Эксперт: «В башкирских шежере можно прочитать: «Обещано не силовать в иную веру»

Ислам не ограничивается только лишь исполнением ритуалов и обрядов

В этом году исполнилось 230 лет указу Екатерины Второй об учреждении в Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания - первой официальной организации мусульман России. Однако ислам распространился в Башкирии задолго до признания этой религии властями страны. Почему башкир не крестили насильно, как татар, как в республику проникают идеи ваххабизма и что должен знать истинный мусульманин, рассказывает доктор исторических наук, профессор Айслу Юнусова.

Ислам не ограничивается только лишь исполнением ритуалов и обрядов
Фото: архив МК

«Памятники мусульманской культуры региона относят к XIV веку»

- Ислам пришел в Башкирию благодаря русским царям?

- Конечно, нет. Присутствие памятников, свидетельствующих о связях мира Приуралья с исламским миром, относятся к седьмому веку, крайнему периоду восьмого века нашей эры. Поэтому говорить о проникновении ислама на территорию Приуралья и связывать это только с учреждением духовного собрания, конечно, неправильно. Например, на территории Башкирии сохранились такие памятники ранней мусульманской культуры, как захоронение Хусейн-бека в Чишмах, этот мавзолей относят к XIV веку. Хусейн-бек был миссионером, просветителем, которого послали из Центральной Азии в Приуралье для того, чтобы обращать в ислам местных жителей. Но уже и до этого местные жители, проживающие на этой территории, были знакомы с исламом.

- То есть Екатерина Вторая просто подтвердила существующий факт: ислам существовал, и русским правителям пришлось с этим мириться?

- Не только пришлось мириться с тем, что здесь есть мусульмане. По мере расширения территории русского государства в XVI веке, особенно когда шел процесс вхождения территории Поволжья, Приуралья в состав России, Россия обрастала народцами-иноверцами, в том числе значительный субстрат населения составляли мусульмане, а также другие народы. Россия развивалась и дальше, на протяжении XVIII века она активно вела свою восточную политику – это бесконечные войны с Турцией, с Османской империей. И вот наличие в центре России большого количества мусульман, проживающих буквально в сердце русского государства, которые обращают свой взор на османского султана, считающегося халифом для всех мусульман мира, конечно, это был важный фактор для того, чтобы изменить политику в отношении иноверцев в центре России, прежде всего, в отношении мусульман. Уже в 80-е годы XVIII века Россия старается найти пути контактов и регулирования мусульманского сообщества, и 22 сентября 1788 года, это 230 лет назад, был такой указ Екатерины Второй об учреждении в Уфе магометанского собрания. Это был создан орган в ведении, фактически управление. Это собрание создавалось для того, чтобы, с одной стороны, конечно же, быть в ведении всего того, что творится в мусульманском мире.

- Муфтиями, наверное, работали так называемые продвинутые люди?

- Это были известные мусульмане, которые были назначены сюда в качестве муфтий. Первый муфтий – это Мухамеджан Гусейнов. Кстати, он похоронен на территории Башкирии, недалеко от села Адзитарово, на старом мусульманском кладбище. Очень интересное захоронение, стоит туда съездить и посмотреть. В дальнейшем муфтияты и губернские правления стали вести учет всем мусульманам: родившимся, женившимся, скончавшимся. В 1826 году были введены метрические книги, их нужно было обязательно в мечети составлять и в нескольких экземплярах, один из которых передавался в губернское правление. В нашем национальном архиве республики хранится богатейшая коллекция метрических книг, в которые записаны события жизни мусульман: рождение, вступление в брак и смерть с территории всей Российской империи. Сам ислам известен с седьмого века. Российские мусульмане в принципе не отделяют себя от мирового мусульманского сообщества, но здесь существуют свои институты, свое гражданское право, и российские мусульмане, как и мусульмане всего мира, подчиняются законам той страны, в которой они проживают. И вот создание духовного управления как раз было такой очень эффективной попыткой ввести в правовое поле российского государства мусульманское сообщество, которое жило по своим правилам, урегулировать этот процесс. Для мусульман это, конечно, был большой шаг по пути интеграции в российскую государственность с одной стороны, а с другой стороны - признание мусульман и ислама, как религии, не просто контролируемой, а полноправной религии России.

«Башкиры были уже известны как эффективные воины»

- А почему у русских царей не возникло желания насильно крестить башкир, как это было с татарами?

- В отношении башкир это было невозможно, потому что, когда башкирские племена добровольно входили в состав русского государства, сохранение их веры было одним из главных условий. В отдельных шежере можно встретить такое выражение: «Обещано не силовать в иную веру». Это было узаконено, так же, как и вотчины, землевладение и многие другие атрибуты сугубо башкирского образа жизни, они были сохранены. Башкиры были уже известны как эффективные воины. И как только башкирские племена вошли в состав русского государства, Россия начала использовать башкир в своих военных акциях - в охране границ на севере, всевозможных военных походах, таких как Азовские и Крымские.

- Правопреемник ли Центральное духовное управление мусульман того магометанского собрания, учрежденного Екатериной?

- Безусловно. Центральное духовное управление мусульман, которое находится в Уфе на Тукаева, 50 это как раз правопреемник Оренбургского духовного собрания. Оренбургское духовное собрание до революции находилось здесь, именно в этом здании. Правда, в 1932 году мечеть была деревянная, она сгорела, построили новую. Но духовное собрание обитало на этой территории, обрастало различными постройками. Что касается ситуации с наличием в Башкирии нескольких духовных управлений, то, когда в 1917 году был отмечен подъем национального освободительного движения среди всех неокраинных народов Российской империи, башкирское национальное движение было очень сильным. Оно выходило за рамки только национального движения, то есть движения за национальную государственность, а также распространило свой посыл, свою инерцию, энергию на духовную сторону жизни башкир. И в 1917 году было учреждено на том же учредительном курултае, который учредил башкирскую автономию в декабре 1917 года, и духовное управление мусульман Башкортостана. Но в 1936 году оно было фактически уничтожено, а уже в самом начале 90-х, когда духовное управление мусульман распалось на несколько региональных духовных управлений, первым из него вышло духовное управление мусульман республики Башкортостан.

- Советские времена уничтожили какие-то правила, традиции мусульман?

- Очень часто употребляется выражение: «А теперь ислам у нас возрождается после 70-летия советской власти». На самом деле, конечно же, ислам ни в коем случае не умирал, и речь надо вести не о возрождении ислама, а о восстановлении социальных и духовных функций в обществе. Конечно, в период воинствующего атеизма советская идеология и советская власть нанесли большой урон духовности, в том числе исламу. Например, несколько раз переходили с одной графики на другую в национальных тюркских языках, и фактически мусульмане утратили свое духовное наследие – не только труды мусульманских богословов, но и умение читать и писать с употреблением арабской графики. Хотя все преподавание до 1929 года осуществлялось, конечно же, с использованием тюрки. Затем само мусульманское образование было очень сильно подвержено давлению, и фактически на территории Советского Союза остались единицы духовных образовательных учреждений: прежде всего, это медресе в Бухаре, Ташкентский исламский университет, он назывался институт, вот и все. А ведь до 1929 года, например, только в одной Башкирии было 2700 мечетей! При каждой мечети обязательно были мечетные курсы, в целом по Российской империи было огромное количество медресе, а в каждом городе их было несколько, как и в Уфе, известнейшие медресе, которые готовили не только духовенство, но и всю политическую, творческую, научную элиту мусульман Российской империи.

«Мусульманские учебные заведения давали полноценное образование»

- Существует мнение, что иностранные эмиссары, несущие экстремистские идеи, проникают в башкирские мечети, пользуясь необразованностью современных мусульман…

- Этого, конечно, следовало ожидать. Когда в 90-е годы в очередной раз была провозглашена свобода совести и был принят сначала закон СССР о свободе совести, а затем РФ, в том числе республики Башкортостан, эти законы фактически допускали и сегодня допускают получение образования, в том числе за рубежом. Поскольку местная российская система передачи мусульманских знаний была разрушена полностью, и получить образование здесь было негде, то, конечно же, те, кто вдохновились этой свободой, стали искать знания там, где их дают. И многие молодые люди выехали за рубеж. Конечно, возвращаясь, они привозили с собой не только знания, но и какое-то собственное иное понимание того, как нужно строить мусульманскую жизнь в России, как мусульмане должны себя вести.

- Получается, нужно свое духовенство, которое будет нести молодым людям традиционный ислам, а не какие-то иные представления об этой вере?

- Очень много делается в этом направлении, и сейчас только в Башкирии зарегистрированы шесть религиозных образовательных мусульманских учреждений. Большое событие в жизни мусульман, что в Троицке вновь открыто медресе имени Зайнуллы Расулева, которое он открывал еще в конце XIX века. Это было первое новометодное медресе, в котором учащиеся получали широкий спектр знаний, не только духовных, но обучались обязательно и светским наукам, и, конечно, русскому языку. Те мусульманские учебные заведения, которые были в России, давали полноценное образование, оттуда выходили крупные ученые, артисты, писатели, дипломаты.

- Вы не только ученый, но ко всему прочему и подвижник. Известно, что вы ведете в соцсетях карту мусульманских достопримечательностей, которая называется «Атлас «Исламское сообщество Российской Федерации»».

- Это большой проект, который готовится группой специалистов из разных регионов нашей страны. Мы делаем этот атлас, который предполагает картографировать 5556 мусульманских религиозных организаций, в том числе и медресе, объекты поклонения и духовные управления, которых у нас в стране очень много на сегодняшний день. Картографируя, мы сразу отмечаем юрисдикцию религиозной организации, принадлежность ее к тому или иному духовному управлению. Эта визуализация дает представление о том, что собой представляет сегодня мусульманское сообщество в России, каковы предпочтения самих мусульман в отношении их лидеров, каковы взаимосвязи между духовными управлениями. Если на это накладывать еще и данные по этническому составу населения, по плотности населения той или иной территории и проводить так называемый пространственный анализ, то перед нами складывается полная картина того, что есть ислам сегодня на территории РФ.

- Что сегодня нужно знать настоящему истинному мусульманину?

- Конечно, такой вопрос нужно обращать самому мусульманину и, наверное, теологам, богословам, но ислам не ограничивается только лишь исполнением ритуалов и обрядов. Это, прежде всего, убеждение, свод нравственных принципов, которые человек распространяет на себя, на своих близких и живет в соответствии с ними.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру