Криминолог: «В стране нет ни одного уголовного дела по факту сексдомогательств»

Чаще всего потерпевшие – это женщины

Волна обвинений в харассменте, когда граждане подвергаются на работе сексуальным домогательствам, докатилась и до России. Всем памятен случай в Госдуме РФ, когда журналистки обвинили в непристойном поведении одного из депутатов. При этом народные избранники, собрав комиссию по этике, встали на сторону коллеги, посчитав, что СМИ решили опорочить законодателя. Кто прав в этой истории, разбирается профессор-криминолог Альберт Курманов.

Чаще всего потерпевшие – это женщины
фото: архив МК

- Здесь, наверное, все-таки сыграл корпоративный дух - любая структура, тем более государственная корпорация, всегда старается встать на защиту одного из своих, - полагает он. - Но и обвиняющая сторона ведь не представила никаких доказательств, хотя аудиозапись, говорили, имелась.

- Всем кажется, что если мужчина проявляет к женщине интерес, это вовсе не злоупотребление, а обычный флирт…

- Наверное, на эту проблему надо смотреть и с позиции мужчины, и с позиции женщины, потому что у всех своя правда. Флирт — это флирт, когда женщине оказывают знаки внимания, делают комплименты, искренне приглашают ее, например, в театр или в кино. Другой момент, когда отпускают, например, сальные шуточки о каких-то физиологических особенностях либо недвусмысленно делают предложения, за которыми не подразумевается дружба, любовь, взаимное уважение и какие-то длительные серьезные отношения между двумя людьми.

- При этом общество все равно полагает, что если мужчина проявляет интерес, значит, женщина позволила его проявлять, даже поговорка народная существует на этот счет…

- Если говорить об уголовной ответственности за понуждение к действиям сексуального характера, действительно, статистика находится практически на нулевом уровне – реально доведенных уголовных дел до суда мы не имеем. И возбужденных дел по этому факту, чтобы о них было известно широкой общественности, тоже нет. При том, что такая статья в Уголовном кодексе появилась давно. Если говорить об УК РФ, который был принят в 1996 году и действовал с 1 января 1997-го, то эта статья изначально уже там была. Единственное, что уголовная ответственность наступает не за сам факт приставания или оказания каких-то сексуальных знаков внимания, пусть даже навязчивых. Она наступает только тогда, когда речь идет о понуждении, то есть человека принуждают против его воли к оказанию услуг сексуального характера. И обязательным условием этого является либо шантаж, либо угроза уничтожения и повреждения имущества, либо использование материальной или иной зависимости. То есть если работодатель говорит: «Я вам повышу зарплату в обмен на определенные услуги» – уголовная ответственность за такое предложение не наступает, потому что нет принуждения. Но если сотруднице говорят: «Я тебя уволю, если не получу желаемого», то в этом случае действует Уголовный кодекс.

Чаще всего потерпевшие – это лица женского пола, в отношении мужчин харассмент случается намного реже.

- Не кажется ли вам, учитывая нулевую статистику по сексуальным домогательствам, что эта проблема больше надумана?

- Мне кажется, эта проблема не надумана, она действительно присуща российскому обществу, как и любому другому. Просто на Западе люди более свободны в своих высказываниях, в каком-то смысле и социально, и юридически более защищены – они смело идут в суд. Выводы российских экспертов-криминологов в этой области таковы, что в среднем от восьми до 15 процентов женщин в той или иной мере подвергались сексуальным домогательствам. Речь не идет об изнасиловании или о том, что понуждение закончилось насилием и женщины оказались реальными жертвами. Но тем не менее высказывания, психологическое давление присутствовали. А у нас, например, женщины, которые столкнулись с этой проблемой, не всегда рассчитывают на справедливое решение. И потом наше мировоззрение все-таки таково, что такие действия считаются постыдным, и не каждая женщина готова об этом открыто сказать.

- Не получится так, что сейчас государство ратует за рост рождаемости, а появление таких судебных исков или уголовных дел заставит мужчин отвернуться от женщин?

- Здесь, наверное, принцип соразмерности должен быть. Я как мужчина, если передо мной красивая, умная, интересная женщина, всегда ей скажу об этом, что она замечательно выглядит, что она очень интересно выступила на каком-то мероприятии. Я люблю делать комплименты. Думаю, что если речь идет об искренних чувствах, когда женщина действительно по-настоящему нравится мужчине, то ни одна женщина не будет инициировать какие-то судебные иски в отношении такого ухажера, даже если она не готова отвечать ему взаимностью. Но если женщина видит сальность, неуважение, оскорбление человеческого достоинства, то такие поступки надо решительно пресекать.

- На ваш взгляд, как правоохранители отнесутся к женщине, если она придет с заявлением, что до нее домогается начальник?

- Я думаю, что отнесутся так, как этого требует закон в рамках тех полномочий, которыми наделены правоохранители. Они обязаны это заявление принять, зарегистрировать и провести по нему проверку. Но здесь очень серьезная проблема – как будут доказывать? Потому что такие действия, как правило, происходят без свидетелей, тет-а-тет. И если нет каких-то материальных носителей, то фактически обвинение строится по принципу «слово против слова». Естественно, вторая сторона скажет, что этого не было, это выдумки. Если мы говорим о каких-то служебных взаимоотношениях, это может инициироваться тем, что сотрудник, допустим, не справляется по работе с теми заданиями, которые перед ним ставятся, и пытается таким образом свести счеты с начальством. То есть здесь крайне проблематично доказать.

- То есть вы советуете женщинам, которые все-таки подвергаются неприятным для себя переживаниям, собирать доказательства?

- Если, предположим, мужчина изначально повел себя не совсем тактично по отношению к женщине, наверное, для первого раза будет достаточно поставить точку. Для этого есть разные методики, они довольно подробно описаны психологами, как вести себя в этой ситуации. Кому-то достаточно сказать, что на вечер запланированы мероприятия с мужем или с любимым мужчиной. Соответственно, ухажеру будет понятно, что он уже третий и лишний. Если это не помогает, тогда можно прямо и конкретно сказать: «Те предложения, которые вы мне делаете, не для меня. Пожалуйста, будьте добры больше такие вопросы не задавайте». Кому-то этого будет достаточно. Но если «кавалер» продолжает настойчиво преследовать женщину, то здесь уже надо задуматься о том, какие доказательства, например, аудио или видеозаписи, нужно собрать для того, чтобы куда-то обратиться, в том числе в правоохранительные органы. Женщины должны понять - закон на их стороне. Если женщина столкнулась с такой ситуацией и понимает, что против нее было совершено противоправное деяние, то она вправе обратиться в правоохранительные органы. И в зависимости от тех действий, которые имели место, содеянное может быть квалифицировано, как уголовно наказуемое преступление либо административный проступок. Еще отмечу, что для некоторых категорий работников, чиновников, например, установлена дисциплинарная ответственность за действия аморального характера. Поэтому такие лица могут быть в рамках дисциплинарного производства привлечены к ответственности и уволены с занимаемой должности.

- А если бы подобное произошло с вашими близкими?

- Меня эта тема больше интересует, конечно, с профессиональной точки зрения как юриста, как специалиста в области уголовного права. Но если говорить о моей гражданской позиции, естественно, для меня было бы очень неприятно, если бы мои близкие оказались в такой ситуации, когда кто-то потребовал бы, например, оказать определенные услуги. Я думаю, что как отец двух дочерей и как мужчина вмешался бы в ситуацию и сделал, как говорят, китайское предупреждение.

- Если отбросить в сторону ваши научные звания и знания юриспруденции, как вы отнеслись бы к этому, если бы обвиняли в харассменте вашего друга?

- То есть теперь мы меняем ситуацию? Наверное, я бы постарался все-таки понять: действительно имело или не имело место то, в чем его обвиняют, или это оговор. Если имело место, то я бы дал дружеский совет, что не стоит этим заниматься. Потому что каждый человек имеет право на уважение его человеческого достоинства. Если той женщине, которой адресовано его внимание, не совсем нравится поведение, которое в ее адрес осуществляется, то, наверное, правильно было бы свое поведение изменить.

- Наше общество почему-то положительно оценивает такие мужские «подвиги»…

- Я здесь уже и с позиции мужчины рассуждаю, в прелюбодеянии ведь тоже ничего хорошего нет. В нашем государстве сейчас очень много уделяется внимания созданию крепкой семьи, рождению здорового потомства. Наверное, в семье, где супруги любят друг друга, сохраняют супружескую верность, эти отношения гораздо выше и, естественно, это сказывается на воспитании уже их детей.

- А куда идти жертвам харассмента?

- Если мы говорим об уголовном и административном правонарушении, то в полицию. Если говорим о дисциплинарном правонарушении, то обращаться в администрацию той организации, где работает этот мужчина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру