Эксперт: «Продавцы суррогата нечасто получают серьезные сроки»

Важна не только строгость, но и неотвратимость наказания

Врио главы Башкортостана Радий Хабиров призвал правоохранителей начать жесткую борьбу с продажей контрафактного алкоголя, назвав такой нелегальный бизнес «геноцидом населения». Профессор кафедры уголовного права БАГСУ Альберт Курманов согласился с этой категоричной формулировкой, указав на смертельную опасность от употребления поддельного алкоголя.

Важна не только строгость, но и неотвратимость наказания
фото: оперативная съемка

«Участковые знают, где местный «контингент» покупает самогон»

- Действительность такова, что много людей умирают от контрафактного спиртного и в целом по стране, и в отдельных регионах, - рассказал Альберт Курманов. – Многие помнят произошедший два года назад случай, когда в Иркутске от отравления некачественным спиртным скончались больше ста человек. Зачастую в суррогате используют вещества, потенциально опасные для жизни и здоровья людей. Например, один грамм метанола способен вызвать слепоту, а больше грамма - гарантированная смерть.

- Неужели продавцы, изготавливающие дома спиртное, не понимают, что рискуют человеческими жизнями?

- Метанол используется в спиртосодержащих жидкостях, не предназначенных для употребления внутрь. Метиловый спирт крайне опасен и даже в небольших количествах может стать причиной смерти. Но находятся такие «дельцы», а точнее – душегубы, которые понимают всю серьезность последствий, и все равно сознательно используют вредные вещества при подделке боярышника или алкогольных напитков. При этом они рискуют жизнями не одного-двух человек, а множества людей.

- В Башкирии показательно жесткую борьбу с продавцами контрафакта начали с Абзелиловского района, причем, как выяснилось, главам сельсоветов все точки продажи нелегального спиртного были известны...

- Очень хочется, чтобы граждане не оставались в стороне от борьбы с контрафактом. Даже если они сами не употребляют алкоголь, то многие знают о нелегальных точках продажи. В конце концов, жертвой суррогата могут стать их знакомые или родственники. Конечно, если люди знают, что где-то травят людей, нужно сообщать в полицию. Многие боятся идти против преступности в открытую, опасаются мести или быть неуслышанными в случае работы организованной преступной группы. Хочу напомнить, что есть возможность позвонить на телефон доверия. Также можно рассказать, что в каком-либо магазине продают выпивку подросткам или торгуют в ночное время. Думаю, надо работать с населением. Повысив сознательность населения, мы сможем снизить спрос, попутно выявляя точки продажи суррогата.

- Какое наказание грозит самогонщикам и производителям контрафактного алкоголя?

- У нас довольно совершенная в этой сфере нормативная база, я бы сказал даже, преступникам может грозить жесточайшее наказание. Самодельное производство алкоголя наказывается несколькими статьями административного кодекса. Те же самые самогонные аппараты или мини-спиртозаводы, превышающие определенную мощность, подлежат обязательной регистрации. Также ответственность установлена за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя, за продажу алкоголя несовершеннолетним, вблизи образовательных и медицинских учреждений. Уголовная ответственность предусмотрена за неоднократную продажу спиртного несовершеннолетнему и за продажу нелицензионной продукции на сумму свыше 100 тысяч рублей. При этом штрафные санкции по административным и уголовным статьям достигают десятков, а для юридических лиц – и сотен тысяч рублей.

- Почему же не боятся тогда самогонщики?

- Есть важный вопрос, в который мы как криминологи часто упираемся. Важна ведь не только строгость, но и неотвратимость наказания. С этим возникают проблемы. Именно на эту сторону проблемы временно исполняющий обязанности главы республики Радий Хабиров и просил правоохранителей обратить пристальное внимание. Практика показывает, что продавцы суррогата нечасто получают серьезные сроки. Так, один из пойманных в Башкирии производителей опасного алкоголя с содержанием метанола отделался всего тремя месяцами лишения свободы. Возьмем, например, сельскую местность. Участковые всегда знают места, куда ходит местный «контингент» покупать суррогатный алкоголь. В обязанности участковых или полицейских отдела экономической безопасности и борьбы с коррупцией входит ликвидация таких мест. Эти точки можно «накрыть» без особого труда – главы сельских поселений всегда знают этих дельцов и стражи порядка тоже. Но если такой продавец продолжает работать, есть два варианта: либо речь идет о халатности, либо следует рассматривать коррупционную составляющую.

- То есть, власти просто закрывают глаза?

- Возможно. Но бывают и случаи «крышевания», в том числе и со стороны сотрудников правоохранительных органов.

«Люди сначала травятся, а погибают позже от осложнений»

- Действительно ли в сельской местности взрослое мужское население вымирает из-за алкогольных отравлений?

- Эта статистика довольно лукавая. По результатам 2018 года в России от отравления алкоголем умерло почти семь тысяч человек. С одной стороны, есть тенденция к снижению, а с другой – статистика показывает смертельные случаи, которые произошли почти сразу после употребления контрафакта. Но бывает так, что люди сначала травятся, а погибают позже от осложнений, вызванных самодельным пойлом. Но так как эти случаи происходят с разрывом во времени, они в статистику не попадают, хотя там наблюдаются серьезнейшие осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы, образуются язвы желудка, циррозы печени и другие тяжкие заболевания. И первопричиной этих летальных исходов может быть некачественный алкоголь.

- Почему люди продолжают покупать суррогат: их на это толкает алкогольная зависимость или низкая цена?

- Я думаю, потребители, которые покупают подделку, заведомо это осознавая, надеются, что в бутылке все же этиловый, а не метиловый спирт. И это тоже часть преступного умысла производителей. Я уверен, что люди сознательно не стали бы употреблять метанол. В Иркутске, например, люди отравились не только дешевым «боярышником», но и купленной в магазинах самопальной продукцией – там тоже оказался метиловый спирт.

- Значит, бороться необходимо не только с пенсионерками-самогонщицами, но и с крупными производителями суррогата, которые поставляют опасный алкоголь в магазины…

- По данным органов внутренних дел, у нас и так очень много преступлений в этой сфере пресекают. Полицейские задерживают целые грузовики со спиртным, изымают продукцию тысячами литров. Опять же, накрывают подпольные склады и десятки подпольных производств. Исходя из объемов, понятно, что такой товар не в деревни поставляют, а в городские магазины. Для более эффективной борьбы с продажей нелегального алкоголя специалисты разработали электронную систему учета алкогольной продукции – ЕГАИС. Она позволяет отследить весь путь от производства до поставки товара в точку продажи. Системой воспользоваться может любой гражданин, установив специальное приложение на телефоне. Это очень хороший сервис, полезная мера профилактики для населения.

- Может, стоит заниматься не задержанием самогонщиков, а изменением сознания людей?

- Конечно, работа должна быть многоаспектной. Покупатель должен понимать, у кого приобретает алкоголь и по какой цене. У нас ведь минимальные цены определены на всю продукцию – бутылка водки, например, не должна стоить меньше 215 рублей, а начальная стоимостью коньяка составляет 388 рублей. Поэтому, покупая водку за 150 рублей, нужно понимать, что это «бормотуха». Каждый человек должен сам осознавать, на что он идет, покупая подделку и подвергая опасности жизни других людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру