Г-н Рябов отмечает, что ранее руководство города отдавало предпочтение автомобильному транспорту. В частности, 15 лет назад в Уфе разорвали трамвайное движение, которое соединяло северную и южную часть города, чтобы освободить проспект Октября.
- Но это решение было временным, - считает он. - Я думаю, что этим одномоментным решением старались минимизировать пробки на проспекте. Но оно оказалось временным, потому что на долгосрочную перспективу все-таки необходимо развивать экологичные виды транспорта с высокой пропускной способностью, такие как трамвай. Это экономически выгодно для населения. Трамвай более доступный и его пропускная способность очень высокая. Но в Уфе трамвай долгое время недооценивали.
Александр Сергеевич напомнил, что власти города в 2012 году намеревались восстановить соединение трамвайных путей, проложив ветку по лесопарковой зоне на улице Блюхера.
- Но местные жители начали протестовать и в итоге это строительство отменили, - сетует он. – В лесопарковой зоне трамвайные рельсы не мешали бы, не ограничивали проезд легкового или грузового транспорта. Другого варианта, учитывая вытянутость Уфы, пока нет. Теперь, даже если этот проект восстановить, строительство начнется не ранее чем через пять лет. Потому что сегодня запланирована до 2027 года модернизация трамвайных путей в южной части города, а потом такая же реконструкция начнется в северной. Она закончится не ранее 2030 года. Это дорогостоящие работы, поэтому сейчас идет работа с республиканским правительством по привлечению как городских и республиканских, так и федеральных средств. Сегодня правительство России разрабатывает программу по развитию городского транспорта до 2030 года, и мы хотим попасть в нее. Это даже не модернизация, не капитальный ремонт, а полностью новое строительство рельсошпальной решетки. Рельсы будут совмещены с проезжей частью, а верхняя часть путей будет закрыта бетонными плитами. Кроме того, модернизуют и энергохозяйство.
Чиновник уфимской мэрии отмечает, что в случае переустройства трамвайных путей дорожное полотно будет служить дольше.
- Сейчас трамвайные пути закатаны в асфальт, но при вибрации покрытие разрушается, - поясняет он. - И для переезжающих пути автолюбителей не будет дискомфорта. Если мы модернизируем пути и приобретем новые трамваи, то длительность поездки сократится — это станет одной из причин привлечения пассажиров.
Александр Рябов объясняет, что «новый электротранспорт будет гораздо удобнее для передвижения».
- По соглашению с правительством Москвы мы бесплатно получили 69 трамваев модели Pesa Fokstrot польского производства, - говорит он. - В Уфу уже привезли три трамвая, два из которых задействованы на особо популярном маршруте №5 от улицы Пушкина до Госцирка. Сейчас в Уфу едут еще два трамвая, а до декабря мы планируем полностью обеспечить такими трамваями маршрут №15. Их максимальная загруженность составляет 190 человек, количество сидячих мест — 60. Длина вагона превышает 26 метров, практически они перевозят в два раза больше пассажиров, чем тот же автобус.
Александр Сергеевич разъяснил, что вместимость новых трамваев даже больше, чем у знаменитого советского «Икаруса»-гармошки, который вмещал 160 пассажиров.
- Несмотря на то, что эти трамваи ездили по улицам Москвы, их износ составляет всего 30 процентов, в то время как уфимские вагоны, которые эксплуатируются уже более 40 лет, изношены на 90 процентов, - комментирует чиновник мэрии Уфы.
Александр Рябов рассказал, что трамвай не только экологически чистый вид транспорта, но еще и, по сравнению с автобусными перевозками, более дешевый.
- И электричество обходится дешевле: стоимость одного киловатт/часа гораздо ниже, чем дизельное топливо, — подчеркивает он. - Чем больше будет перевозок электротранспортом, тем больше удастся сэкономить. Поскольку Уфа отказалась от строительства метро, альтернативы трамваю просто нет. Трамвайные пути при этом будут обособлены от автомобильного трафика и соответственно скорость передвижения трамвая увеличится.
Напомним, глава РБ Радий Хабиров на тематическом совещании «Транспортный час» заявил, что «то, что происходит с трамвайными путями в Уфе, терпеть больше невозможно».
- Они доставляют проблемы и автомобилистам, и пешеходам, - сказал Радий Фаритович. - Поэтому модернизация трамвайных путей – один из наших приоритетов. Трамвай – хороший, экологичный вид общественного транспорта, который в Уфе долгое время не ценили. Поэтому есть вопросы и к качеству самих трамваев, и к состоянию путей.
Финансировать реконструкцию трамвайных путей собираются из городской казны, но Радий Хабиров заверил, что «республика тоже поможет».
- В этом году уже начнется проектирование обновляемых участков, - сообщил он. - Проект предполагает реконструкцию всей трамвайной инфраструктуры.
Ремонт начнется с участков от улицы Султанова до Гафури и от Гафури до Свердлова. Следующими отремонтируют участки от Свердлова до Революционной и от Аксакова до Мингажева. Также модернизуют трамвайные пути от Революционной до бульвара Ибрагимова и от бульвара Ибрагимова до Степана Халтурина. Подвергнутся ремонту участки от Степана Халтурина до Галле и от Галле до 50 лет СССР, а также от Шафиева до Научной и от Научной до проспекта Октября.