У главы минобра Башкирии двоякое отношение к онлайн-образованию

Сегодня это вынужденная мера из-за эпидемической ситуации

В Башкирии школьников с 6 по 10 класс вынуждены были перевести на дистанционное обучение. В очной форме продолжали учиться только школьники младшего звена и выпускники. О том, как может повлиять на развитие детей дистанционное обучение, рассказал министр образования и науки Башкортостана Айбулат Хажин.

Сегодня это вынужденная мера из-за эпидемической ситуации
архив мк

Глава ведомства признался, что имеет двоякое отношение к такой форме образования.

- Когда дистанционка полностью подменяет собой очную форму образования – конечно, это не есть правильный подход, - рассказал он. – Но весной было много и плюсов. У детей и педагогов появились возможности приобщиться к мировому образовательному пространству, мы практиковали дуальное обучение, когда несколько педагогов вели уроки у одной и то же аудитории. Надеюсь, в итоге мы придем к такой форме, когда традиционная классноурочная форма будет дополняться дистанционным обучением. Сегодня это пока вынужденная мера из-за эпидемической ситуации.

- Почему решили оставить очные уроки для младшеклассников и учеников 11 классов?

- Малыши технически еще не полностью готовы приобщаться к дистанционному обучению. Он, например, находится дома один – кто ему подключит Zoom? Кто проследит за дисциплиной? Ребенок может просто растеряться, отвлечься и не усвоить материал. А ведь у начального звена основная задача – повышение мотивации к учебе. С 11 классами понятно – это выпускной класс, ребятам нужно готовиться к ЕГЭ. Решается их судьба: какие они получат баллы на экзаменах, с такими и будут поступать в вузы и примерять на себя будущую профессию.

- То есть, в этом случае решили рискнуть?

- Я изучал статистику, общался с коллегами из минздрава и Роспотребнадзора. В числе пациентов возрастом от ноля до 99 лет возрастная категория 9-10 лет – это минимальный процент заболевших ковидом. У нас 240 тысяч дошколят в республике, и всего 30 человек из них заразились вирусом. Причем переносят инфекцию они совершенно спокойно, и факт заражения выявили почти случайно.

- А насколько тяжелой оказалась дистанционная форма обучения для педагогов?

- В апреле было категорически сложно. Большинство учителей находятся в зрелом возрасте – средний возраст педагогов по республике - 50-52 года. Многим учителям такая форма обучения оказалась в новинку. Мы постоянно проводили учебу, методические семинары, и это позволило большинству педагогов влиться в работу. 90 процентов наших учителей в четвертой четверти все-таки овладели навыками работы с информационными системами. А на сегодняшний день практически ни одного сигнала о сбоях в системе, хакерских атаках не поступает. И сложностей у учителей уже не возникает.

- Какой еще интересный опыт вынесла система школьного образования весной?

- Во-первых, нам удалось объединить детей в проектную деятельность. Для школы это проблема, за исключением старшего звена, где дети уже задумываются о будущей профессии. Для младшего и среднего звена проектная работа – это terra incognita. Но путем взаимодействия с информационными технологиями нам удалось привлечь детей к малым проектным группам. Второй момент: я никогда не ожидал, что мы сможем, в том числе, и воспитывать детей через интернет. Все прекрасно понимают, что воспитание – это взаимодействие человека с человеком, наставника с воспитанником, очень важно вербальное, визуальное взаимодействие. Однако ковидная четверть и летние каникулы, когда не работали летние лагеря, практически разрушили этот миф. Мы занимались с детьми в онлайн-формате. Настолько ли эффективно такое воспитание, как традиционное – другой вопрос. Но один из столпов образования – воспитательная система - не разрушилась ни весной, ни в летний период.

- Как родители пережили эти нововведения?

- Это стало испытанием особенно для родителей учеников начального звена. За ребятишками нужно смотреть, вовремя посадить за уроки, проконтролировать его «перемену», чтобы он правильно отдыхал в это время. Сложно им было и в части нового формата домашних заданий. Взрослым трудно было понять задания, помочь правильно выполнить и оформить, а потом еще и отправить задание учителю.

- В семьях с несколькими школьниками, наверняка, возникали проблемы с нехваткой девайсов?

- Да, в прошлом году учителям и школьникам были переданы порядка 19 тысяч гаджетов: ноутбуков, планшетов, компьютеров. К нынешнему периоду дистанционного обучения пока передано почти 5,5 тысячи девайсов. У нас продолжает действовать проект «Помоги учиться дома», по которому в общей сложности в семьи переданы 200 тысяч планшетов. Их получателями стали в основном дети из многодетных семей. Еще один проект у нас действует с банком. Семьи получают специальное устройство, которое позволяет сделать из телевизора по сути компьютер с выходом в интернет. Всего ученикам передали 600 таких устройств, а на подходе еще 1200. Сейчас на горячую линию практически не поступают жалобы о том, что где-то не хватает оборудования.

- Как, по вашему мнению, на развитии детей скажется дистанционное обучение?

- Сейчас у нас уже растет так называемое цифровое «поколение Z». Нынешние дети на «ты» с техникой, и девайс – их постоянный друг, который сопровождает его почти круглые сутки. Как учитель я переживаю, что при такой массовой трансформации общества в целом, как бы мы не забыли о настоящем живом общении и хорошей беседе. Наши разговоры с товарищами превращаются в короткие смски, сообщения в вацапе, отправку мемов в мессенджерах. Это обедняет язык и влияет на моральное и нравственное становление человека. На мой взгляд - возможно, архаичный и устаревший – цифровая трансформация должна идти в гармонии с нормальным человеческим общением.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру