«Вирус научился преодолевать поствакцинальный иммунитет»
Г-н Валишин признает, что эти симптомы напоминают обычную простуду, но призывает не расслабляться.
- Заболеваемость при омикрон-штамме носит взрывной характер, - поясняет Дамир Ахатович. - Если дельта-штаммом за определенный промежуток времени заражается 500 человек, то омикроном может заразиться пять тысяч и более. Этот вирус берет количеством. Так что число заболевших ожидается на порядок выше, чем это было, например, минувшей осенью, когда заражались штаммом дельта. И хотя при дельта-варианте много было тяжелых форм заболеваемости, но, учитывая быструю распространяемость омикрона, тяжелых пациентов будет примерно столько же, а может быть, и больше. Мое мнение: не надо думать, что болезнь будет протекать легко. Ведь население страны имеет массу хронических заболеваний: сахарный диабет, избыточная масса тела, болезни системы кровообращения, онкопатологии. И, как показывает опыт зарубежных врачей, уже столкнувшихся с омикроном, в группах риска болезнь все равно протекает тяжело. Но в этом плане у нас накоплен определенный опыт и диагностики, и лечения.
Оказывается, опасность омикрона еще и в том, что он появился в результате заражения ВИЧ-инфицированных дельта-штаммом.
- К нам этот вирус пришел из Африки, - рассказывает профессор. - По мнению ученых, омикрон - результат мутации заражения ВИЧ-инфицированных дельта-штаммом. Считается, что в штамме омикрон до 30 мутаций в белке-шипе и смысл этих мутаций - в преодолении иммунитета, который формируется или после перенесенного заболевания, или после вакцинации. Поэтому, как пишут зарубежные исследователи, вирус научился преодолевать поствакцинальный иммунитет. Но сразу же я хочу оговориться, что, если человек вакцинировался, он в любом случае переболеет легко, если заболеет коронавирусной инфекцией, вызванной штаммом омикрон. Подмечено, что вакцинация способствует тому, что болезнь может протекать легче, и это тоже на сегодняшний день один из актуальных вопросов, что надо делать прививки.
Г-н Валишин напомнил, что в начале пандемии в 2020 году врачи считали, что коронавирус поражает легкие, а позже выяснилось, что он бьет по всей кровеносной системе.
- Оказалось ведущим в развитии этой болезни поражение сосудов: сосудов легких и вообще сосудов всего организма, - говорит он. — Вот почему и обоняние пропадало, у многих волосы выпадали, память страдала – поражались сосуды головного мозга. И, как ни странно, ведь мы пока не знаем, какие будут последствия, какой постковидный синдром даст омикрон. При других штаммах постковидный синдром был серьезным и тяжелым. Почему и кардиологи, и неврологи тревогу забили, потому что человек вроде переболел, выписался, а были такие осложнения, как инфаркты, и инсульты, и тромбозы. Люди умирали позже, смерть была отсрочена на три-четыре месяца. Поэтому я никого не пугаю, но надо быть готовым ко всему. То есть мы прогнозируем, что будет легко протекать, но не знаем, какие будут последствия.
«Начинаешь задумываться: может, микромир на самом деле разумом обладает»
Дамир Валишин объяснил, куда делся недавно бушевавший штамм дельта.
- Есть понятие эволюции возбудителей, - говорит он. - Как показывает опыт распространения других инфекционных болезней, идет адаптация возбудителя к человеческой популяции.
Профессор признался, что «коронавирус все наши прогнозы растаптывает, и они не оправдываются».
- Говорить, что он ослабевает, я бы пока не стал, - предупреждает он. - Может быть, это пока одна из таких его уловок, чтобы нашу бдительность как-то ослабить, чтобы мы расслабились, и после этого о себе во всю силу заявить. Вот смотрите, год назад дельта-штамм впервые появился в Индии, там болело колоссальное количество людей, но они болели легче, как ни странно. Но когда этот штамм пришел в Европу, он усилился, и в России все болели тяжело. Поэтому то, что омикроном в Африке все болели легко, не говорит о том, что россияне будут его легче переносить.
Г-н Валишин не отрицает, что коронавирус может обладать интеллектом.
- Мы вообще очень плохо знаем микромир, - сетует доктор медицинских наук. - За последнее десятилетие столько появилось научных публикаций, что, с одной стороны, начинаешь задумываться, может, микромир на самом деле разумом обладает. Потому что они объединяются в сообщества, мы называем их кворум сенсинг, то есть это сообщество микробов, они микробные пленки образуют, в них они вместе существуют, обмениваются полезной информацией для выживания. Именно выживания в условиях, когда мы используем антибиотики и противовирусные препараты. Поэтому, возможно, то, что мы пытаемся что-то уничтожить, все это мотивирует меняться вирусам, меняться, чтобы приспосабливаться к обстоятельствам.
По словам г-на Валишина, согласно основополагающим законам биологии, «ни один вирус, ни один микроб не заинтересован в гибели человека, потому что мы его хозяева».
- Он же ведь может размножаться только в наших клетках, и он абсолютно не заинтересован в нашей гибели, - объясняет он. - Парадоксально получается, что мы пытаемся его уничтожить, начинаем лечить, но делаем только хуже себе. А иногда получается, что мы более неразумны, чем микромир, то есть мы ту же среду, в которой живем, приводим в негодность, в которой невозможно жить.
Главный инфекционист минздрава Башкирии предупредил, что людям стоит усилить бдительность: приходя домой, мыть не только руки, но и все, что принесли с собой с улицы, в том числе обрабатывать продукты из магазина.
- Все говорили: «Что такое эта маски? Ерунда!», а все-таки ученые доказали, что маска защищает, - рассказывает он. - Все-таки механизм передачи больше воздушно-капельный – это при чихании, при разговоре и при кашле, поэтому большей частью вирус все-таки через дыхательные пути проникает. Поэтому я настоятельно рекомендовал бы соблюдать социальную дистанцию – это первое, ношение масок и по возможности стараться не бывать там, где много народа, особенно где кашляют, где чихают. У нас почему-то люди немножко странно себя ведут. Или уже перестали бояться, устали и как-то относятся прохладно. Смотришь: уже иногда в магазин, в аптеку, в кафе заходят без масок, как-то не задумываясь. И у всех такое мнение сформировалось: если ты переболел или вакцинирован, ты уже не заболеешь. Говорят: «А я вакцинирован, поэтому маску не ношу». Но в этом-то как раз и опасность, что, если даже ты вакцинирован, ты можешь в легкой форме переносить и разносить эту инфекцию. Тем более если это омикрон-штамм, он более контагиозный: ты вакцинирован, но в легкой форме можешь, не зная этого, заражать других людей, быть таким суперраспространителем.
Тем не менее Дамир Валишин уверен, что вскоре коронавирус все-таки ослабеет.
– По прогнозам ученых, рано или поздно, просто никто не берется сказать, через какое время, ковид станет возбудителем обычных сезонных респираторных инфекций, - уверен он. - Но это может быть через два, три, четыре года, но по прогнозам, конечно, реально где-то только к 2025 году этот вирус ослабнет и станет обычным. У нас семь млрд человек живет на планете, но пока по статистике меньше 1 миллиарда переболело, то есть это небольшой процент. Когда примерно две трети населения планеты переболеют, произойдет адаптация к коронавирусу, тогда он и уйдет. Думаю, примерно как раз к 2025 году.