В биографии ветерана уфимского аэропорта отразилась история страны

82-летний ветеран аэропорта «Уфа» Лябиб Ишмухаметов много повидал на своем веку

Ветеран пережил голод блокадного Ленинграда, ехал по Дороге жизни на Ладожском озере, поднимал целину и треть века отдал уфимскому аэропорту, где трудился водителем спецтранспорта. Его биография представляет собой сюжет самого настоящего романа о наших соотечественниках, переживших Великую Отечественную войну и доживших до наших дней.

82-летний ветеран аэропорта «Уфа» Лябиб Ишмухаметов много повидал на своем веку

Лябиб Набиевич родился в Ленинградской области в поселке Сестрорецк. Когда началась война, его отец, трудившийся авиационным механиком, ушел на фронт. И хотя война застала Лябиба Ишмухаметова совсем в малом возрасте, он запомнил эти страшные годы.

Ветеран войны, а жители блокадного Ленинграда сейчас официально приравнены к этой категории, вспоминает, как в 1942 году они с шестимесячным братишкой и мамой жили в общежитии.

- Помню, как мама ушла искать еду, а я остался дома, - рассказывает пенсионер. – Жутко душил голод. Я нашел соль, крупную такую – долго грыз её, потом, разумеется, пить очень захотелось, но воды не нашел. Внимание мое привлек коробок спичек, и я начал баловаться ими. Загорелось одеяло – всю комнату заволокло дымом. Догадался разбить окно и позвать на помощь.

Особо тяжело Лябибу Ишмухаметову вспоминать гибель своего братика Наиля.

- За грудничка мать дополнительно получала рисовый отвар, - вспоминает ветеран. – У мамы, разумеется, от голода не было молока, а на рисовом отваре Наиль долго не протянул – умер. И она долго не сообщала властям о смерти ребенка, чтобы не лишиться дополнительной пайки.

Потом, когда пришло время эвакуироваться, семья Ишмухаметовых сообщила о смерти Наиля, но его нужно было похоронить. А с погребением в блокадное время было очень сложно – мужских рук катастрофически не хватало, да и слабые все были от голода.

- Сосед дядя Вася наспех сколотил гробик, - вздыхая, продолжает пенсионер. - Мама положила его на сани и привезла к похоронщикам. Дала им кусок мыла и попросила похоронить, они согласились. Потом отошла в сторону и увидела, как они вытащили тело братика из гроба и небрежно кинули в общую могилу. А гроб разломали на дрова. Мама заплакала и пошла домой – такое страшное время было.

Эвакуация для Лябиба и его мамы прошла относительно успешно.

- Колонна наша состояла из двух полуторок, - говорит блокадник. - Ехали в кузове полуторки стоя, так как мест было мало. Я плакал и просился в кабину – понимал, что там теплее. На одной из остановок мне показали кабину – там лежали груднички. Я сразу успокоился.

За день до этого немцы разбомбили колонну из десяти грузовиков, а на две полуторки не стали поднимать самолеты в воздух. Так и проскочили через Ладогу по Дороге жизни.

- После озера мать посадила меня в снег на отцовскую лётную куртку и побежала за кипятком, - уже с улыбкой рассказывает ветеран. - Пока мать бегала, кто-то из-под меня куртку-то и вытащил. Сели в вагон и поехали в Уфу, где на улице Тукаева жили мои дед и три тётки.

Ехали мать с сыном два месяца по северной дороге, так как по центральной – короткой - ходили эшелоны на фронт и обратно.

- На эвакопунктах поезд останавливался и нас кормили, чем - я уже не помню. Удивительно, но приехали мы в Уфу со стороны Челябинска.

Потом Лябиба перевезли к бабушке в Чишминский район, которая держала корову и коз. Так ему удалось пережить страшное время.

- В 16 лет я выучился на тракториста, а в 1956 году отправился поднимать целину, - продолжает Лябиб Набиевич. - Тоже было холодно и голодно, но самое нестерпимое - вши. Помню ещё, как приходилось переворачивать шерстяные носки подошвой к верху, чтобы она не стерлась.

За свой труд Лябиб Ишмухаметов получил медали «За освоение новых земель» и звание «Ударник коммунистического труда».

В 1967 году Лябиб Набиевич приехал в Уфу и направился в отдел кадров аэропорта. Устроился водителем спецавтомобилей, проработав в воздушной гавани 33 года.

- Самолет - сложная техника и требует множества спецавтомобилей, – поясняет ветеран. - Заправка маслом, топливом, водой, кислородом – все это разная техника. И на всех обслуживающих машинах надо знать все кнопки и вентили – ошибаться нельзя, и я справлялся. Каждый квартал получал премию – уважали меня в аэропорту. Так я проработал там до 2000 года.

Лябиб Ишмухаметов с супругой вырастили сына и дочь, а сегодня двое внучек скрашивают его дни на заслуженном отдыхе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру