями, возможностями вузов.

- Конечно, эту работу надо проводить, причём по всей республике, - убежден глава Башкирии. - Недавно я был на выезде в одном из муниципальных районов. Что я там вижу? Глава говорит: «Наши выпускники уезжают учиться в соседние республики». Я говорю: «А вы связывались с ректорами наших университетов? Привезите их сюда, чтобы они выступили перед выпускниками, рассказали о своих университетах, показали, что и как происходит в этих стенах» – «Нет, не было». Почему? Я обращаюсь к ректорскому коллективу. Если мы видим, что в наших муниципалитетах по 50-60 процентов выпускников уезжает учиться в соседние регионы, это явно ваша недоработка. И недоработка в том числе муниципалитетов. Чего вы ждете? Чего спите?

Мои университеты

Г-н Хамитов объяснил, что «сегодня повышается популярность рабочих, технических профессий».

- Наши колледжи должны формировать прочные технические знания и навыки, которые помогут выпускникам успешно трудоустраиваться и достойно зарабатывать, - сказал он. - Эту работу тоже надо вести постоянно. Что касается университетов, мы видим, конечно, что они потихоньку становятся сегодня не только центрами образования и науки, но и платформами развития умной наукоёмкой экономики, стараются заниматься проектной и конструкторской работой, переключаться на прикладные исследования. Сейчас в сетевом пространстве действуют учебные онлайн-платформы, объединяющие курсы ведущих мировых университетов по разным направлениям и специализациям. Подключаться к ним могут и российские студенты. Этой же работой в нашей стране активно занимаются федеральные университеты-лидеры с предоставлением студентам бесплатного доступа к платформам открытых курсов и электронным библиотекам.

Рустэм Хамитов убежден, что «в условиях высокой конкуренции вузам Башкортостана, безусловно, нужно повышать свою привлекательность, открывать новые специальности, востребованные выпускниками наших школ, ориентировать их на учебу и последующую работу здесь, у нас в республике».

- Это принципиальный момент, - отметил он. - Необходимо также расширять возможности университетов путём объединения или кластеризации с ведущими предприятиями, научными учреждениями, бизнес-инкубаторами, технопарками, открывающими новые перспективы самих вузов и их выпускников. Наши технические университеты – авиационный и нефтяной – входят в крупные отраслевые республиканские кластеры. На их базе созданы инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия. Но я вижу, что объём так называемых хоздоговорных работ, работ по договорам с предприятиями ещё очень маленький. Суммы исчисляются несколькими сотнями миллионов рублей. Это ерунда. Понятно, что сегодня и предприятия экономят, пытаются всячески увиливать от контакта с наукой. Это так, всё это я вижу. Но с другой стороны, нужно в хорошем смысле слова проявлять агрессию в работе с предприятиями с точки зрения внедрения научных новшеств.

По мнению главы региона, «создание опорного вуза на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета позволило выработать эффективные подходы и формы взаимодействия с крупными предприятиями, обозначить новые тренды в инновационном развитии многих отраслей промышленности республики».

- Нужно проработать механизмы поддержки вузов, реализующих проекты по развитию региональной экономики и социальной сферы, - пояснил он. - Это могут быть гранты из бюджета республики, участие вузов в отраслевых госпрограммах, совместное использование или передача инфраструктуры для проведения исследований. Будем помогать учреждениям среднего профессионального образования в реализации инновационных программ для качественной подготовки специалистов по самым востребованным нашей экономикой направлениям.

Рустэм Хамитов полагает, что «главное всё-таки – разбудить в нашей молодёжи желание, стремление к учёбе».

- Не к формальному проведению времени в стенах вуза, а к нормальной учёбе, - говорит он. - Понимаю, сделать это трудно – и в школе, и в университете, и в колледже. Трудно, но возможно. Главное – нужно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру