Сергей Лаврентьев: «Проспект Октября в Уфе не надо переименовывать в честь Рахимова»

Лучшее место для памятника - сквер перед Домом республики

Политолог Сергей Лаврентьев считает, что лучшим памятником первому президенту Башкирии Муртазе Рахимову будет мечеть «Ар-Рахим», которую он не сумел достроить. Сергей Николаевич полагает, что в бюджете республики сегодня нет денег для окончания строительства самого грандиозного в стране мусульманского храма. Однако политолог уверен, что мечеть можно достроить на пожертвования не только верующих людей, но и обычных граждан.

Лучшее место для памятника - сквер перед Домом республики
архив МК

- И в мире, и в нашем государстве много примеров строительства архитектурных сооружений на пожертвования горожан, - пояснил г-н Лаврентьев. - Уверен, люди с радостью будут жертвовать на мечеть, зная, что таким образом почтут память Муртазы Рахимова. Да и потом это же и воспитательный момент: когда люди во что-то вкладывают - они потом бережно к этому относятся. Да и вообще, приложиться к чему-то великому много значит для любого человека.  

Сергей Лаврентьев напомнил, что Муртаза Губайдуллович сам был очень бережливым.

- У него и пошел конфликт с подрядчиками, когда они заказали на витражи венецианское стекло, - припомнил Сергей Николаевич. – А Рахимов считал, что у нас в республике можно сделать стекло не хуже. Тогда и начались распри вокруг мечети, из-за которых объект стал долгостроем.

Напомним, глава Башкирии Радий Хабиров распорядился в течение недели подобрать место для памятника Муртазе Рахимову, который будет ваять скульптор Салават Щербаков, уже создавший на Советской площади в Уфе пантеон, посвященный легендарному башкирскому комдиву - генералу Шаймуратову.

- Хотелось бы, чтобы это был не просто памятник-монумент, а Рахимова увековечили среди людей, вписали в историю республики, - говорит г-н Лаврентьев. – Но, судя по памятнику Шаймуратову, где воспроизведен практически весь героический эпос башкир, скульптор Щербаков умеет это делать.

Лучшим местом для памятника Муртазе Рахимову Сергей Лаврентьев видит сквер перед Домом республики.

- И почему бы на этом месте не увековечить и других руководителей Башкирии с советских времен? – говорит он. – Воздать дань уважения и Мидхату Шакирову, и Зие Нуриеву. А вот музей Муртазы Рахимова надо строить на его родине – в селе Таваканово Кугарчинского района. Жалко, что районные власти уже снесли родной дом семьи Рахимовых.  

Но Сергей Лаврентьев против переименования существующих улиц в честь Рахимова.

- Я считаю, что именем Рахимова не нужно называть ни проспект Октября, ни проспект Салавата Юлаева, - поясняет политолог. – Не стоит отнимать привычные имена у проспектов и улиц, есть в этом что-то неправильное. Тем более, проспекту Салавата имя давал сам Муртаза Рахимов – эту магистраль он строил к 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Я за то, чтобы имя первого президента РБ дать новому мосту, который будут строить через Белую. Тем более в Москве и в Питере все мосты и эстакады имеют имена, а у нас это как-то не прижилось.  

Сергей Лаврентьев два года работал личным советником Муртазы Рахимова и считает, что первый президент республики был «очень честным и прямым человеком».

- Он умел наживать себе врагов, потому что не считал нужным молчать, если считал что-то несправедливым, - констатирует г-н Лаврентьев.

Политолог посетовал, что последние 12 лет жизни бывшего президента, после отставки в 2010 году, прошли вдали от большой политики.

- Хотя он хотел приносить пользу, - объяснил г-н Лаврентьев. – Но по какой-то причине был не востребован. Плюс эта некрасивая отставка, инициированная Дмитрием Медведевым. Хорошо, что Рахимов ушел по собственному желанию, а не так как мэр Москвы Юрий Лужков - в связи с утратой доверия.

Политолог полагает, что внезапный для всех приезд в Уфу главы государства Владимира Путина на церемонию прощания с Муртазой Рахимовым был связан с тем, что «президент страны и правда считал Рахимова политиком федерального масштаба».

- Он лично общался с первым президентом Башкирии и симпатизировал ему, - рассказал Сергей Лаврентьев. – Когда Путин стал главой России в начале двухтысячных годов, он ведь кроме Санкт-Петербурга ничего не видел. А как живут российские регионы, какие проблемы там существуют – здесь опыт Муртазы Губайдулловича оказался, кстати. Так что Путин к нему действительно прислушивался.  

Также Сергей Николаевич думает, что «Путин пересмотрел свой график, потому что он - совестливый человек».

- Думаю, что все-таки глава государства хотел извиниться перед Рахимовым, попросить прощения за все перипетии, которые Муртаза Губайдуллович пережил после отставки, - сказал он.

Политолог отмечает, что г-н Рахимов даже после смерти «сделал подарок республике», так как прилет первого лица государства на траурную церемонию очень много значит.  

- Владимир Путин нашел время пообщаться с главой Башкирии Радием Хабировым, выяснить, какие проблемы существуют в регионе, и пообещал помочь с выделением средств на инфраструктурные проекты, реконструкцию цирка и госпиталя ветеранов войн, создания особой портовой зоны в Агидели, - перечислил г-н Лаврентьев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру