Уфимцам предлагают «потерпеть», пока идет строительство путепровода на Заки Валиди

Развязка нужна городу уже по «медицинским показаниям»

В Уфе продолжается реконструкция развязки на улице Заки Валиди – дорогу на мост через Белую расширят до шести полос. Однако строительство нового и крайне необходимого городу путепровода стало неожиданностью для уфимцев, не готовых стоять в пробках.

Развязка нужна городу уже по «медицинским показаниям»

Доцент УГАТУ Рустам Баязитов, который занимается технологиями транспортных процессов, рассказал для чего городу нужно это строительство и можно ли было избежать заторов.

По мнению г-на Баязитова, развязка нужна городу уже по «медицинским показаниям».

- Развязка строилась в 1991 году, а сам проект вообще 80-х годов, то есть он проектировался и строился по советским нормативам, - поясняет Рустам Байронович. — Тогда были и другие весовые нагрузки. В 80-е годы было нормой 6-8 тонн на ось, сейчас эти нормативы – 10-12 тонн – они выросли в два раза. И другие расчетные показатели пропускной способности и интенсивности сегодня не годятся. Все это устарело настолько существенно, что сейчас просто неприемлемо. Если говорить без эмоций, допустимый уровень автомобилизации 80-х годов и тот, что мы сейчас имеем в Уфе, вырос на 500 процентов. Эта развязка устарела по определению, и в любом случае этот узел нужно разрубать. Хотим мы этого или нет, мы все равно к этому придем. И чем раньше, тем будет лучше.

Ученый уверен, что «еще бы год-два - и этот транспортный узел просто перестал бы работать».

- Нужно понимать, что этот въезд рассматривается комплексно вместе со вставкой с новым мостом, не только этот путепровод, - констатирует он. - И было бессмысленно вводить новую вставку моста, если не расширить сам путепровод. Ширина существующего путепровода не позволяет пропускать сегодняшний транспортный поток. По сути, сам мост нужно разобрать и построить новый. Кроме этого, нужно обязательно раздвинуть опоры, потому что эта развязка – это так называемый классический сжатый клеверный лист, которого было достаточно в 80-е годы, а сейчас это абсолютно не работает. Да, она простая, по сути, дешевая, сейчас существуют развязки, вмещающие пять-семь путепроводов. Но у путепровода на Заки Валиди есть очень серьезный недостаток – низкая пропускная способность левоповоротных потоков и наличие зоны переплетений под мостом. Раздвинув опоры, появится возможность отделить основную проезжую часть.

По мнению г-на Баязитова, «работы ведутся серьезные, вопрос связан и с проектированием, и с экспертизой, и с финансовой составляющей».

- Сам по себе процесс строительства развязок не такой сложный, если она возводится вне пределов города, - объясняет он. - Но в городах все усложняется по нескольким причинам. Существенно влияет и стесненность условий, и наличие инженерных коммуникаций, стоимость переноса которых часто занимает очень существенную долю в затратах на строительство. А в случае с Заки Валиди рядом есть исторические места, так называемые городища. И все нужно делать, обеспечив необходимую пропускную способность для автомобилистов. А ведь проект начинали делать в 2017 году, но подошли к возведению только сейчас. И стоит сказать комплимент руководству республики, что проявили политическую волю все-таки взяться за эту реконструкцию.

Как полагает ученый, уфимцы возмущаются не самим фактом строительства, а то, что их заранее не оповестили, что город почти на год встанет в пробках.

- Большинство жителей Уфы нормальные и адекватные люди, которые прекрасно понимают, что это нужно делать, - объясняет ученый. - Граждане хотят участвовать в жизни города, и это их право – получать вовремя информацию, каким-то образом влиять на жизнь города. Но хотелось бы все-таки добавить, что любой проект в больших городах связан с «посягательством» на мобильность человека. Он всегда носит какой-то негативный оттенок, и в любом случае нам этого не избежать.

Доцент УГАТУ пояснил, что сейчас задача состоит в том, чтобы минимизировать негативный фон и негативные последствия проведения этих работ. Для этого много было сделано, в частности проводилось моделирование различных ситуаций.

- Была привлечена очень сильная команда из института транспорта высшей школы экономики под руководством Михаила Яковлевича Блинкина, которая очень много проектов сделала у нас в стране, - рассказывает он. — Специалисты математически рассчитали оптимальный вариант перенаправления движения, при котором мы получаем минимальные транспортные задержки, то есть меньше всего жителям придется простоять в пробке. Но нужно быть объективным, что сопутствующих факторов все-таки будет очень много. Это комплексный вопрос: и как будут содержаться дороги, особенно в зимнее время, и как будут работать службы по эвакуации с нарушителями парковочного пространства, и как своевременно будут выезжать работники ГИБДД на дорожно-транспортные происшествия. Это вопрос оперативности и реагирования служб, и команды города, как они будут влиять на эту ситуацию. В мэрии Уфы создали специальный штаб, который мониторит движение на закрытой развязке в режиме реального времени, а различным службам города поставили конкретные задачи, например, предприятию «Уфагорсвет» - регулирование светофорных циклов.

Рустам Байронович заметил, что сам он отслеживает ситуацию на этом транспортном узле с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

- Как и предполагалось, сложная ситуация с 8 до 9 утра с учетом того, что бывают дорожно-транспортные происшествия на подъезде со стороны Демы и со стороны аэропорта, - уверяет он. - То есть один утренний час и похожая ситуация вечером, только вектор движения в обратную сторону. Есть определенные короткие пиковые промежутки, которые нужно учитывать: утренний и вечерний. Те, кто выезжает до восьми, проезжают абсолютно благополучно и спокойно прибывают к местам своего назначения. Те, кто после девяти часов выезжают, тоже не испытывают особых проблем. Как говорят организаторы движения, если мы не можем разделить потоки в пространстве, их нужно разделить по времени, поэтому здесь нужно решать уже самим жителям: кому-то выезжать пораньше, кому-то – позже. Это действенный инструмент, хотя ничего нового в этом нет. Эта мера имеет место быть, и, если правильно организовать, она существенно разгрузит этот участок.

Интересно, что у уфимцев было много предложений по организации движения, но их строители не учли.

- Все-таки был принят математически просчитанный вариант, где меньше всего тратится время водителей на прохождение этого транспортного узла, где меньше всего предполагаемая расчетная длина очередей, - говорит г-н Баязитов. - То есть этот вариант: полное закрытие путепровода с пробитием проспекта Салавата Юлаева и обустройством дополнительных рекомендованных маршрутов объезда.

Получается, что уфимцы должны рассчитывать время, выезжать из дома пораньше.

- К сожалению, нам придется это перетерпеть и никуда от этого не деться, - сетует ученый. - В свое время уфимцы терпели, когда строился второй мост в затонском направлении, когда реконструировалась, монтировалась и строилась демская развязка. Зато через 11 месяцев мы получим 30-процентный запас пропускной способности этого транспортного узла.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру