Сергей Лаврентьев: «Муртаза Рахимов не был религиозным и верил в людей»

По мнению политолога, достроенная мечеть и может стать памятником Рахимову

На минувшей неделе в Башкирии порывом ветра снесло купол одного из минаретов строящейся уже 20 лет мечети «Ар-Рахим». Несмотря на то, что тяжелая конструкция упала с большой высоты, никто не пострадал. Верующие восприняли этот невероятный случай, как знак, что мусульманский храм пора достроить. Прихожане уверены, что так Муртаза Рахимов с того света напомнил о необходимости завершить этот долгострой.

По мнению политолога, достроенная мечеть и может стать памятником Рахимову
архив мк

«Достроенная мечеть может стать памятником Муртазе Рахимову»

 

- Часть купола, которая крепилась к минарету, осталась на нем, - рассказал председатель Духовного управления мусульман РБ Айнур Биргалин. - Слом произошел в его узкой части. По предварительным данным, разрушение произошло в результате инженерного просчета. По результатам экспертиз будут выявлены причины и предприняты меры по укреплению остальных купольных систем мечети.

Сейчас всю конструкцию минарета убрали с территории мечети. Ее будут исследовать и готовиться к восстановительным работам.

- Принято решение изготовить и установить новый купол с учетом прошлых недочетов, - добавил председатель ДУМ. - Остальные купола будут укреплять.

Напомним, мечеть начали возводить еще в 2007 году с подачи первого президента РБ Муртазы Рахимова, но через несколько лет строительство заморозили. В 2009 году выяснилось, что пожертвования башкирских предприятий, перечисленные на строительство мечети – около 70 млн рублей - исчезли в неизвестном направлении. В 2012 году стройка продолжилась, но уже на деньги благотворительного фонда «Урал», аккумулировавшего средства от продажи башкирской нефтянки. Потом большую часть этих денег пришлось вернуть после того, как «Башнефть» деприватизировали и передали новому хозяину. А в 2016 году возведение мечети вновь заморозили из-за нецелевого использования благотворительных средств Духовным управлением мусульман. Это единственный объект, за который радел первый президент Башкирии, но так и не сумел сдать в эксплуатацию. Некоторые обыватели утверждают, что судьба мечети была предрешена, когда ее начали строить на проценты от средств, полученных от приватизации башкирского ТЭКа. Мол, в Коране проценты — это «самые греховные деньги». Ну и якобы то, что в благотворительном фонде «Урал» оказались средства от продажи народного достояния, а потом их начали вкладывать в мечеть, тоже сказалось на печальной судьбе так и недостроенного храма.  

- Когда Рахимов уже был в отставке, возник разговор о мечети «Ар-Рахим», - вспоминает политолог Сергей Лаврентьев, работавший советником Муртазы Губайдулловича. - Тогда были разногласия, шли споры вокруг строительства, ему не нравилось, как распоряжались деньгами, которые выделил фонд «Урал». И он сказал: пока не построю - не помру. Но вот не получилось.

По мнению Сергея Лаврентьева, достроенная мечеть и может стать памятником Муртазе Рахимову. После смерти политика глава Башкирии Радий Хабиров подписал указ об увековечивании памяти первого президента республики, где в том числе планируется поставить в Уфе его памятник.

- Сам он вряд ли думал о том, что когда-то ему поставят памятник, - говорит Сергей Николаевич. - Лучшим напоминанием о нем должны стать его дела. Мне кажется, он как Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Хотя дела, конечно, были рукотворные. А вот с мечетью не получилось. Дело в том, что достроить мечеть за счет бюджетных средств нельзя, поскольку это культовое сооружение. Остается надеяться на спонсорские вливание в объект и помощь простых людей. Люди это должны это услышать и помочь достроить мечеть.

Политолог отмечает, что сам Муртаза Рахимов не был атеистом, но как мог помогал всем конфессиям.

– Помогал, потому что руководил многонациональной республикой, - поясняет он. - В своем родном селе Таваканово он построил мечеть, потому что там это уместно и необходимо. Мечети строились, потому что они были нужны. Сам же он, думаю, больше верил в людей, землю, но не был религиозным.

 

«Рахимов не был «суверенитетчиком»

 

Политолог вспоминает о первом президенте Башкирии, как об очень деятельном и смелом управленце, который не побоялся отстаивать свою точку зрения.

- Нет, он не был «суверенитетчиком». Этот и другие термины - парад суверенитетов, сама тема суверенитета - активно использовалась в политической борьбе 90-х, - объясняет он. — Это термин Бориса Николаевича Ельцина. Но когда он добился принятия декларации о государственном суверенитете РФ, он сам кем был - суверенитетчиком? У Муртазы Рахимова даже в мыслях не было, чтобы Башкирия вышла из состава России. Он выступал за сильный Башкортостан в составе сильной России.

По словам эксперта, первый президент прекрасно понимал, что Россия должна быть единой, но и интересы республики защищать нужно.

– Потому что ее экономический вклад в развитие всей большой стран явно был недооценен на уровне организационно-формальных решений, - считает г-н Лаврентьев. - Поэтому первый президент и добивался особого приложения к союзному договору, где оговаривались особые права. В этом его политическая мудрость и смелость. Потому что политик, который боится отстаивать свои принципы, вряд ли станет выдающимся.

Политолог отмечает, что Муртаза Рахимов был хорошим хозяйственником — он пришел в политику с крупнейшего в Европе нефтеперерабатывающего завода.

- И, где бы он ни был, в любой сфере, он успевал сделать очень многое, - поясняет он. - Крупный нефтегазовый форум, который ежегодно проходит в Уфе и где сложилась цеховая тусовка, — тоже проект Муртазы Рахимова.

По словам Сергея Лаврентьева, во многом сильной республика стала благодаря первому президенту, сумевшему сохранить экономику и сельское хозяйство в результате реформ 90-х годов. Тогда же Муртаза Рахимов вопреки решению федерального центра не стал расформировывать колхозы.

– Сегодня это назвали бы авантюрой - как так, руководитель российского региона отказывается выполнять указ президента страны? – вспоминает он. - А Муртаза Губайдуллович отказался выполнять указ Бориса Ельцина о роспуске колхозов. В его понимании колхозы были не просто куском земли, где живут люди, а означали сложившийся образ жизни. Он шел от земли, от практики, заранее все просчитывал, видел негативные результаты и стремился их избежать. В этом один из плюсов его деятельности, потому что он сохранил потенциал. Даже сегодня мы во многом живем благодаря тому, что было сделано, настроено, сохранено им.

Сергей Николаевич вспомнил, что позднее Рахимову все же пришлось принимать непростые решения о ликвидации колхозов.

- Но, например, в Зилаирском районе это даже принесло положительный эффект, - говорит он. - Скот раздали по домам, у семей появилась дополнительная работа — и мужчины стали меньше пить. А женщины были благодарны за то, что им больше не нужно отправляться на дойку в пять часов утра, ведь коровы были рядом.

 

«Супруга Рахимова считает, что не нужно переименовывать улицы в честь ее мужа»

 

 

В указе Радия Хабирова также говорится, что в Уфе должна появиться улица в честь первого президента.

- В указе дано поручение администрации Уфы подобрать, какая улица будет названа именем Муртазы Рахимова — хорошо, что это звучит именно так, - говорит Сергей Николаевич. - Подобрать — это значит посоветоваться с уфимцами. Сейчас есть предложения о переименовании какой-то из улиц, но, насколько я знаю, супруга Муртазы Губайдулловича Луиза Галимовна считает, что этого делать не нужно. Это повлечет большие затраты, люди будут недовольны, потому что на них лягут расходы: нужно будет переоформлять прописку, документы, паспорта — зачем это надо? Ну, и потом это все равно, как если бы ребенка назвали Муртазой, а в 18 лет решили переименовать в Габдуллу, зачем? Это просто некрасиво.

Имя первого президента должны получить новая улица, которая в перспективе станет центральной. Пусть это будет улица с интересной архитектурой.

- Но уже устоявшиеся названия менять не стоит, - уверен политолог.

Г-н Лаврентьев отмечает, что самая старая улица в Уфе — Посадская — никогда не переименовывалась и сохранила свое название со времен основания города.

– Эта улица самая старая в городе, и, слава богу, она у нас сохранилась, - считает он. - Я считаю, что надо так же бережно относиться и к другим улицам. И вопрос с наименованием улицы в честь Муртазы Рахимова решать с учетом мнения горожан. Конечно, такая улица нужна, как и памятник ему.

Место для памятника первому президенту пока также не определено, хотя уже предлагаются разные варианты. Один из них - перед зданием Госсобрания.

– Но наш народ - он шутник и потом начнет говорить, что это памятник последнему председателю Верховного Совета, - уверен Сергей Лаврентьев. - Но Муртаза Рахимов прежде всего первый президент. Я думаю, он должен стоять в том сквере, который в свое время назывался Губернаторским. Там можно сделать мемориальную зону, посвященную выдающимся политическим, государственным деятелям, военным, деятелям культуры, писателям, которые имели отношение к республике и городу. Это было бы хорошо. Другое подходящее место для такого мемориала — одна из двух аллей, ведущих к памятнику Салавату Юлаеву. Почему не создать мемориальную зону там? Пусть ее начало будет положено памятником Муртазе Губайдулловичу.

Муртаза Рахимов был очень фотогеничным, а в его архиве сохранилось много хороших фотографий, по которым можно составить образ первого президента, отмечает политолог. По его мнению, скульптор Салават Щербаков, которому доверили памятник, с этой задачей справится. Ранее он блестяще выполнил памятник Минигали Шамуратову.

- Щербаков, я думаю, найдет хороший образ, хотя это всегда очень сложно, - говорит Сергей Николаевич. — Вот, например, в Казани никак не могут сойтись во мнении, каким должен быть памятник родному языку. Общественное мнение разделилось.

Еще одним пунктом в указе стал музей Муртазы Рахимова в его родной деревне.

– Я думаю, что в Таваканово обязательно должен быть такой музей — в комплексе с мечетью, - советует бывший советник первого президента РБ. - Было бы неплохо восстановить и старый дом, который принадлежал Рахимовым и который снесли по недосмотру главы района. Я думаю, что это будет не сложно сделать. Там можно будет воссоздать жизнь, быт того времени - народ с удовольствием посещает такие места.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру