По данным платформы для онлайн-обучения Preply, менее 40 процентов жителей страны имеют доступ к компьютерам, а по доступу к онлайн-образования Россия занимает последнее место после Бразилии. Ученые провели исследование в 32 государствах мира, чтобы выявить, какие из них оказались лучше всего подготовлены к дистанционному образованию во время пандемии.
Как утверждают исследователи, вынужденное закрытие школ по всей России в этом году только лишь обострило неравенство в образовании.
- Так, учащиеся из малоимущих слоев населения, к сожалению, не имеют доступ к такому же уровню обучения, который могут себе позволить их более состоятельные сверстники, - утверждают авторы исследования.
Изыскания, проведенные платформой для онлайн-обучения Preply, проанализировало данные о национальной цифровой инфраструктуре, рынке электронного обучения и доступе к компьютерам.
- Пандемия коронавируса определенным образом пролила свет на ситуацию с электронным обучением в образовании, - уверен генеральный директор Preply Кирилл Бигай. - Закрытие школ из-за коронавируса только лишь усугубило и без того слабые позиции цифровой инфраструктуры России.
Напомним, в Башкирии против дистанционного обучения выступила многодетная мать из Ишимбая Татьяна Хомякова. Она обратилась к властям в соцсетях с требованием «перестать издеваться над родителями и прекратить дистанционное обучение». По словам многодетной мамы, имеющей медаль матери-героини, она не способна на такой подвиг, чтобы обучать дома четверых детей программе с первого по девятый класс.
Женщине пришлось уволиться с работы, чтобы помогать своим детям учиться дистанционно, кроме того, она озаботилась здоровьем своих ребятишек, «которые целые день сидят в телефонах, сначала на уроках, а потом делая домашние задания». Жительница Ишимбая призналась, что не имеет столько комнат, чтобы рассадить всех своих детей слушать уроки, и такого количества качественных гаджетов, чтобы малыши не портили глаза.
Также многодетная мать назвала дистанционное обучение «фикцией» и «самообманом» и предложила всю страну «оставить на второй год», потому что за время пандемии «знания получали родители, которые списывали задания друг у друга, а не дети».
- Пандемия продемонстрировала нам, что доступ к электронному образованию распределяется неравномерно, однако существуют широкие возможности начать инвестировать в цифровую инфраструктуру, так необходимую для национального перехода к онлайн-обучению, - говорит г-н Бигай. - Наше исследование позволяет выявить тот масштаб, в котором показан доступ учащихся к адекватным цифровым инструментам и ресурсам.
Preply представляет собой платформу для онлайн-обучения, соединяющую в глобальной сети десятки тысяч активных учащихся и 15000 проверенных репетиторов с целью изучения и преподавания более чем 50 языков. Алгоритм машинного обучения подбирает ученику рекомендуемого преподавателя, который создает индивидуальные планы уроков, соответствующие бюджету, расписанию и текущим знаниям будущего клиента. На сегодняшний день студенты из 150 стран прослушали более двух миллионов уроков от учителей, живущих в 110 странах.
Основатель компании Кирилл Бигай убежден, что «электронное обучение имеет большой потенциал улучшить образовательные возможности во всем мире».
- Россия находится на последнем, 32-м месте в общем рейтинге цифровой доступности, - констатирует он. – Но при этом Россия опережает США, Австралию, Ирландию и Грецию по показателю расходов на образование, занимая 28-ю позицию. Кроме того, в России насчитывается 182 курса дистанционного обучения в категории высшего образования.
По мнению ученых, этот фактор выводит Россию на 10 строчку в рейтинге и делает четвертым по величине рынком, насчитывающим более чем 28 миллионов студентов. Тем не менее наша страна значительно опустилась в рейтинге по причине низкого качества интернета, непозволительно мизерных зарплат репетиторов и ограниченного доступа к компьютеру из дома.
Интересно, что Мексика занимает 30-е место в рейтинге, но только 44,3 процентов мексиканцев имеют персональные компьютеры, а медленный интернет делает совместную работу в режиме реального времени невозможной. Бразилия находится на 31-м месте, опережая Россию, несмотря на более ограниченный доступ к компьютерам у населения и более низкую скорость широкополосного доступа в интернет. Но в Бразилии в отличие от России почасовые зарплаты репетиторам гораздо больше, а государственные расходы на образование на душу населения значительно выше.
В Соединенных Штатах предлагают 9303 программ высшего образования и курсов онлайн и предоставляют много дополнительных разнообразных возможностей цифрового образования.
Канада считается лучшей с ее максимальной рентабельностью затрат в отношении доступа в интернет. Помимо этого, правительство Канады инвестирует около 31 процента ВВП на душу населения в высшее образование. На удивление довольно низкое место в рейтинге занимает Япония, расположившись на 26-й строчке. Бесспорно, технологически развитая страна предлагает богатый рынок для предложений электронного обучения, но этому явно препятствуют медленно работающий интернет и неадекватные возможности цифрового образования. Последние факторы весьма ограничивают потенциал страны для электронного обучения.
Preply, проводившая исследования по всему миру, была основана в 2013 году украинскими соучредителями Кириллом Бигаем, Дмитро Волошиным и Сержем Лукьяновым. С тех пор объем привлеченных средств компании составил более 15 миллионов долларов США. Офисы находятся в Киеве и Барселоне, в которых работают 145 сотрудников 25 национальностей.