Эксперт: «Ковид - это общая беда: страдают ведь не Хабиров и Путин, а все население»

Поэтапное снятие ограничений - очень важная мера

В Башкирии, как и по всей стране, шесть недель сохранялся режим самоизоляции. По мнению экспертов, это позволило существенно снизить заболеваемость коронавирусом и увеличить готовность медицинских учреждений.

Поэтапное снятие ограничений - очень важная мера
архив МК

Начальник управления научной работы БГПУ Евгений Соболев рассказал, какие меры необходимы сегодня для того, чтобы обезопасить население.

- Люди много роптали, что шесть недель им не позволяли работать. Насколько эта экстраординарная мера действительно была необходима?

- Я здесь соглашусь, конечно, с тем решением, которое было принято. На мой взгляд, все-таки Россия, пожалуй, в новейшей истории впервые сталкивается именно с такой бедой, поэтому те меры, которые были приняты, соответствовали уровню угрозы. И действительно, если мы посмотрим на динамику, то удалось как-то стабилизировать ситуацию. Не сказать, что эпидемия отступает, но все-таки она находится в каких-то рамках, в каких-то границах. Плюс, как оказалось, многие мероприятия, которые делались до этого в системе здравоохранения – например, оптимизация клиник и специалистов, не лучшим образом сказались на этой системе здравоохранения. Поэтому пауза была нужна, чтобы оценить риски, которые несет пандемия. Я думаю, что, глядя на сегодняшнюю статистику, есть надежда на то, что Россия быстро выйдет из эпидемиологической ситуации.

- В Башкирии много сделалось за эти шесть недель, например, построилась новая инфекционная больница. Мы действительно обеспечены сейчас койками и можем помочь каждому, с кем может случиться несчастье?

- Я бы здесь зашел немного издалека, не конкретно про койки, а вот про что. Дело в том, что кризис и пандемия позволили федеральной власти по-новому оценить все то пространство, которое мы называем Российской Федерацией, и, может быть, где-то критически оценить ту систему, которую она выстраивала в течение длительного периода времени. И вдруг оказалось, что быстро и критически меняющаяся ситуация в регионах не поддается контролю со стороны федеральных властей. Поэтому федеральная власть начала нагружать субъекты федераций. Были даны прямые поручения: «Вы у себя, пожалуйста, ситуацию контролируйте и делайте все то, что необходимо». И здесь началось самое интересное. Оказалось, что многие руководители субъектов федерации, привыкшие к четким поручениям, к четким указаниям, и, самое главное, привыкшие выполнять обеспечение социального покоя, оказались морально не готовы к тому, что необходимо защищать здоровье и жизнь жителей. И здесь глава республики Башкортостан Радий Хабиров развернул такую бурную и эффективную деятельность. И, наверное, те меры, которые были приняты, за определенными исключениями, все-таки мы не можем не сказать, что есть негативные нюансы, например, ситуация в РКБ, но в целом в республике позволили создать ситуацию контроля над коронавирусом. Хотя, еще раз повторюсь, к сожалению, есть негативные факторы, и мы видели, и вспышка в Нефтекамске один из таких показателей.

- То есть эта пресловутая вертикаль власти оказалась в данном случае помехой?

- Мне кажется, что в определенном смысле президент России по-другому посмотрел на то, что вообще в регионах складывается и как эти регионы управляются, то есть иначе выстраивается шкала оценки глав субъектов, от них требуют креатива. В Башкирии сказался опыт Радия Хабирова в том, что он в принципе готов брать на себя ответственность и готов какую-то инициативу проявлять, может быть, даже на свой страх и риск. Хуже всего было бездействие и ожидание каких-то инструкций. Вот это упреждение где-то сыграло свою роль в том, что в Башкирии не такая тяжелая ситуация.

- Несмотря на снятие ограничений, ситуация по-прежнему должна контролироваться?

- Главы регионов должны были сами принимать решение исходя из той ситуации, которая сложилась в субъекте федерации. То есть если действительно есть серьезная проблема, то ни о каком свободном перемещении речи не идет. По указу главы республики Башкортостан масочный режим сохраняется, и здесь это ведь тоже ответственность людей, понимаете? Пандемия и действия властей очень часто понимались населением как требования со стороны государства. На самом деле это общая беда, страдает ведь не государство одно, не Хабиров, и не Путин, страдает все население в целом. И от того, как уважительно мы будем друг к другу относиться, будет зависеть здоровье общества. То есть если человек заболел и не соблюдает изоляции, то подвергает угрозе всех остальных. Поэтому поэтапное снятие этих ограничений - очень важная мера. Когда я задумывался над тем, как будет происходить выход из самоизоляции, больше всего опасался того, что в одночасье все откроют, все побегут в «Мегу», чихнут и выбегут заболевшими, то есть это была такая серьезная проблема.

- Как вы оцениваете меры по поддержке бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии?

- Экономисты говорили о том, что давайте быстрее и больше помощи, быстрее раздадим деньги. Но вот тут, мне кажется, была выбрана правильная тактика. У нас такое уверенное консервативное государство, которое неохотно делится деньгами, хотя они у него есть. Недавно мне вспомнилась фраза из фильма и произведения «Горячий снег», когда все спорят, что пора вводить резерв или не пора, долгое время удерживали этот резерв. Когда наконец наступление выдохлось, резерв был введен. Я думаю, что у нас правительство подсчитывало на самом деле, какие будут последствия этого кризиса, насколько серьезнее нужен будет объем помощи. Мне кажется, пусть это и не такая весомая помощь, как в других странах, но все-таки она должна помочь значительной части населения пережить последствия этой пандемии. То есть она не такая, как «вертолетные деньги», но все-таки это достаточная помощь для того, чтобы справиться с кризисом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру