Рамиль Рахимов: «Любителям англосаксонских слов надо чувствовать связь с реальностью»

Эксперт считает, что сегодня «общество стремительно меняется»

Член Общественной палаты России, заведующий кафедрой Университета науки и технологий Рамиль Рахимов считает, что сегодня «общество стремительно меняется».  

По мнению общественника, «мир становится не просто многополярным, а формируются новые центры притяжения, новая философия международной политики».

Эксперт считает, что сегодня «общество стремительно меняется»
архив МК

«Почему мы живем чужими мерками о том, что хорошо и что плохо?»

- Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но это факт, - констатирует Рамиль Насибуллович. - Процесс уже идет семимильными шагами, и его не остановить. И попытки остановить его силой оружия не эффективны. Смотрите, США, как только началось обострение палестино-израильских отношений, приняли сторону Израиля. Но несколько дней назад госсекретарь повторил ранее отклоненную резолюцию России о прекращении боевых действий и о будущем палестинского государства. Мир меняется вне зависимости от желания Америки.

По мнению г-на Рахимова, «аналогичные процессы происходят и в других сферах».

- Например, ценность доступа к информации теряет свое значение, когда выясняется, что с помощью мессенджеров возможны провокации, террористическая деятельность и другие преступления, - напоминает он.

Как полагает эксперт, сегодня в обществе должны идти процессы, которые будут менять и сознание людей.

− В первую очередь надо менять общественную культуру, - полагает общественник. - А это происходит очень долго. Но пока мы не начнем это делать сами, постепенно и аккуратно, ничего не изменится. Сейчас общество меняется, причем стремительно. Люди задают вопросы, чего они раньше не делали. И это очень хорошо. Точно так же к этому шли и все развитые страны, общественной культурой которых мы восхищаемся. Но я хочу в таких случаях сказать: ребята, вы не читали законы этой страны, например, Германии ХIХ века. Вы просто не знаете, какие там были штрафы и какие были наказания за выброшенную на улице бумажку. Просто в Европе, когда она пережила ужасы перенаселенности городов, чумы и других опустошавших ее болезней, четко поняли, что надо делать. И буквально драконовскими мерами навели порядок. Но там есть другая проблема: как только контроль ослабляется, все моментально скатывается вниз. Если не оставаться в центре, где создано все для туристов, а углубиться к окраинам европейских городов и пообщаться с местными жителями, посмотреть, как они живут, многое становится ясно.

Рамиль Рахимов отмечает, что в нашем обществе, несмотря на противостояние с коллективным западом, по-прежнему есть какое-то преклонение перед западными словами.

- Недавно мы с коллегами обсуждали прошедшие в учебных заведениях конкурсы на «мистера и мисс Осень», - рассказывает он. - А почему не фрейлин Осень? Почему не мадмуазель Осень? Почему англосаксонские слова? Почему нет другого, разве мы не можем придумать свое название праздника? Почему мы живем чужими мерками о том, что хорошо и что плохо?

Эксперт подчеркивает: запрет западных праздников не рассматривается, это было бы худшим вариантом.

− Нужно просто нам самим понять, что так не надо, а уж как надо - люди, наверно, догадаются, - полагает он. - Можно ошибиться с названием хоть 10 раз, но через какое-то время найти оптимальное решение. Или вот название жилого комплекса в Уфе – «Шервуд». С чего застройщики вспомнили это слово, это просто смешно. Даже в Англии это не используется. Англия совершенно другая страна, она динамичная, о такой старине там не вспоминают. И Франция тоже другая. Если это чьи-то фантазии - надо ли их транслировать в общественное пространство? Ну, надо чувствовать связь с реальностью, понимать, где ты находишься, а не просто использовать красивые слова. Само общество должно задавать такие вопросы. 

Г-н Рахимов полагает, что «от гражданского общества в том понимании, каким оно должно быть, мы еще очень далеки, но мы формируем его».

— Это процесс, когда создаются объединения, способные решать задачи общества, - поясняет он. - Они не обязательно поддерживаются государством либо получают гранты, за которые отчитываются. Это то, что формирует представление у людей о том, что они ответственны перед обществом. В каждом государстве, у каждого народа оно будет разное.

Эксперт полагает, что власти Башкирии чувствуют, в чем сегодня нуждается общество.

- Посмотрите, сколько появилось новых и современных общественных пространств, парков и скверов, ремонтируются дворы и подъезды, для людей создается комфортная среда и это правильно, - считает Рамиль Насибуллович. – Изменяется качество жизни, значит повышается культура, появляется тяга к красоте. И очень хорошо, что глава Башкирии Радий Хабиров задумался о будущем, предложив разработать стратегию развития республики до 2030 года. Нам надо видеть, каким будет будущее, потому что очень долгое время мы принимали решения ситуационно, решая появившиеся проблемы.

«Президент осведомлен о не очень хороших и даже критичных ситуациях в стране»

Рамиль Рахимов поделился впечатлениями от недавней встречи с президентом страны Владимиром Путиным. Глава государства нашел время, чтобы пообщаться с общественниками России.

− Для нас это были интересные часы общения, - признался Рамиль Насибуллович. - Президент - абсолютно бодрый, энергичный человек. Мы много общались, пока он не сказал, что уже исчерпал все временные рамки, и вынужден был уйти. Мы очень многое обсудили, он ответил на наши вопросы. Чувство юмора у Владимира Владимировича, как всегда, остается на высоте.

Г-н Рахимов отметил, что Владимир Путин искренне отвечал на вопросы членов Общественной палаты.

− Иногда человек говорит то, что надо сказать, - говорит он. – Я это хорошо чувствую, потому что дает о себе знать преподавательский опыт. А президент говорил именно искренне, это было видно. Надо сказать, что у него есть представление о том, что надо делать, есть планы и видение перспективы. Он смотрит на много шагов вперед, прекрасно осведомлен о разных ситуациях в стране, может быть, не очень хороших и даже критичных. И он не сторонник того, чтобы делать вид, что все хорошо. Нет, он честно сказал, что у нас есть и проблемы, с которыми мы и должны, собственно говоря, бороться. Потому что Общественная палата — это связь между государством и обществом, между властью и общественными организациями. Об этом и Владимир Владимирович сказал.

Рамиль Рахимов напомнил, что контроль общества очень важен.

- Речь шла и о коррупции на Украине - президент сказал, что сейчас новые - исторически старые - территории возвращаются к нам, но люди там одни и те же, - поведал ученый. - В первую очередь там есть коррупция, которая может остаться, и мы также должны следить, чтобы ее не было.

На встрече с Путиным общественники обсудили и ситуацию в Дагестане. Президент согласился, что она была спровоцирована извне.

− Выступал представитель исламского духовенства, он сказал, что произошедшее нетипично для России, что это была провокация, - говорит Рамиль Насибуллович. - Путин согласился с этим. В то же время в этой ситуации будут разбираться. Будут сделаны выводы, как сделать так, чтобы больше не допустить таких провокаций. Глава государства сказал: ему известно, как это делалось и кто этим занимался. И что те, кто нарушил закон, должны ответить за свои поступки, потому что перед законом все равны. Ведь люди залезли на крыло самолета, что могло повлечь авиакатастрофу. Это опасно. И так вести себя в аэропорту нельзя, потому что это зона повышенной опасности, это транспорт. Владимир Владимирович подчеркнул, что понимает: на провокацию люди поддались в силу своей ограниченности, но все равно по закону они должны за это ответить.

Еще одной актуальной проблемой, которая обсуждалась на встрече с президентом страны, стали аборты. По мнению Владимира Путина, решить демографические задачи можно, улучшив качество жизни людей. Хотя члены Общественной палаты предлагали и самые радикальные меры — вплоть до запретительных.

- Владимир Владимирович сказал, что в 2021 году рождаемость была такая же, как прогнозируется и в 2023, - говорит общественник. - Понимаете, какая это трагедия для нас? И дальше он сказал, что ситуация с абортами очень сложная, есть вопросы, которые нельзя решить введением запретов. По его мнению, надо улучшать качество жизни, вести просветительскую работу. Если мы будем жить хорошо, богато, достойно, то люди сами захотят рожать детей: не одного или двух, а трех. И всем это будет, в общем-то, на пользу. Главная наша работа - поднять уровень жизни, зарплаты, социальное обеспечение, улучшить поддержку семей, особенно студенческих и молодых. Если все это будет сделано, то женщины не захотят лишать себя счастья материнства. А введением запретов мы сделаем еще хуже. Надо просто поднимать уровень общей культуры и вести сознательную, долгую, пропагандистскую работу с людьми. 

Г-н Рахимов считает, что сегодня важны традиционные ценности — представления о «правильности» большой семьи, но и материальная составляющая должна быть.

- Поскольку, принимая решение о рождении ребенка, семья хочет обеспечить ему лучшее будущее и рассчитывает свои финансовые ресурсы, - поясняет он. – Ведь как только появился материнский капитал, рождаемость повысилась, потому что люди увидели свет. Потому что это большая помощь: можно решить жилищную проблему, получить деньги на образование. Если есть реальная помощь, то люди сами делают выводы. Нужно просто дать сейчас людям такую возможность, о чем мы уже начали говорить в Башкирии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру