Новым трендом башкирской политики стала политическая воля

За три месяца республика пережила больше событий, чем за последние три года

В мировой политике существует тренд - по 100 дням правления чиновников высшего уровня определять дальнейший стиль работы. 100 дней после назначения Радия Хабирова временно исполняющим обязанности главы региона стали для башкирской элиты настоящим испытанием. За три минувших месяца республика пережила больше событий, чем за последние три года. Поэтому, подводя политические итоги 2018-го, уже можно представить, что ждет башкирскую политику и чиновников в наступившем году.

За три месяца республика пережила больше событий, чем за последние три года
фото: Азат Вахитов

Скандал года

фото: Азат Вахитов

Скандал, подобного которому еще не было в стране, случился в башкирской прокуратуре. Здесь правоохранители вскрыли настоящую организованную преступную группу, состоящую из высокопоставленных прокурорских работников. Под следствием, а потом и под стражей, оказались первый заместитель прокурора РБ Олег Горбунов и заместитель начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативной деятельностью Артур Шайретдинов. Обоим представителям республиканского надзорного ведомства уже предъявили обвинения в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, бывший вице-мэр Уфы Александр Филиппов заплатил высокопоставленным прокурорам надзорного ведомства Башкирии 10 млн рублей, чтобы избежать уголовного преследования за злоупотребления при сносе и расселении ветхого жилья в Уфе. Олег Горбунов вынес незаконное постановление о прекращении расследования этого уголовного дела, но позже документ отменили в Генпрокуратуре РФ. Александр Филиппов все-таки стал обвиняемым и активно сотрудничает со следствием. Благодаря показаниям г-на Филиппова, удалось привлечь к уголовной ответственности двух посредников при передаче этой взятки - депутата уфимского горсовета Вадима Рамазанова и близкого к Олегу Горбунову предпринимателя Феима Мухитова. Интересно, что это преступление удалось раскрыть после того, как «хлопнули» на взятке в 5,5 млн рублей прокурора Советского района Уфы Рамиля Гарифуллина. Оказывается, районный начальник надзорного ведомства «документировал» все переданные «наверх» деньги, и эти записи стали достоянием следствия после обыска кабинета г-на Гарифуллина.

Следствие считает доказанной всю цепочку мздоимства, поставленного на поток. Рамазанов и Мухитов собирали деньги с коммерсантов и влиятельных чиновников, попавших под уголовное преследование, и через Рамиля Гарифуллина передавали высшим прокурорским чинам, закрывавшим такие дела. Расследование будет длиться до марта этого года, и, возможно, появятся новые обвиняемые.

Очевидно, что свободу действий правоохранителям дал временно исполняющий обязанности главы региона Радий Хабиров. Ранее расследование противоправных действий в башкирской прокуратуре тормозилось на уровне руководителя республики, хлопотавшего за судьбу близкого к своей семье Александра Филиппова. Но после смены власти в РБ силовикам развязали руки. В противном случае под судом оказались бы только посредники, а настоящие коррупционеры, которым носили деньги подчиненные, оставались бы сидеть в своих креслах.

Рокировки года

фото: Азат Вахитов

Мистики уверены, что Радию Хабирову при назначении на пост руководителя региона как будто помогали высшие силы. Не секрет, что любому губернатору приходится выстраивать отношения с федеральными руководителями правоохранительных и судебных ведомств, и было бы непросто наладить связь с силовиками, которые привыкли работать с прежним главой РБ. Но к моменту прихода к власти г-на Хабирова истекли полномочия у председателя Верховного суда Башкирии Михаила Тарасенко - он теперь возглавляет кассационный суд в Пятигорске, и многие судьи уже пакуют чемоданы, чтобы перебраться из Уфы вслед за шефом. Так что Радий Фаритович будет трудиться уже с новым главой ВС РБ - Высшая квалификационная коллегия судей РФ утвердила на эту должность Земфиру Латыпову. Говорят, что написал заявление об отставке руководитель республиканского Арбитражного суда Игорь Арсенов - уже известно, что новым председателем АС РБ станет выходец из Башкирии. Также, по слухам, покидает свой пост башкирский прокурор Андрей Назаров - он якобы переезжает в Курган.

Ну а глава регионального министерства внутренних дел Роман Деев приехал в Уфу только в мае 2017 года и явно не успел сдружиться с местной элитой. Напротив, в последний год правления Рустэма Хамитова полицейские весьма активно выявляли коррупцию в органах башкирской власти и мэрии Уфы. И судя по всему, у главы МВД по РБ уже выстроились отношения с вновь назначенным руководителем региона. По крайней мере, без помощи полицейских Радий Хабиров вряд ли совладал бы с имеющимися в регионе криминальными рынками. В частности, благодаря слаженным действиям региональных властей и правоохранителей, удалось привлечь к ответу строителей, затянувших ремонт детской поликлиники на улице Амантая в Уфе. Несколько лет родители с детьми были вынуждены ездить в разные медучреждения, так как поликлиника, единственная на огромный микрорайон Колгуевский, была закрыта на ремонт. Как только горе-строителей привлекли к уголовной ответственности, дело пошло на лад - поликлинику обещают открыть в марте.

- Самое главное – всегда нужна воля, - сказал тогда г-н Хабиров. - Если она есть, то появляется и решение, в том числе нестандартное.

Пока у МВД по РБ и нового руководителя региона и воля, и желания совпадают.

Протесты года

фото: Азат Вахитов

С приходом к власти Радия Хабирова изменилось и политическое поле региона. Все оппоненты Рустэма Хамитова, как само собой разумеющееся, оказались в стане нового главы РБ или ждут губернаторских выборов, чтобы в случае победы г-на Хабирова отыграться на руководителе республики без приставки и.о. И лишь для руководительницы штаба Навального Лилии Чанышевой Радий Фаритович не стал кумиром. Девушка, в прошлом году успевшая побыть «политзаключенной» в центре временного содержания за организацию незаконных митингов, организовала петицию против решения главы РБ о передаче в разработку шихана Куштау.

Что, конечно же, странно, потому что эта тема всегда была застолблена за «башкирским народом» и в протестную деятельность антипутинцев как-то не вписывается, но, видимо, у птенцов Навального образовался дефицит в политической повестке. Кстати, и все говорившие от имени башкирского народа как-то поутихли - то ли ждут приглашения на чаепитие к Радию Фаритовичу, то ли понимают, что у ставленника Москвы может быть жесткое отношение к любым националистическим проявлениям. Впрочем, в Белом доме пока не спешат закручивать гайки. Националисты ожидали, что лидер движения «Башкорт» Фаиль Алчинов за организацию незаконного митинга получит реальный срок лишения свободы, но, как говорят, кураторы национальной политики пролоббировали приговор, ограничивающийся штрафом. Жестко высказывается о новом главе региона известный башкирский диссидент и политик Айрат Дильмухаметов, но, тем, кто знает, на что способен Айрат Ахнафович, приходится признать - Радию Фаритовичу он симпатизирует, как «альфа-самцу» и вообще человеку с твердой волей и характером. Г-н Дильмухаметов не устает доносить до высшей башкирской власти, что он готов составить конкуренцию Радию Хабирову на губернаторских выборах. Но пока этому мешает поправка в местный закон, ограничивающая участие в политической гонке людей с судимостью за экстремизм, а именно по такой статье отбывал срок Айрат Дильмухаметов.

Провластный Курултай башкир возглавил бывший лидер башкирского движения Данир Гайнуллин, в эпоху Хамитова отсиживавшийся в различных культурных организациях. С приходом нового лидера оживилась и деятельность организации. Так, г-н Гайнуллин уже успел наградить от имени башкирского народа раскрученного молодежного певца Радика Юльякшина и финалистку шоу «Голос» Рушану Валиеву. По его мнению, следование модным тенденциям и кумирам поп-культуры должно привлечь молодежь к общественной организации, идеологию которой ранее трактовали аксакалы.   

Законодатели года

фото: Азат Вахитов

Одним из главных политических событий в Башкирии, не имеющих отношения к смене власти, стали выборы в региональный парламент в сентябре 2018 года. Состав башкирского законодательного собрания обновился более чем наполовину. В Курултай не прошли ветераны законодательной власти, которые очень на это рассчитывали. Но зато в депутатских креслах, причем на оплачиваемых должностях руководителей парламентских комитетов, оказались сразу три бывших министра, один замминистра и один вице-премьер: возглавлявший министерство спорта и молодежной политики Андрей Иванюта, заведовавшая республиканскими финансами Рида Субханкулова, глава ЖКХ региона Сергей Афонин, первый замминистра промышленности Халил Рахимов и занимавший пост заместителя председателя правительства РБ Николай Хорошилов. Кроме того, народными избранниками стали два мэра: Ирек Ялалов, покинувший кресло градоначальника Уфы и позже ставший сенатором, и глава Зианчуринского района Альфарис Байчурин. Оказался в законодательной власти и ректор педуниверситета Раиль Асадуллин. Учитывая, сколько государевых людей пересадили в парламентские кресла, тогдашний глава РБ Рустэм Хамитов задумывал масштабную перестановку как в правительстве, так и в других ведомствах. Однако этим планам не суждено было сбыться, а тем, кто намеревался занять освободившиеся места, пришлось забыть об амбициях. В начале октября в Башкирии сменилась власть, а у нового руководителя республики оказались другие планы на вакантные должности. Так, ходят слухи, что место ректора педуниверситета должен был занять заместитель руководителя администрации главы РБ Максим Михайлов, но на этот пост сегодня уже назначили бывшего вице-премьера Салавата Сагитова. А чиновники, занявшие парламентские кресла, явно облегченно вздохнули. Если при Хамитове они были аутсайдерами, отправленными в Курултай в почетную ссылку, то теперь их положение куда лучше, чем если бы они остались во власти - депутатский мандат гарантирует пять лет политического спокойствия.

По-прежнему у руля законодательной власти Башкирии Константин Толкачев, возглавляющий башкирский парламент без малого два десятка лет. Ветеран башкирского парламента мог оставить свой пост, но это решение зависело от мэра Уфы Ирека Ялалова. Рустэм Хамитов очень хотел, чтобы г-н Ялалов оставил кресло градоначальника и взамен ему предлагали две должности - сенаторскую и спикера Курултая. Бывший мэр выбрал представительство в Москве, а г-н Толкачев остался на еще один парламентский срок.

Любопытно, что при Хабирове вернулись в парламент две депутатки, которых «хамитовцы» оставили за бортом. Освободившиеся кресла после ухода двух законодателей заняли Римма Утяшева и Галина Ишмухаметова. Римма Утяшева и в прошлых созывах была ставленницей Радия Хабирова, а Галине Ишмухаметовой помог пройти в законодательную власть Тимербулат Каримов - она активная помощница фонда имени его деда Мустая Карима. Так что, может быть, ставленникам Рустэма Хамитова и не стоит расслабляться - новой власти тоже могут понадобиться свои законодатели.    

Разочарование года

фото: Азат Вахитов

Приход к рычагам управления республикой Радия Хабирова оказался неожиданностью не только для башкирской элиты и Белого дома, руководителя региона Рустэма Хамитова, но и даже, как говорят, для кремлевских кураторов г-на Хамитова. Влиятельные персоны, поддерживающие Радия Фаритовича, сумели обыграть покровителей Рустэма Закиевича, планировавших на этот пост совсем другую фигуру. Но случилось то, что случилось. К власти в Башкортостане пришел человек, вызывавший неудовольствие прежнего руководителя РБ. Возможно потому, что г-н Хамитов интуитивно чувствовал реального конкурента - все восемь лет своего правления недолюбливал Радия Хабирова. Рассказывают, что Рустэм Хамитов, когда его вызвали в Москву, чтобы лишить должности, улетел в Кремль с отличным настроением, даже не догадываясь, что его ждет. По слухам, глава региона даже думал, что едет за поощрением, но реальность оказалась для него очень жестокой. Даже трудно представить себе разочарование, которое пережил бывший руководитель республики, узнав не только о том, что потерял высший республиканский пост, но и о том, кто именно придет ему на смену. Впрочем, несмотря на это потрясение, судьба четы Хамитовых сложилась очень даже неплохо. Экс-сановная семья осталась в Уфе, а Рустэм Хамитов получил должность неисполнительного директора «Башнефти» с зарплатой в 10 млн рублей в год.

Переговоры года

фото: Азат Вахитов

Как-то легко и буквально за один день разрешилась сырьевая проблема содового предприятия, которая долгие годы изматывала всю башкирскую элиту. Напомним, промышленники требовали отдать им в разработку шихан Тратау, имеющий охраняемый статус регионального памятника природы, поскольку запасы известняка на месторождении, разрабатываемом с советских времен, уже истощились. А прежний руководитель республики Рустэм Хамитов в течение нескольких лет и публично, и в кулуарах говорил: «Нет!». Но в ноябре прошлого года на совещании в правительстве РФ было решено отдать содовикам не имеющий охранного статуса шихан Куштау, разрешение на разработку которого «Башкирская содовая компания» получила еще в 2017 году. И, казалось бы, если еще год назад при том же Хамитове БСК «зашла» на Куштау, для чего понадобилось создавать напряжение в башкирском обществе и организовывать политические пляски вокруг Тратау? Радий Хабиров, например, объяснил происходящее вокруг Тратау «дешевым политиканством», а все споры «жвачкой «отдам-не отдам».

По слухам, г-н Хамитов был обязан собственникам предприятия, так как они спонсировали его избирательную кампанию в 2014 году. И якобы за эти деньги Рустэм Закиевич обещал решить сырьевую проблему. Однако, как рассказывают, взамен местные предприниматели, ссылаясь на первое лицо, попросили долю в БСК. О столь странном предлагаемом местной властью выходе из ситуации, больше похожим не рейдерский захват, собственники сообщили в Кремль, что очень повредило реноме Хамитова. А разборки вокруг Тратау еще несколько лет продолжали набирать обороты. На предприятии угрожали закрыть производство, лишить страну стратегического продукта и оставить людей без работы, но Рустэм Хамитов уже вошел в клинч и даже задумал построить альтернативное содовое предприятие. Надо ли говорить, что пока баре ссорились, у всех жителей Башкирии чубы трещали? С упрямым главой региона не раз вели переговоры в администрации президента РФ люди с весьма высоким статусом, но слышали тот же ответ. На Старой площади восприняли эту позицию, как шантаж. Вероятно, неспособность к компромиссу и стала началом конца правления Рустэма Хамитова.  

Явление года

фото: Азат Вахитов

Интересный ход сделал Радий Фаритович, выступая в декабре прошлого года с посланием перед депутатами башкирского парламента. На оглашение напутствия региональным народным избранникам были приглашены не только простые люди и коллективы, с которыми новый руководитель региона встречался и общался во время своих рабочих поездок по республике, но и оба бывших руководителя региона. Первый президент РБ Муртаза Рахимов и второй глава республики Рустэм Хамитов оказались в одном зале в непосредственной близости друг от друга. Обоих бывших руководителей г-н Хабиров поблагодарил за работу на высоком посту, отметив, что Рахимов «в тяжёлые переломные годы сохранил и приумножил славу республики», а заслуга Хамитова - «в открытости власти, масштабных культурных форумах, саммитах ШОС и БРИКС и узнаваемости республики в мире». Обоих руководителей приветствовали стоя, и кто-то даже пытался измерить и сравнить качество и громкость аплодисментов, которыми зал наградил Рахимова и Хамитова. Но это уже было неважно, потому что Радий Хабиров с трибуны сказал «об укреплении традиции законной и демократичной смены власти в республике, уважительном отношении к своим предшественникам» и призвал всех к «единству и консолидации». Так что даже скептикам стало ясно, что глупых гонений, которым подвергался, например, Муртаза Рахимов и люди, с ним работавшие, при новом руководителе не будет.

Судьба года

фото: Азат Вахитов

Как интересно рок играет человеком. Рустэм Хамитов, все восемь лет находясь у власти, демонстративно абстрагировался от первого президента РБ Муртазы Рахимова, отказываясь, как от него лично, так и его опыта. Но при этом практически полностью повторил его политическую судьбу. Муртаза Рахимов досрочно ушел в отставку летом 2010-го, пав жертвой промышленного лобби, стремившегося заполучить башкирский ТЭК, и не досидев до окончания срока полномочий чуть более года: они истекали осенью в 2011-го. Г-н Хамитов тоже досрочно ушел в отставку осенью 2018-го: до окончания срока его полномочий в сентябре 2019 года также оставался год. И тоже потому, что оказался не ко двору промышленникам. Для обоих отставка стала неожиданной - о том, что придется покинуть насиженное кресло, они узнали в день увольнения. И тот, и другой пытались сохранить лицо и объяснить свой неожиданный уход «личным решением», оставив в недоумении как жителей республики, так и свою команду. При этом Муртаза Рахимов и Рустэм Хамитов - не просто разные люди, а находящиеся на разных полюсах. Один - крепко стоящий на ногах с крестьянской сметкой, второй - мечтательный интеллигент. Один - человек дела и волевых решений, второй - любитель порассуждать о прекрасном будущем. Каждый искренне желал лучшего своему народу, так, как он это лучшее понимал. Интересно, что Рустэм Хамитов настолько не хотел быть похожим на своего предшественника, что под корень разобрал созданный им механизм управления республикой, несколько раз перестраивая правительство и госструктуры. Отказался открывать новые объекты и разрезать красные ленточки, потому что так делал Рахимов. По этой же причине Хамитов не ездил в районы республики, считая, что излишний контроль глав администраций приводит к диктатуре. Но выяснилось, что руководители муниципалитетов, годами не видя хозяина региона, идут вразнос. Поэтому через несколько лет пришлось все-таки отправляться в командировки. Как ни надеялся Рустэм Закиевич, что назначенные им люди должны проявлять сознательность и самозабвенно трудиться, оправдывая его доверие, назначенцы один за другим засыпались на глупых, в основном, вороватых проступках. Опытным путем выяснилась аксиома: слаб чиновник. И если нет твердой руки, подчиненные начинают пускаться во все тяжкие. И все эти жизненные правила - вовсе не особенности «рахимовщины», а жесткая необходимость при управлении любым сложным механизмом.

Мало кто знает, но Радий Хабиров мог возглавить республику в том же 2010 году, но тогда счастливая звезда загорелась над Рустэмом Хамитовым. Окончательное решение о новом главе региона принимал стоявший тогда у руля государства Дмитрий Медведев, которому технократ Хабиров не глянулся. А любитель смарт-общества Хамитов пришелся по душе Дмитрию Анатольевичу. Однако время все расставляет по местам. Стране, находящейся под давлением экономических санкций, нужны волевые управленцы, а не прекраснодушные либералы. Да и жизнь доказывает - главное для руководителя такого ранга все-таки умение работать на земле.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру