Башкирский криминолог разъяснил, как будут изыматься автомобили у пьяниц

Конфискация не коснется тех владельцев, у которых машину угнали

Башкирские депутаты внесли в Госдуму законодательную инициативу, предполагающую конфисковать автомобили у пьяных водителей. Криминолог, доктор юридических наук Альберт Курманов разъясняет, как будут изыматься автомобили и почему не стоит говорить о том, что такой закон создаст условия для коррупции.

Конфискация не коснется тех владельцев, у которых машину угнали

- Речь идет о конфискации транспортных средств у тех, кто совершил аварии с человеческими жертвами или тяжкими травмами, будучи в состоянии алкогольного опьянения, - объясняет Альберт Сафуатович. - Полностью поддерживаю подобный подход и надеюсь, что и депутаты Госдумы тоже поддержат инициативу башкирских парламентариев. Я напомню, что цена всему - человеческая жизнь, то есть высшее невосполнимое благо, которое в числе основных гарантировано Конституцией России, принадлежит каждому от рождения и не может быть поставлено под угрозу со стороны кого бы то ни было. Потому что если жизнь человека трагически оборвалась, то исправить эту ошибку уже нельзя. Вдумайтесь только, что нельзя вернуть близкого человека, маму – детям, либо ребенку - родителя… И все потому, что какое-то пьяное мурло село за руль игнорируя все нормы человеческого бытия, потакая своей прихоти прокатиться с ветерком, поставило в опасность жизни и здоровье окружающих.

- Но иногда и причиной пьяных аварий становятся ненадлежащие дорожные условия, такие как гололед или колейность трассы…

- Да, таких факторов может быть много, но все же пьяный за рулем – это потенциальный убийца, который, как маньяк, бродит в поиске жертвы. И, к сожалению, как показывает практика, часто ее находит. Согласно статистике башкирского министерства внутренних дел, в 2019 году из более чем 450 смертельных аварий почти в 90 случаях были виновны пьяные водители. Практически каждое седьмое смертельное дорожно-транспортное происшествие совершаются людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Количество задержанных водителей в состоянии опьянения тоже производит сильное впечатление. Так, за неполный 2020 год на дорогах Башкирии задержали около 8,5 тысячи водителей, руливших подшофе. Счет погибших в авариях на конец декабря 2020 года составил 436 человек, что всего на два процента меньше, чем в 2019-м. И это с учетом того, что весной на несколько месяцев из-за карантинных мер существенно сократилось число передвижений как транспортных средств, так и пешеходов. А общее количество аварий сократилось почти на 15 процентов.

- Говорят, что конфискация машины – очень жесткая мера…

- Еще будучи студентом юрфака, я запомнил мудрое изречение древних: «кто щадит злых, тот вредит добрым». Поэтому и смотреть на ситуацию предлагаю не с позиции преступника, как бедолаге будет тяжело, если его лишат автомашины, как единственного источника дохода, а с позиции человека, которому причинили боль и страдания. Это ведь все равно, что рассуждать: «Как мы у убийцы заберем огнестрельное оружие, ведь им он иногда добывает себе пропитание?». Даже на секунду страшно задуматься о судьбе человека, который остался без ног или на всю жизнь будет прикован к инвалидной коляске из-за аварии по вине пьяного водителя. К большому сожалению, таких людей тысячи, их судьбу уже не исправишь, но мы в силах спасти жизни и здоровье других. И даже если это один процент из ста, общество и государство просто обязаны его использовать. Те поправки, которые разработали парламентарии Башкирии, совершенно обоснованы и социально обусловлены. Ведь подобное изъятие возможно не у каждого, совершившего преступление по неосторожности, а только у того, кто сознательно пьяным сел за руль и лишил жизни или причинил тяжкое увечье другому человеку. Ежегодно люди гибнут на дорогах тысячами, а, следовательно, нужны быстрые и эффективные меры, которые позволят принципиально изменить ситуацию за короткий промежуток времени. Кстати, данные Белоруссии, где ввели аналогичную норму, показывают достаточно высокую ее эффективность по снижению числа аварий со смертельным исходом – их сразу на 50 процентов стало меньше.

- Насколько это законодательно продумано – отбирать автомобили у собственника?

- В соответствии с действующим уголовным законодательством уже сегодня конфискация установлена в отношении орудий и средств совершения преступления. Да, сегодня Верховный суд РФ, разъясняя действующую редакцию уголовного закона, не относит автотранспорт к орудиям преступления, поэтому подобная поправка и требуется в УК.

Касаемо же объективного вменения вины собственнику автомашины, который не управлял ей в момент аварии, отмечу, что в соответствии с гражданским законодательством владелец и так, за некоторыми исключениями, несет ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, к которому относится автотранспорт. Кроме того, напомню, что КоАП РФ позволяет привлекать собственников автомашин к административной ответственности за фиксацию нарушений с участием их автотранспорта техническими средствами. В судебной практике нередко встречаются и случаи, когда хозяин передает машину человеку, уже находящемуся в состоянии опьянения, который потом совершает аварию. Поэтому собственник тоже должен нести бремя ответственности за принадлежащее ему имущество. И это касается не только транспортных средств. Как, например, к ответственности может быть привлечен собственник квартиры за затопление соседей. Несмотря на то, что ремонт системы отопления или водоснабжения он делал не своими руками, а нанимал строительную бригаду. Но именно он допустил в квартиру горе-строителей, не убедился в их квалификации, не проконтролировал качество выполненных работ. При этом у собственника, конечно же, сохраняется право требовать компенсации в регрессном порядке со стороны виновного. Напомню, герой кинофильма «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов, комментируя задержание по подозрению в убийстве Груздева, сказал знакомые всем зрителям слова: «Запомни, Шарапов, наказания без вины не бывает, не надо пистолеты разбрасывать где попало…». Естественно, конфискация не коснется тех владельцев, у которых машину угнали.

- Много говорят и о коррупционных рисках этой инициативы…

- Я, напротив, полагаю, что не без участия коррупционеров-лоббистов конфискация, как вид ответственности, был на несколько лет исключен из Уголовного законодательства. И, только осознав необходимость строжайшего пресечения наиболее опасных преступлений, в том числе коррупционной направленности, этот вид принуждения был возвращен государством в уголовный закон. Кстати, сейчас его наиболее часто применяют именно к коррупционерам. И вот теперь настало время расширить этот эффективный инструмент уголовной профилактики преступлений для спасения тысяч человеческих жизней. Ведь проблема заключается в том, что, несмотря на колоссальные усилия, принимаемые со стороны государства, принципиально переломить ситуацию со смертельными авариями не получается. Ежегодно страна теряет около 20 тысяч человек и имеет большое количество раненых с тяжкими, зачастую неизгладимыми последствиями, такими, как утрата конечностей, парализация, лишение зрения и тяжелейшие формы психического расстройства. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» поставлена задача на снижение смертности от ДТП в три раза, однако сроки реализации этих показателей уже перенесли с 2024-го на 2030 год. Это говорит о многом. Значит, стало очевидно, что государство не может достичь поставленной цели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру