Поселения Башкирии обустроят на деньги из российской казны

Победителями в конкурсе развития городской среды стали пять проектов из Башкирии

Руководитель отдела стратегического планирования института развития городов и сел Башкортостана Эльмира Низамова рассказала, почему республику отметили, как

лучший регион по формированию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

Победителями в конкурсе развития городской среды стали пять проектов из Башкирии
Содержание:

В Салавате воссоздадут атмосферу местного Бродвея

В этом году победителями в конкурсе развития городской среды стали пять проектов из Башкирии. Два победителя в номинации городов с населением от 100 до 200 тысяч человек - Нефтекамск и Салават. Они получили по 103 млн рублей федеральной поддержки. Также грант выиграли Благовещенск и Белебей, который уже в третий раз получил федеральные деньги на развитие городских пространств.

- Все проекты уникальные — для того, чтобы выиграть в федеральном конкурсе, где очень высокая конкуренция, уровень должен быть высочайшим, - комментирует Эльмира Низамова. - В проектах разрабатывается не только сам образ города или поселения, но и дается экономическое обоснование, продумывается, как это пространство будет функционировать в дальнейшем, кто его будет наполнять какими-то смыслами, как бизнес будет взаимодействовать с этим пространством. И самое главное - необходимо подчеркнуть ту самую идентичность города, чтобы выделиться среди более 300 участников конкурса.

По словам г-жи Низамовой, «очень много исторических поселений стали узнаваемыми не только в республике, но и за ее пределами благодаря выигранным грантам».

- Например, село Воскресенское и село Николо-Березовка - они уже на слуху, - поведала Эльмира Марсовна. - Люди приезжают на выходные, эти локации стали популярны для туров выходного дня. Раньше никто, кроме краеведов и историков, не знал, что в Воскресенском есть памятник архитектуры - медеплавильный завод. Сегодня он - точка притяжения для туристов. Сейчас формируются маршруты промышленного туризма, можно увидеть, как в позапрошлом веке работала медеплавильная индустрия.

Специалист напомнила, что сейчас в Башкирии начали благоустраивать село Верхотор в Ишимбайском районе, расположенное в 10 километрах от Воскресенского.

- В 1734 году, когда был построен Воскресенский завод, создавалась сеть новых медеплавильных производств в республике и за Уралом, - говорит она. - Республика одной из первых начала развивать именно этот вид туризма - так же, как одной из первых заинтересовалась идеей формирования комфортной городской среды.

По словам г-жи Низамовой, в Башкирии «быстро поняли, что нужно делать ставку на развитие городской среды в малых городах».

- Например, в Салавате будет создано общественное пространство в центре города, - рассказала эксперт. - Горожане очень долго этого ждали. До этого здесь появилась обустроенная набережная. Теперь мы переключились на центр города. Это приоритетная территория — площадь и улица Первомайская, исторический променад в стилистике классицизма. Прекрасное место, где сохранилась историческая среда, сталинская застройка. И люди очень хотели, чтобы возродилась эта атмосфера, как они называют, местного Бродвея. Сейчас на это удалось получить федеральную поддержку. В городе будет создана красивая парадная пешеходная зона. Также благоустраивается центральная городская площадь, которая будет активно пользоваться и подразумевает применение большого числа разных сценариев. Ведь все городские праздники проходят на площади: это и парад в День Победы, новогодний городок тоже строится там. Все это мы учли в проекте и сделаем так, чтобы пользоваться главной городской площадью стало комфортнее.

По словам Эльмиры Марсовны, эта работа началась еще пять лет назад — с разработки стратегии развития общественных пространств.

— Нужно было определить, какое пространство должно было стать первым, где произойдет обновление, - объяснила она. - Для этого была проведена огромная работа, с каждым башкирским городом разработана стратегия. Привлекались эксперты, которые курировали каждый город. Вместе они выбирали вектор развития населённого пункта. Благодаря этому удалось выстроить для каждого города стратегию до 2024 года.

Проектировщики при необходимости готовы пересмотреть приоритеты и определить новые.

- Благодаря стратегии мы вместе с горожанами обсуждали, что важнее для города, - рассказала г-жа Низамова. - У нас очень много инструментов вовлечения горожан в процесс проектирования. Обычно это форматы, понятные для людей. Вначале мы транслируем позицию экспертов и администрации города, затем начинается обсуждение.

У городских администраций, как правило, есть понимание, к чему город должен прийти через несколько лет. Если, например, сделана ставка на развитие туризма, то акцент может быть сделан на общественные пространства. Имидж города в этом случае должен меняться. И, соответственно, можно это использовать не только как инструмент для развития городской среды, но и перезапуска каких-то более сложных отношений, - говорит эксперт.

Теперь Стерлитамак ассоциируется не только с промышленностью

Эльмира Низамова отмечает, что «при благоустройстве общественных пространств у людей появляется гордость за свой город».

- Они начинают его ассоциировать с какими-то новыми образами, элементами и смыслами, - объясняет она. – И здесь появляется экономический эффект – люди не хотят уезжать из родного города, а на новых общественных пространствах активно развиваются местные предприниматели, которые в итоге платят налоги в местную казну.

Как уверяет руководитель отдела стратегического планирования института развития городов и сел РБ, «форматы соучастия горожан в городских изменениях предполагают совместный поиск этих новых символов или возрождение старых».

- Например, Стерлитамак сейчас уже воспринимается как купеческий город, - напоминает она. - Во многом этому способствовал фестиваль «Купец», однако и это событие появилось не просто так. Городские активисты активно участвовали в разработке общественных пространств и только потом, при взаимодействии с городской администрацией, стало возможным создание такого крупного фестиваля, который собирает всю республику. Теперь Стерлитамак ассоциируется не только с промышленностью, но и стал известным и с другой яркой стороны.

Г-жа Низамова полагает, что «какая-то уникальная идентичность, легенда есть в каждом городе».

- Она может быть связана с историей города, какими-то элементами, с той же промышленностью, могут быть ассоциации, более связанные с культурой, - поделилась она. - У нас, например, один из проектов так и называется: «Культура малого города», в Янауле он уже реализован и пользуется популярностью. Там удалось с помощью городского пространства еще и перезапустить краеведческий музей. Это позволило по-другому посмотреть на, казалось бы, обычный музей.

Специалист поясняет, что «где-то идентичность проявляется в малых архитектурных формах, где-то предстает в покрытиях, в информационных стендах, которые рассказывают историю города».

- Вариантов очень много, - считает Эльмира Марсовна. - И все это разрабатывается совместно с горожанами. Мы уже начали оценивать эффекты от реализованных пространств. Мы видим, что экономика и туризм развивается. Появились активисты во многих городах, которые продолжают развивать локальную идентичность. Есть социокультурные проекты в городах: например, на городской площади в Бирске появилось благоустроенное креативное пространство. Такие проекты действительно развивают культурную составляющую города. Проекты известны на федеральном уровне, их обсуждают, о них рассказывают в других городах. А главное - они позволяют получать финансирование на развитие городской среды и тем самым менять жизнь людей к лучшему.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру