В Башкирии увеличилась смертность на дорогах

Качество образования водителей оставляет желать лучшего

21.02.2019 в 05:55, просмотров: 938

Сегодня на территории Башкирии фиксируется увеличение числа смертельных аварий. По словам профессора-криминолога Альберта Курманова, статистика смертности в 2018 году обогнала данные предыдущего года. При этом, как утверждает эксперт, причин трагедий на дорогах всего три.

В Башкирии увеличилась смертность на дорогах
фото: архив МК

«В регионе почти 140 мест повышенной аварийности»

На первом месте - несоблюдение правил водителями и пешеходами, на втором - отсутствие качества дорожного покрытия, разметки и освещенности. И лишь на третьем - погодные условия.

- Увеличивающиеся статистические данные смертности при ДТП - тревожный показатель, и ситуацию следует кардинально менять в самые короткие сроки, - уверен Альберт Курманов. - У нас каждый год увеличивается число автомобилистов – армия водителей пополняется на десятки, сотни тысяч человек. Но не всегда эти люди подготовлены надлежащим образом и соблюдают правила - отсюда и трагедии. Есть множество нареканий к дорожной разметке, качеству дорог, освещению и всей инфраструктуре. Сегодня у нас в республике насчитывается почти 140 мест повышенной аварийности.

- Одной из важных мер по снижению аварийности в башкирском правительстве называют установку камер видеофиксации. Насколько они будут эффективны?

- Это очень серьезный вклад в решение проблемы, потому что важно, чтобы соблюдался скоростной режим. Если по городу установлен скоростной режим 60 километров в час, а на опасных участках – 40 километров в час, то проконтролировать соблюдение режима позволяют только камеры. А у нас прошла большая реорганизация органов ГИБДД, многих сотрудников сократили, другие – перешли в иные службы. Теперь мы видим на улицах гораздо меньше нарядов ДПС, чем три-пять лет назад. Подразумевалось, что их заменили технические устройства, но на самом деле камер больше не стало – их у нас на всю республику порядка двухсот. А в Татарстане их, например, больше тысячи. При этом протяженность дорог у них в два раза меньше. Оттуда и результат.

- Но, наверное, проблема кроется еще и в самих водителях, которые не любят подчиняться правилам?

- Действительно, я и сам иногда превышаю скорость или забываю пристегнуться на коротких переездах. У криминологов есть два направления решения подобных проблем: пропагандистская работа со стороны органов власти, а также неотвратимость наказания. Если на дорогах каждые 300 метров будут стоять камеры, то они просто не дадут водителю возможности разогнаться. Их принцип работы заключается в том, что каждая камера, зафиксировавшая превышение, отправляет сигнал, и водитель получит несколько штрафов за одну такую поездку с ветерком. В итоге, один раз раскошелившись, автомобилист задумается – а так ли надо ему превышать скорость?

- А может, следует ужесточить правила выдачи водительских удостоверений и обязать сдавать экзамен водителей каждые десять лет при смене прав?

- Это очень правильно. Сегодня качество образования водителей-новичков оставляет желать лучшего. Надо совершенствовать системы подготовки водителей и сдачи экзаменов – они должна быть более требовательными и строгими. Я понимаю, что те, кто планируют вскоре садиться за руль, воспримут мои слова с неудовольствием. Но ведь оборотная сторона этого – жизнь человека. Больший процент смертельных ДТП приходится на аварии по вине именно водителей. Причем гибнут не виновники трагедии, а их пассажиры. Также нередко автомобилисты рискуют жизнями своих детей, пренебрегая автокреслами. Так, за десять месяцев прошлого года у нас погибли 15 детей, это страшная цифра, она шокирует.

«Бывают случаи, когда виновником ДТП является пешеход»

- Как часто нарушители несут уголовную ответственность?

- Уголовная ответственность предусмотрена не только для водителей, но и для пешеходов или пассажиров. Уголовная статья применяется, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью: лишение зрения, переломы позвоночника, утрата трудоспособности, прерывание беременности – либо потерпевший погиб. Если водитель, допустивший травмы или гибель людей, нарушил правила дорожного движения, то обязательно возбуждается уголовное дело. Просто бывают случаи, когда виновником ДТП является пешеход. И даже если он погиб, то водителя привлекать к ответственности будет необоснованным. Вообще, все статьи подразумевают наказание вплоть до реального лишения свободы – здесь все зависит от последствий аварии.

- Часто ли виновники смертельных ДТП попадают за решетку?

- Недавно суд вынес решение по факту страшной аварии в Черниковке. Водитель разогнался до ста километров в час и сбил пешехода – человека разорвало на части. Судья отправил виновника на три года в колонию-поселение. Такая мера применяется, если санкции уголовной статьи подразумевают заключение до пяти лет лишения свободы. Если же человек совершает аварию в нетрезвом виде, или гибнут несколько человек, то водителю грозит заключение в более строгом исправительном учреждении.

- Насколько повлияло на аварийность ужесточение наказания за нетрезвое вождение?

- Прямую пропорциональность провести сложно, но приговоры уже есть. Так что многих это тонизирует, заставляет задуматься. Если человек раньше был привлечен к административной или уголовной ответственности за пьяную езду либо отказался проходить медосвидетельствование, то он рискует еще больше.

- То есть отказ от прохождения медицинского освидетельствования однозначно говорит не в пользу автолюбителя?

- Однозначный знак равенства с состоянием опьянения поставить нельзя, но законодатель этот знак ставит. Фактически все негативные последствия, в том числе и лишение водительских прав, для такого человека применяются. Отказ не сможет помочь водителям избежать наказания. Наоборот, к такому водителю применят наказание, как севшему за руль в нетрезвом виде.

- Какие первоочередные меры можно принять для снижения аварийности на дорогах Башкирии, чтобы в этом году статистика не оказалась столь пугающей?

- Нужно установить камеры, предупреждающие знаки, при необходимости расширить дорожное полотно, дополнительные полосы движения, где-то можно оборудовать «лежащего полицейского» или установить хорошее освещение. Если мы конкретно по каждому аварийному месту пройдемся, то результат появится.