Эксперт: «Ресурсникам Башкирии нужно было «прогнать» завышенный объем тепла под конец года»

Почему управляющие и ресурсоснабжающие компании не боятся контролеров

Лилия Бухарина – юрист по профессии, но жизнь заставила ее «изучить всю законодательную базу по тарифам, нормативам и приборам учета тепла». Как она признается, согласилась стать старшим по дому, чтобы ее соседей «больше не обманывали». Полностью изучив проблему завышенный счетов на тепло, Лилия Бухарина объясняет, почему в Башкирии «управляющие и ресурсоснабжающие компании не боятся контролирующих органов».

Почему управляющие и ресурсоснабжающие компании не боятся контролеров
архив мк

Очередной скандал в сфере ЖКХ, а именно все-таки вокруг «БашРТС» – компания поставляет тепло в восемь самых крупных муниципальных образований Башкирии, случился в новогодние каникулы. Сначала загудела Уфа, когда получила платежки за декабрь. Стерлитамак до сих пор, за исключением некоторых районов, не получил бумажные счета, но те, у кого был настроен банковский «автоплатеж» уже перечислили за отопление огромные суммы.

Понятно, что слово «огромные» для всех имеет разное значение, поэтому лучше пояснить в штуках.

Лично мне пришел счет за тепло 6966,22 р за декабрь 2020 года, а в ноябре 2020-го я заплатила 3109,35 рублей - плата выросла в 2,2 раза. То есть речь идет вовсе не о повышении на 42 процента, о которых отчиталась главе Башкирии Радию Хабирову специально созданная по этому поводу комиссия.

Только цифры. Если сравнивать общий объем потребленного тепла домом № 11 на проспекте Ленина в Стерлитамаке в декабре 2019-го и в декабре 2020 года, то в декабре 2019 года объем составил — 88,78 ГКал, а вот в декабре 2020-го — 152,91 Гкал – плюс 72 процента. Это ж на сколько этот декабрь был холоднее прошлого? В самом холодном месяце прошлого года общее потребление по дому не превысило 100 Гкал, а в декабре 2020-го - на 52 Гкал больше. Разве это неубедительные цифры?

Знаю, что нет. Не было настолько холоднее. Мало того, среднетемпературные показатели наших зим показывают, что они становятся теплее. А значит, наша плата за отопление должна становиться меньше.

Предполагаю, что «БашРТС» нужно было «прогнать» определенный объем тепла под конец года, чтоб в следующем году не получить «более низкий выделенный объем» от поставщика - «Башкирской генерирующей компании». Этот выделенный объем, который формируется с учетом потребления в предыдущем году, необходим, чтобы сформировать «нужный» и не ниже, а выше тариф на следующий период.

Уже сейчас граждане спустились в подвалы к своим счетчикам, ищут неисправности. Так всех задело, что узнали, где стоят общедомовые приборы учета тепла. И это правильно.

Советую запрашивать ведомости и показания приборов учета тепла ежемесячно. Во-первых, вы будете видеть общий расход тепла по дому, сможете сравнить его с указанным в квитанциях. Во-вторых, эти ведомости можно будет показать специалисту в нужный момент, и он сможет оценить корректность работы прибора учета тепла.

Вернемся к ситуации с платежами за тепло за декабрь 2020-го. Счетчик мог быть не исправен на одном доме, двух, но не повсеместно, где работает «БашРТС».

Даже если подтвердится, что «БашРТС» сделали 13 месяцев в году и за декабрь отгрузили без надобности объем тепла за два месяца, то это незаконно. Есть нормы потребления, учитывающие площадь дома и температурные показатели - погоду.

Стоит ли надеяться, что с учетом шквала жалоб граждан государственные контролирующие органы действительно разберутся?

С таким не встречалась, честно, ни разу. В июле 2016 года я получила счет от «БашРТС» на отопление 30000 рублей. Жители моего дома такие же - в соответствии с квадратами. Последнее решение суда по «тому» счету состоялось в июне 2021 года.

Цифры в счетах шокировали, я наивно думала, что, увидев мою жалобу, Государственный комитет по РБ по жилищному и строительному надзору тоже будет впечатлен и быстро разберется. Я получила пять или шесть отказов. Мне объясняли, что все верно в расчетах.

Только через суд с меня и жителей моего дома сняли доначисления, произведенные «задним» числом за два года. Общая сумма корректировки составила больше миллиона рублей - дом у нас пять этажей.

Выяснилось, что в доме пропал счетчик. Я получила три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в последнем - в мотивировочной части правоохранительные органы указали, что отказывают, потому что не смогли опросить директора управляющей компании, который болеет, а без его показаний сделать ничего невозможно.

Людей выматывают бесконечными отказами. И эта методика работы с гражданами работает. Насчитают всем, 0,01 процента пойдут в суд, остальные заплатят.

Сейчас, наконец, заговорили о тарифах. Если бы мы увидели, из чего состоит тариф, по которому нам считают плату за тепло, воду, электроэнергию, у нас появилось бы много вопросов. Но нам эти тарифы не показывают. Участвуя в судебных разбирательствах еще в 2017-м и 2018 году, я неоднократно ходатайствовала о привлечении к делу региональный Госкомитет по тарифам. Суд привлекал, только никто не приходил и никаких пояснений ни по тарифам, ни по нормативам не давал. Сейчас запросила информацию по тарифу на отопление для своего дома, очень жду ответа.

Всем известно о громких разбирательствах с тарифами «Уфаводоканала» о том, что в тарифах сидели инвестпрограммы, которые не исполнялись, но деньги потребителям не возвращались. Думается, такие надбавки на инвестпрограммы сидят и в тарифах на отопление. Действительно, во многих северных городах тарифы на отопление ниже, чем в Уфе и Стерлитамаке. Очень грустно слышать, как чиновники говорят, что, «к сожалению, не знают о тарифах в других регионах». Можно не разбираться в формулах по расчету стоимости тепла и формирования тарифов, но сравнить каждый может. Если в магазине перед вами поставят две одинаковые булки хлеба, на одной цена 20 рублей, а на другой 30 рублей, это же понятно, что возникает вопрос – почему?

Так вот, можно, конечно, сказать, что мы не юристы, и разбираться в платежках и следить за работой обслуживающих компаний сложно.

Но… другого пути нет. Мы хотели частную собственность, мы ее получили. Владеем имуществом в многоквартирных домах. Невозможно избежать решения общих вопросов. Если не будет решений от собственников, будут решения от управляющих компаний и иных поставщиков ресурсов, а они будут думать о своих интересах, это закон природы.

Чтоб нанять хорошего юриста в многоквартирном доме, нужно просто скинуться по 100 рублей, например один раз в год. Для чего?

Чтобы составить полноценные договора с управляющей компанией, «БашРТС» и всеми остальными - с формулами, сроками, перечнем имущества, услуг и многим другим.

Чтобы оформить правильно протокол общего собрания (хотя за это вы платите управляющим компаниям), если нужно принять какое-то решение, например, обязать управляющую компанию согласовывать подрядчиков для проведения работ.

Чтобы разобраться с платежками и отправить жалобы в контролирующие органы.

Чтобы получить консультацию, как и что нужно оформить, если что-то пошло не так.

Следует признать, что в Башкирии управляющие и ресурсоснабжающие компании не боятся контролирующих органов. Система контроля их работы – не работает, как и не работает контроль со стороны собственников. В наше оправдание только то, что мы «не учились этому».

А тарифы, на которые мы жалуемся, утверждают депутаты – народные избранники, вот такой каламбур.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру