Потерявший в банкомате 200 тысяч уфимец судится с банком

Оказалось, что банки не обязаны следить, кому банкомат выдает наличные

В Демском суде столицы Башкирии рассматривается иск уфимца, потерявшего в банкомате 200 тысяч рублей. Однако финансовая организация, которой принадлежит платежное оборудование, намерена доказать, что клиент, проявив легкомыслие, сам «подарил» огромную сумму злоумышленникам.

Оказалось, что банки не обязаны следить, кому банкомат выдает наличные
фото: архив МК

Находясь в Москве, мужчина попытался снять в банкомате деньги, но аппарат выдал чек с надписью: «Операция отклонена». А когда житель Уфы ушел, решив обналичить карту в другом месте, банкомат неожиданно начал выплевывать банкноты прямо в руки неизвестным злодеям, которые, конечно же, все купюры присвоили.  

Оказывается, в момент, когда уфимец собирался снять деньги, произошел системный сбой и банкомат потерял связь с банковским сервером.

- Банк в своем письменном ответе подтверждает этот факт, ссылаясь на технический сбой, - рассказывает представитель региональной общественной организации по защите прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин. - То есть на время оказалась утрачена связь банкомата с банковским сервером. В письме также сказано, что «неустановленные лица» воспользовались чужими деньгами, забрав их себе. При этом банк утверждает, что гражданин обязан был дождаться выдачи денежных средств. И здесь мы находим пробел – а каково время ожидания? Законодательно оно не установлено, в договорах не прописано.

То есть человек должен стоять у терминала неограниченное количество времени и ждать денег, даже если на чеке написано, что операция отклонена? С точки зрения банков так должно быть, потому что в правилах написано: «дождитесь денег». Вопрос: сколько ждать? День, два, вечность?

Интересно, что камеры банка зафиксировали - пин-код вводил один человек, а забрал деньги другой. Но сотрудники кредитного учреждения и не подумали заявить о краже, потому что, по мнению финансистов, деньги им не принадлежали и обращаться в полицию должен был владелец карты. А владелец карты был уверен, что его деньги при нем - на банковском счете. Да и к видеозаписям банкомата обычный человек доступа не имеет, а значит и не подозревает, что его ограбили.

- Получается, банки в подобных случаях деньги не возвращают?

- У нас сейчас возник спор, который дошел до суда, и там уже будем разбираться, - объясняет Валерий Самохин. - Здесь вопрос не только в возврате денежных средств, которые банк должен охранять. Стоит вопрос о добросовестности, ведь главный лозунг наших банков - «Мы о вас заботимся». Так пусть проявят эту реальную заботу. Животноводы тоже заботятся о хрюшках, коровах и овцах, ведь чем лучше они будут о них заботиться, тем они вкуснее. У меня именно такие ассоциации выстраиваются. Чем мы «упитаннее и ухоженнее», тем больше прибыли принесем кредитным организациям. Если банк получает претензии от гражданина, то сотрудники начинают изучать записи камер видеонаблюдения, установленных на банкомате. Факт кражи налицо, так почему банки не хотят быть добросовестными участниками гражданских правоотношений и не заявляют об этом в полицию? Они должны обращаться в правоохранительные органы, несмотря на то, что заявления от потерпевшего нет. Он ведь думает, что похищены деньги банка, а его сбережения остаются при нем.

По словам г-на Самохина, в правозащитную организацию продолжают обращаться люди, пострадавшие от аналогичных сбоев.

- Во всех правилах всех кредитных организаций есть фраза: «дождитесь денег», а значит вероятность появления банкнот, когда гражданин уже ушел, прописана банками. И, получается, что граждане сами дураки, - сетует Валерий Геннадиевич.

Между тем недавно в Верховном суде РФ удалось доказать, что банки, создавая внутренние правила, не всегда правы. Так, житель республики взял кредит на пять лет и оформил дополнительные банковские услуги. При этом он смог досрочно погасить займ – через год, но банк отказался возвращать деньги за начисленные из расчета на пятилетний срок допуслуги.

- Кировский районный суд Уфы удовлетворил наш иск и частично взыскал с банка сумму, а Верховный суд РБ оставил это решение в силе, - рассказал представитель региональной общественной организации по защите прав потребителей «Форт-Юст». - Потом Верховный суд России истребовал жалобу банка, и нам удалось доказать свою правоту. В итоге гражданин смог вернуть свои деньги.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру