В районах Башкирии отказываются от услуг профессионалов при перевозке школьников

В ходе проверки специалисты выявили ряд проблемных моментов

С 1 сентября 2017 года в Башкирии реализуют пилотный проект по перевозке школьников. Решением такой важной задачи занялся главный автоперевозчик региона — ГУП «Башавтотранс». Сначала государственное автопредприятие взялось за перевозку школьников Учалинского, Уфимского и Иглинского районов Башкирии, проведя предварительный анализ транспортного обслуживания образовательных учреждений.

В ходе проверки специалисты выявили ряд проблемных моментов
архив мк

В ходе проверки специалисты автокомпании выявили ряд проблемных моментов, которые государственный перевозчик просто не мог оставить без внимания.

- Нам сразу же бросилось в глаза плачевное состояние некоторых школьных автобусов, в частности, отсутствие своевременного технического осмотра, — рассказал генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Надир Самиев. — До перехода под наше начало технические осмотры машин производились в сомнительных автосервисах, что, естественно, нарушало действующие нормативные акты.

Но технические огрехи были не единственным больным местом школьного транспорта в вверенных государственному предприятию районах. К примеру, стоянки ученических «ПАЗиков» организовывались по месту жительства водителей, что, естественно, не увеличивало их материальный ресурс, а в местах высадки и посадки ребят отсутствовали остановочные пункты.

В итоге для устранения выявленных замечаний была создана комиссия и приняты все необходимые меры по оперативному решению этих проблем. В результате успешной работы над ошибками пилотный проект был запушен, а в 2019 году, благодаря успешному опыту и положительным отзывам со стороны районных администраций, в пилот вошло еще четыре башкирских района — Бирский, Белебеевский, Дюртюлинский и Янаульский.

Теперь в рамках пилотного проекта «Башавтотранс» в целом обслуживает 102 отдаленные школы шести районов Башкирии, задействовав для этого 148 автобусов, ежедневно выполняющих около 656 рейсов.

— Основным критерием при привлечении в проект является географическое расположение филиалов «Башавтотранс» к району, а также техническое обеспечение самого филиала, — пояснил г-н Самиев.

Но в ходе работы пилотной инициативы выявились и подводные камни. Так, в 2018 году из проекта вышел Уфимский район, мотивируя свое решение финансовой подоплекой вопроса. Создав свое транспортное предприятие, новоявленный перевозчик почему-то до сих пор предпочитает проходить технический осмотр в сервисном центре «Башавтотранса».

- Частные автосервисы боятся проводить ТО таких автобусов, так как не могут поручиться за свою работу, — поясняет Надир Салимзянович. — Вот и наши бывшие партнеры по проекту не спешат доверять частникам, зная, что «Башавтотранс» дает четкие гарантии своей работы.

При анализе подобной ситуации невольно возникает вопрос — почему бы и всем остальным новоявленным транспортным предприятиям, занятым в школьных перевозках, не надеяться на удачу, а довериться настоящим профессионалам? Качественное техобслуживание в сервисных центрах «Башавтотранс» не позволит их автобусам превратиться в гремящие ящики.

Но вернемся к финансовым аспектам. Одним из неудобных факторов пилотного проекта школьных перевозок является так называемый двадцатипроцентный НДС. Тарифная планка на такие работы стремительно возросла и существенно бьет по карману районные администрации. Это и заставляет муниципалитеты искать дешевизну на стороне. Если прибавить к этому и другие нюансы, удорожающие процесс, то перспектива школьных перевозок предстает в малопривлекательном свете.

В «Башавтотрансе» проанализировали сложившуюся ситуацию и предложили меры, способные качественно улучшить республиканские перевозки школьников. Специалисты компании уверенны, что такой вид перевозок вообще не должен облагаться НДС, а это позволит избежать ненужных переплат.

Следующая проблемная ситуация возникает с увеличением трудового ресурса водителей, обслуживающих школьные автобусы на местах. Нередко они выполняют всего два рейса за день, отвозя и привозя детей с учебы, но в оставшееся время машина простаивает. Руководитель учреждения не может мотивировать водителя выполнить другую работу по школе, так как он является сотрудником компании-перевозчика.

— К примеру, если раньше этот водитель выполнял еще и функции слесаря, то теперь директор учреждения вынужден тратить дополнительные средства, восполняя сложившийся кадровый дефицит, — отметил Надир Самиев.

В компании предлагают исправить эту ситуацию, увеличив занятость водителей при школах в качестве технического персонала.

— Было бы правильным при заключении договоров между перевозчиками и районными властями предусмотреть ответственность последних за подбор водительского состава именно из тех населенных пунктов, где будет осуществляться перевозка детей, — отметили в компании «Башавтотранс». — Предприятию-перевозчику тяжело найти водителя именно из той деревни, где будет начинаться маршрут. Таким образом, подбором персонала следует заниматься именно главе районной администрации, заведующему РОНО и директору школы.

Помимо этого, школьное руководство могло бы организовать предвыездной медицинский осмотр шофера, так как в учреждении имеется штатный медперсонал. В противном случае водитель вынужден искать медика, нередко проходя пешком несколько километров до ближайшего фельдшерского пункта.

Специалисты «Башавтотранса» уверены, что правильная организация заправочных мест в населенных пунктах, местах стоянок школьных автобусов, позволила бы качественно снизить избыточное потребление топлива. Часто в отдаленных деревнях водители вынуждены наматывать десятки километров до ближайшей заправки, сжигая добрую половину драгоценного горючего при обратном пути. Правильная организация топливных точек на местах позволит серьезно сэкономить региональный бюджет, а освободившиеся средства направить на полезные социальные инициативы.  

- Перевозка школьников — это ответственная работа, организовать которую под силу только высоко квалифицированным профессионалам, на кону безопасность детей, — подытожил генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Надир Самиев. — Мы имеем большой опыт этой работы и уверены, что меры, предложенные нашей компанией, позволят многократно улучшить эту транспортную сферу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру