- С того момента, как был принят закон о едином дне голосования, в Госдуме идет бурное обсуждение, есть сторонники разных вариантов, - рассказал Хайдар Валеев. - Я знаю, что российские парламентарии предлагают перенести выборы на октябрь, декабрь, и по марту есть проект закона. Но пока закон един – второе воскресенье сентября - в этом году это 8 сентября.
По словам Хайдара Валеева, депутаты башкирского парламента уже до Нового года примут поправки в региональный Кодекс о выборах, которые касаются контрольного подсчёта голосов после обработки бюллетеней КОИБами.
- Закон предписывает делать пятипроцентную выборку бюллетеней, обработанных комплексами, которые перепроверяют люди, - объясняет Хайдар Арсланович. - Но это занимает два-три лишних часа, и все вынуждены ждать этих результатов, чтобы подать итоговые протоколы в «ГАС-выборы». Возникает вопрос – зачем вообще тогда использовать электронные урны, если все равно приходится сидеть и ждать результатов контрольного подсчета? Поэтому норму контрольного подсчета голосов мы хотим снять. Однако, если участники избирательного процесса будут чем-то недовольны и будут иметь некие подозрения в неверности подсчета, то контрольный подсчет голосов следует проводить в обязательном порядке.
Кроме того, депутаты внесли в региональное законодательство о выборах изменения, касающиеся участия в избирательном процессе общественных наблюдателей. Опыт направления на избирательные участки представителей Общественных палат использовался на выборах президента в марте 2018 года, но для региональных и муниципальных кампаний не был предусмотрен.
- Я думаю, до Нового года проект уже примут, и наши выборы 2019 года пройдут под наблюдением представителей общественной палаты, - сообщил г-н Валеев.
Хайдар Арсланович отметил, что выборы главы региона финансируются из бюджета республики, но он пока не может назвать порядок цифр, во сколько обойдется башкирской казне «губернаторская» кампания.
- Состоявшиеся этой осенью выборы в Курултай РБ обошлись Башкирии примерно в 350 миллионов рублей, - пояснил он. - Если мы в полной мере будем использовать комплексы обработки избирательных бюллетеней и камеры видеонаблюдения, то понадобится привлечение дополнительных средств из бюджета. К примеру, на выборах в Курултай РБ мы использовали КОИБы на 811 участках. 219 комплексов – республиканские, а остальные мы позаимствовали у соседних регионов.
По словам главы башкирского Центризбиркома, сегодня специалисты собирают информацию о запланированных выборах у соседей, чтобы иметь представление о количестве комплексов обработки бюллетеней, на которые можно рассчитывать.
- Если у них будут проводиться свои выборы высокого уровня, то, конечно, им самим понадобятся эти комплексы, - говорит г-н Валеев. - Надо отметить, что КОИБы использовать дешевле – на обслуживание электронной урны на одном участке необходимо 14-15 тысяч рублей, а работа одного комплекса видеонаблюдения обходится примерно в 85 тысяч рублей. Да и самой избирательной комиссии легче работать, потому что подсчет голосов ведется автоматически. Тем более, сегодня протоколы участковых избирательных комиссий выписываются с машиночитаемым QR-кодом, после чего вводятся в государственную автоматизированную систему «Выборы» и читаются в два-три раза быстрее.
- А когда можно будет голосовать по интернету?
- На совещании в ЦИК России эти темы обсуждались, но окончательного решения пока нет. Я не могу пока назвать никаких точных сроков, но мое желание как председателя избирательной комиссии субъекта страны – максимально повысить доверие к результатам выборов. Этого можно достичь, если использовать КОИБы на каждом избирательном участке. Нужно, чтобы результаты подсчета попадали в госавтоматизированную систему сразу, без участия человеческого фактора - это было бы интересно. Например, во время парламентских выборов в Уфе мы обеспечили комплексами обработки бюллетеней 94 процента участков. В итоге явка повысилась, люди, видимо, поверили в прозрачность процедуры.
- В этом году российской избирательной системе исполняется 25 лет. Как вы ее оцениваете?
- 25 лет – вроде, и не такой большой срок, но достаточно насыщенный. Мы проводим выборы ежегодно, а иногда и два раза в году – как в 2018-м. Всей этой работой занимаются члены участковых, территориальных, субъектных избиркомов – всего в процессе задействовано порядка 30 тысяч человек. Есть люди, которые являются членами комиссий с давних пор, я даже не помню с какого времени. Им – низкий поклон за столь нелегкий труд, который они выполняют на общественных началах. Своим коллегам мы говорим «спасибо», потому что в некоторых субъектах не могут найти членов участковых избиркомов. А у нас народ верит во власть – люди идут и организовывать выборы, и участвовать в них.