Три башкирских завода добавляли в молочную продукцию пальмовое масло

19 процентов молочной продукции не соответствует заявленному качеству

Вода, которая продается в пластиковых бутылках, чаще всего наливается из-под крана. Потребитель, который уверен, что, выложив определенную сумму из кармана, он покупает какую-то особо чистую или очищенную воду, жестоко ошибается. В заблуждение покупателя вводят названия бутилированной воды со ссылками на различные источники или родники. На самом деле производитель упаковывает в красочную обертку обычную водопроводную воду.

19 процентов молочной продукции не соответствует заявленному качеству
фото: архив МК

Однако, как утверждает эксперт потребительского рынка Валерий Самохин, никаких нарушений в этом бизнесе нет. Согласно российскому законодательству, продукция, попадающая на прилавки магазинов, должна соответствовать ГОСТам, а водопроводная вода обычно соответствует государственным стандартам.    

- На этикетке у этих, в том числе и башкирских производителей, написано, что это «питьевая вода» - не столовая, ни минеральная, а именно - питьевая, - объясняет Валерий Геннадьевич. - И указывается, что набирается из водопровода. Она ведь качественная – почти везде по республике в водопроводе течет хорошая вода. Пробы производят регулярно – образцы соответствуют нормам. Это даже уловкой назвать нельзя, просто маркетинговый ход. Так что покупателям следует внимательно читать этикетки, если они не хотят переплачивать.

Гораздо более опасным для потребителя Валерий Самохин считает нарушения, которые выявляются в молочной продукции. При проверках нередко оказывается, что производители либо продают фальсификат, либо печатают на этикетках «правильные» составы, которые на самом деле не соблюдают. Так, общественные ревизоры нашли в молочной продукции трех башкирских заводов фальсификат. Оказалось, что вместо жиров животного происхождения изготовители использовали растительные.

- Неужели возможно, что в Башкортостане производители заменяют животные жиры пальмовым маслом?

- Такое происходит по всей России, мы в этом не одиноки. Здесь все дело в бизнесе, ведь есть известное выражение «за 300 процентов прибыли капитал пойдет на любое преступление». Если есть возможность сэкономить и заработать на обмане, недобросовестные производители ею воспользуются. Фальсификация тоже бывает разной. Ученые нам рассказали, что употребление в пищу технического пальмового масла - прямой путь к онкологии. То есть вред человеку от некоторых нарушений может быть очень серьезный. Тем более что Башкирия лидирует по числу онкозаболеваний, входя в первую тройку регионов, где наиболее распространены злокачественные опухоли.

С недавнего времени в стране действует специальная программа, рассчитанная на защиту прав потребителей. Общественные организации, одну из которых - «Форт-Юст» - представляет Валерий Самохин, отбирают для исследования хлебобулочные товары, сыры, мясо, рыбу, молочную продукцию и бутилированную воду.

- Заказчиком является госструктура, а мы лишь производим закуп, после чего направляем образцы в государственную лабораторию, - поясняет г-н Самохин. - После получения результатов мы делаем экспертное заключение. Если выявлены нарушения, то мы обращаемся с иском в защиту потребителей. Такая трехступенчатая схема позволяет минимизировать любую коррупционную составляющую. Во время проверок мы берем для исследования лишь те товары, которые изготовлены по ГОСТУ. Проанализировать их состав и качество в лабораторных условиях легче всего, ведь мы знаем ту самую «образцовую» рецептуру. С продуктами, изготовленными согласно техническим условиям (ТУ), такой возможности нет. Эти нормы разрабатывает сам производитель, следуя лишь собственной рецептуре при изготовлении любого продукта. Но такие продукты должны и стоить неизмеримо дешевле.

После проверок выяснилось, что в Башкирии больше всего некачественной продукции на молочных полках, а реже всего покупателям попадается некондиционный хлеб - всего 0,4 процента из всех исследованных образцов. Так, в прошлом и в этом году при изучении в лаборатории выяснилось, что 19 процентов молочной продукции не соответствует заявленному качеству, 18 процентов сыров и колбас тоже не имели отношения к ГОСТам, 16 процентов из отобранного мяса оказалось некондиционным, некачественной рыбы на прилавках присутствовало почти 12 процентов.

Главной причиной подделок пищевой продукции Валерий Самохин считает частные предприятия, стремящиеся снизить издержки производства.

- Раньше к решению этой задачи подходили просто, - рассказывает он. - Как в анекдоте: коров надо чаще доить, но реже кормить. Примерно такой принцип частники внедрили и в ведение сельского хозяйства. В советское время все колхозы, совхозы и крестьяне продавали молоко заводу. Эта система была четко отлажена и работала, а новые собственники начали ее ломать. Они сразу понизили закупочные цены. Фермер терпел год-два, а потом бросал это невыгодное дело.

- Значит, государство должно вмешаться и регулировать этот рынок…

- Оно пытается, но не слишком получается. Есть сено, но скот нужно кормить и зерном. Но оно как стоило 200 долларов за франко-порт, так и стоит. А когда рубль падает, любому колхознику выгоднее продать зерно заграницу, чем отдать на собственный рынок. Да, государство пытается вводить заградительные пошлины, но при этом теряет экспортный рынок, поэтому оно мечется между двух огней. Высокий спрос в мире на российское зерно становится причиной того, что для отечественного животноводства кормовая база становится неподъемно высокой. Поэтому хорошее качественное мясо, которые мы видим в торговых сетях, стоит под тысячу рублей.

- Мясо тоже может оказаться некачественным?

- Я могу порадоваться за наших республиканских производителей. Потому что по итогам проверок в прошлом и этом году наш крупный производитель мясной и консервной продукции на высоте. А вот к привозным товарам у нас очень много вопросов. Нарушения выявлены у производителей из Орла, Брянска и Краснодара.

- Как простым гражданам сориентироваться и не стать обманутыми?

- В Башкортостане есть интернет-портал «Открытое качество», где публикуются результаты исследования государственного испытательного центра. Потребители могут найти все протоколы испытаний по разным категориям товаров. При этом период между закупом и публикацией результатов занимает от трех дней до недели. По сути, потребители могут быстро получить точную информацию. В будущем, возможно, появится специальное мобильное приложение для потребителей. Прямо в магазине покупатель сможет с помощью смартфона узнать, стоит ли брать с полки тот или иной товар. Это будет прямой удар по финансовому благополучию недобросовестных изготовителей - человек сразу может понять, соответствует ли продукция всем нормам и требованиям. То есть, реакция покупателя происходит до, а не после покупки. А позже и магазины станут снимать с прилавков такие некачественные товары, на которые нет спроса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру