Тележурналист Владимир Соловьев: «Все понимают, кто чего стоит и на кого работает»

Известный телерепортер и ведущий, политический обозреватель и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, побывав в Уфе, рассказал, что во время бомбардировок Боснии и Косово, где он работал военным корреспондентом, говорил в программе «Время», что «это тренировка, и когда-нибудь натовцы попытаются повторить это у нас».

Тележурналист Владимир Соловьев: «Все понимают, кто чего стоит и на кого работает»

«Против нашей страны идет самая тяжелая информационная война»

- Мне никто не верил — и вот это случилось, - сетует Владимир Геннадьевич. - Но у нас все-таки сил гораздо больше, чем у маленькой Сербии. И мне кажется, что они зубы на нас обломают.

Владимир Соловьев в столице Башкирии выступил на медиафоруме, заявив, что сегодня, «в условиях информационной войны каждый журналист сейчас оказался бойцом информационного фронта».

- Мы живем в переломное историческое время, в уникальной ситуации, когда против нашей страны идет, наверное, самая тяжелая информационная война, - сообщил г-н Соловьев. - Такого еще не было в истории. Это война без правил, с самыми грязными технологиями. Противостоять этому невероятному напору непросто. Когда-нибудь об этом периоде новейшей российской истории напишут научные работы, о нем будут рассказывать внукам. В короткие сроки обществу пришлось мобилизоваться в условиях всеобщей угрозы.

Сейчас россиянам приходится противостоять лавине фейковой информации. Но они уже научились быстро распознавать ложь.

- Хотя этот поток продолжает идти в невероятном объеме, пролезая в такие неожиданные места, как игровые чаты, родительские чаты, везде, - люди тем не менее уже научились фильтровать эти «новости», - уверен тележурналист. - И очень важно, что наша аудитория все-таки слушает и понимает наших журналистов, а не тех, кто пытается влиять на нее. Обычным людям необходимо учиться распознавать фейковую информацию в потоке, который идет из соцсетей. Искать первоисточник информации и проверять ее на достоверность. Журналисты обязаны уметь это делать в первую очередь.

Г-н Соловьев уверен, что «менталитет аудитории серьезно изменился, что видно по показателям поддержки президента страны и специальной военной операции».

- Из всего того, что происходит, видно, что все-таки мы не проигрываем информационную войну, - убежден он. - Самое главное — это то, что наша аудитория в подавляющем большинстве все правильно понимает. Против нас работают суперпрофессионалы, в каких-то вещах даже опытные политологи не сразу могут определить фейк. Но это хорошая школа для нас, если мы выстоим, - а мы должны выстоять, конечно, - мы будем невероятно закаленные.

Владимир Геннадьевич отмечает, что за минувшие полтора года в журналистике произошли глобальные изменения.

- Никто даже не предполагал таких перемен в отрасли, - говорит он. - Теперь реально видно тех, кто уехал и сейчас работает на врага. Я же все смотрю - у меня работа такая. Я иногда включаю украинский канал, где вещает Евгений Киселев, с которым мы много работали в телевизионной службе новостей. Теперь видно, какие заложены были смыслы в каждом человеке, и как они сейчас открылись. Не было бы счастья, да несчастье помогло это разглядеть. Произошло обновление нашей журналистики. Теперь все понимают, кто чего стоит и кто на кого работает.

Политический обозреватель считает, что обработка россиян продолжалась еще со времен Ивана Грозного.

- Одновременно проталкивали идеи русофобства в Европе и Америке, - напоминает он. - Теперь эта истерия достигла предельного уровня, на котором происходит перелом. Я думаю, в ближайшее время произойдут очень хорошие изменения в нашем обществе. Вспомните, как у нас люди болели за участников «Евровидения», посылали какие-то там голоса за кого-то. А сейчас над этим «Евровидением» все смеются. Очень сильно все меняется в сознании россиян.

Телерепортер уверен, что время ковида «стало своего рода тренировкой, подготовкой к мобилизационному формату работы».

- Пандемия была такая невероятная встряска, когда мы, журналисты, поняли, что очень непросто решиться надеть этот костюм и зайти в «красную зону», где можно заразиться, - говорит он. – А журналисты действительно попали в такую ситуацию, когда надо было рисковать собой.  

Владимир Соловьев напоминает, что и сегодня многие журналисты рискуют собой.

- И видно, что это делается от души, никто не отказывается, - констатирует он. - Действительно, очень непросто работать коллегам на этих территориях, где любой репортаж может стать последним, но это героические наши люди.

«Россия станет катализатором глобальных изменений в мире»

В 90-х годах Владимир Соловьев работал собкором телеканала ОРТ в Югославии и заведующим отделением телерадиокомпании на Балканах. Он многократно объездил все фронты югославских войн и все соседние страны, работал под натовскими бомбардировками в Боснии и в Косово. Владимиру Соловьёву двенадцать раз пришлось побывать в командировках в Чечне, на первой и второй чеченских войнах. Всего в качестве военного корреспондента прошёл семь горячих точек.

- На войне страшно всем, мне тоже страшно, но тогда это было необходимостью, - говорит он. – Я стал руководителем корпункта на Балканах в 26 лет, заменив погибших здесь собкоров Виктора Ногина и Геннадия Куринного. Я практически каждый день в течение семи лет отправлял репортажи в программу «Время». Мы на собственных ошибках и на собственном опыте постепенно постигали эту очень непростую стезю военкора: как себя вести, как общаться с теми, кто может тебя расстрелять или выстрелить в спину, или что-то бросить в машину. Этот опыт, конечно, очень пригодился потом на чеченской и других войнах.

Г-н Соловьев сегодня передает этот опыт молодым коллегам.

- Мы делаем курсы для военкоров, как себя вести в экстремальных ситуациях, как готовить подобные экстремальные командировки, - рассказывает известный журналист. – Потому что ни один репортаж или очерк в газете не стоит человеческой жизни. Надо понимать, когда остановиться, схватить за шиворот оператора, ведь он видит все через объектив и подсознательно не воспринимает угрозу как реальную, а как кино.

На днях председатель Союза журналистов России наградит в Белграде журналистов-сербов, которые работали на Донбассе.

- Они поддерживают Россию — и их очень много, - говорит он. — Это очень важно в ситуации блокады, когда СМИ в европейских странах дают, в том числе, точку зрения России. В западных странах у журналистов сейчас как будто надеты шоры — они отрицают даже очевидные факты, утверждая, что это - русская пропаганда. Я столкнулся в тупым и мощным механизмом обработки информации западными коллегами еще на Балканах. События, которые освещали журналисты, были одни и те же, однако подача была совершенно иной.

Владимир Геннадьевич сетует, что «американцы перемололи Косово».

- А это очень важное место для сербов, - объясняет он. - Там самая большая в Европе концентрация православных святынь на квадратный километр. Многие монастыри находятся под защитой ЮНЕСКО. Некоторые итальянские офицеры, которые их охраняют, переходят в православие, когда поживут там некоторое время. И это было отобрано самым таким нечеловеческим образом - отобрано сердце Сербии. Сейчас там размещена самая большая в Европе американская военная база - целый город с магазинами, ресторанами, церквями, бассейнами, взлетной полосой.

По мнению политического обозревателя, «американцы считают, что, захватив территорию, могут оттуда контролировать всю Европу».

- Вот эта машина теперь направлена против нас, - считает он. - Я тогда еще говорил в программе «Время», что то, что делается в Югославии, это тренировка. И когда-нибудь это попытаются повторить у нас. Мне никто не верил — и вот это случилось.

Однако Владимир Соловьев уверен, что у России есть не только идеологические враги, но и сторонники в мире.

- Арабский восток, во многом Африка, Латинская Америка - все, кто ненавидит США, во многом внутренне поддерживают Россию, - полагает он. - И даже во многих европейских странах. Если все быстро завершится нашей победой, то и общественное мнение переломится очень быстро. И я думаю, процесс глобального изменения мира пойдет быстрее.

Тележурналист напоминает, что «Россия станет катализатором глобальных изменений в мире».

— Это предсказывали те, кто видел будущее, в том числе и американский пророк Эдвард Кейси, - сообщил он. - Они говорили, что Россия станет самой мощной страной мира, которая поведет за собой все остальное человечество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру