Лаврентий Берия два срока «отбыл» депутатом башкирского парламента

Оба раза второй человек в стране баллотировался от Ишимбая

Появление варягов в законодательных собраниях регионов - изобретение не новой российской власти, а отработанная схема, доставшаяся российскому парламентаризму из советского прошлого. Например, в свое время баллотировался в башкирский парламент первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, а потом, якобы по указанию центрального комитета партии, получал мандат Верховного совета СССР. Дважды, в 1947-м и в 1951-м годах депутатом законодательного органа БАССР избирался Лаврентий Берия.

Оба раза второй человек в стране баллотировался от Ишимбая

Конечно, бывший генеральный комиссар государственной безопасности, а к тому времени маршал Советского Союза, заместитель председателя совмина СССР Лаврентий Берия, позже объявленный врагом народа, ни дня не работал в Верховном совете Башкирии.

Оба раза второй человек в стране баллотировался от Ишимбая. В 1947 году - по Промысловому избирательному округу № 43, а в 1951-м - по Центральному № 31.

Как сообщила 14 февраля 1947 года «Красная Башкирия», которая с 1951 года стала именоваться «Советской Башкирией», в выборах в Верховный совет БАССР приняло участие 99,96 процента избирателей, а за предложенные кандидатуры проголосовало 99,27 процента, наделенных избирательным правом.

Если свой первый срок в башкирском парламенте Лаврентий Павлович «отбыл» полностью, то второй закончился в 1953-м после его ареста и объявления врагом народом. А на депутатское место выдвинули директора Ишимбайской конторы бурения Николая Шлюхина, избранного 13 сентября того же года. Причем выборы сменщика товарища Берии местные власти постарались провести максимально тихо и незаметно, без обычной газетной шумихи. Во всяком случае каких-либо следов дополнительных сентябрьских выборов того года в «Советской Башкирии» мы не обнаружили.

Справедливости ради стоит отметить, что Лаврентий Берия в отличие от Никиты Сергеевича все же имел к Башкирии непосредственное отношение.

В годы войны он по поручению ГКО с 1 октября 1942 года напрямую руководил нефтяной отраслью СССР, занимался становлением башкирской нефтянки, привлекая для этого не только большие государственные ресурсы, но и лучшие научные кадры страны и специалистов из самых разных отраслей народного хозяйства.

Уже после войны Лаврентий Павлович, как заместитель председателя совмина СССР, разбирался со страшным пожаром, случившимся на УНПЗ 2 февраля 1953 года.

Сохранились любопытные воспоминания бывшего министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова о тех событиях, когда Берия срочно отправил его вместе с министром внутренних дел Кругловым самолетом в Уфу.

Попытки Николая Константиновича «откосить», сказавшись больным, Берия решительно пресек в свойственной ему манере: «Каждый дурак может легко простудиться, если не будет носить галоши». Он прекрасно понял «медвежий» характер недуга подчиненного.

- Представляете, в каком состоянии я туда прибыл, и какие могли быть тяжелые последствия такого отношения к заболеванию, - жаловался через много лет Байбаков.

Между тем во время того пожара погибло 23 уфимских огнеборца, но про них бывший нарком даже не вспомнил.

25 декабря 1953 года на второй странице «Советской Башкирии» между материалом о партийной жизни, заметками о работе Миякинской МТС и совещания по картофелеводству, опубликовали сообщение в четыре строки о смертной казни экс-депутата башкирского парламента Лаврентия Берии и других его приближенных.

На предприятиях, в колхозах и организациях республики в тот же день организованно провели массовые митинги трудящихся, которые «с огромным удовлетворением встретили решение специального судебного присутствия Верховного суда СССР по делу гнусной шайки изменников Родины, возглавляемой Берия», репортажи о которых опубликовали в прессе. Правда, из Ишимбая репортажей не было.

Зайнаб Биишева со страниц «Советской Башкирии» сравнила Берию и его подчиненных с гадюками, «порожденными и выкормленными в болоте капитализма», которые «хитро скрывали свое подлое змеиное лицо» и «ждали удобного момента для того, чтобы свое ядовитое жало вонзить в самое сердце советского государства».

- Они десятки лет жили среди нас, готовились нашу страну радости и счастья превратить в змеиные болота капитализма, - читаем газетный отклик знаменитой башкирской писательницы. – Но им это не удалось, как не удалось многим таким же наймитам капитализма раньше.

Интересно, что почти все фотографии Берии в местных газетах того периода, хранящиеся в национальной библиотеке имени Валиди и выдаваемые пользователям в читальный зал, вырезаны лезвием, либо несколько раз перечеркнуты, а вместо глаз наркома - сквозные дыры. В одной из газет через крупную фотографию выцветшими от времени чернилами написано: «Иезуит».

Кто и когда искалечил газеты в главной библиотеке Башкирии, установить не удалось.

- Сколько помню, эти номера всегда были в таком состоянии, а я давно здесь работаю, - пояснила сотрудница «республиканки». – Ещё до нас кто-то испортил фотографии или вообще их вырезал. Скорее всего, ещё во времена Хрущева какой-то не в меру ретивый начальник перестраховался.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру