«Местные жители могут покупать масло, которое пахнет семечками»
- Наша территория производила, производит и будет производить сельхозпродукцию, - объяснил Ильшат Ильдусович. - Но сельхозпродукция — это не только продукты питания. Это сельхозсырье, из которого мы должны создать продукты питания. Над этой задачей работает пищевая промышленность: малые, средние и крупные предприятия. По объемам производства мы пока отстаем от среднероссийского уровня, поэтому в последние пять лет мы поставили цель увеличить число не только крупных, но и мелких предприятий. В этом году за восемь месяцев в «пищевке» произошел значительный рост — на 38 процентов по сравнению с прошлым годом. И к концу 2024-го будет не менее 30 процентов.
Ценность произведенных в Башкирии из собственного сырья продуктов в том, что они натуральные и экологически чистые.
— Это настоящие башкирские продукты, - подчеркивает и. о. вице-премьера. - До 2030 года мы должны увеличить переработку сельхозсырья почти в два раза. Очень важно удерживать баланс между крупными и мелкими предприятиями. Крупным предприятиям работать проще: холдинг построил завод, запустил производство, начал выпускать продукцию. Например, Чишминский маслоэкстракционный завод производит огромное количество подсолнечного масла, семикратно превышающее внутреннюю потребность Башкирии. А нам было очень важно запустить малые формы хозяйствования: это местные фермеры, кооперативы, небольшие предприятия. Сегодня они развиваются благодаря мерам господдержки — мы субсидируем около 40 процентов затрат на приобретение оборудования переработки, до 15 млн рублей в год.
По словам и. о. вице-премьера, поддерживая мелких производителей, Башкирия помогает насыщать потребительский рынок продуктами питания локального уровня.
- Например, в селе или в райцентре мы поставили маслобойку — и его жители могут покупать не рафинированное подсолнечное масло, а масло, которое пахнет семечками, — отмечает Ильшат Фазрахманов. - Мы возмещаем предпринимателю затраты на оборудование, которое он уже приобрел. А банки, когда видят, что есть господдержка, кредитуют его. Какая-то часть субсидии идет на погашение процентов и тела кредита. Но при этом у нас уже есть действующее производство, которое генерирует доход именно для этого собственника.
Как объясняет чиновник, в Башкирии не так сильно, как хотелось бы, развита предпринимательская активность. Поэтому государство предпринимателей готовит, обучает, чтобы они умели получать прибыль и развивались.
«По некоторым направлениям работаем лучше, чем Евросоюзе, в Америке и Канаде»
Ильшат Фазрахманов поясняет, почему так важно в сельском хозяйстве развивать перерабатывающую отрасль.
- Наша территория сегодня дает 92-98 млрд рублей выручки от реализации сельхозсырья, - говорит он. – Но даже если мы будем получать очень хороший урожай, то наша выручка не превысит 145 млрд рублей. Эту планку мы не перепрыгнем — территория и климат не позволят. Поэтому важно это сырье переработать и получить продукт с высокой добавленной стоимостью. А добавленная стоимость — это, естественно, и налоги, которые, как правило, идут в местный бюджет.
Ильшат Ильдусович утверждает, что «продовольственная безопасность Башкирии обеспечивается даже несмотря неблагоприятные погодные условия».
- Мы производим продуктов больше, чем сами потребляем, - сказал он. - По большей части производим все виды продукции. У нас выпускается недостаточно сыров, но в ноябре и феврале запустятся два сыроваренных завода. У нас нехватка муки, потому что традиционно в Башкирии муку не производили, а закупали у других регионов, но сейчас производство развивается. По всем направлениям, где продукции недостаточно для регионального рынка, есть инвестпроекты, они будут запущены до конца года. Внутренние потребности мы закроем и обеспечим продовольственную независимость.
Г-н Фазрахманов даже считает, по некоторым видам продукции в Башкирии, наоборот, переизбыток.
- Например, сырого молока производится около 1 млн тонн при внутренней потребности в 600 тысяч тонн, - поясняет г-н Фазрахманов. - Говядины производится в полтора раза больше, чем нужно республике, а сахара — почти в семь раз больше. Зерновых культур собрано 3,2 млн тонн при внутренней потребности в два млн тонн. Мы ожидаем более 2,5 млн тонн сахарной свеклы, из которой произведем 300 тысяч тонн сахара. Масличных культур ожидали 600 тысяч тонн, но по факту собрали уже 650 тысяч тонн, и, возможно, будет даже 700 тысяч тонн.
Чиновник признается, что урожая могло бы быть еще больше, если бы не помешала погода.
- По оценкам экспертов в июне, сельхозпредприятия могли собрать пять млн тонн зерна, но из-за затяжных летних ливней получилось в полтора раза меньше, - говорит глава башкирского минсельхоза. - Как правило, наши аграрии используют высокие технологии, поэтому они добиваются результатов, какие возможны только в южных регионах. А по каким-то направлениям мы работаем даже лучше, чем в Евросоюзе, в Америке и Канаде. Как правило, нас ограничивает дефицит влаги — в этом году ее достаточно, поэтому и урожай хороший.
«Метеопрогнозы не оправдываются, и им уже не верят»
Из-за непредсказуемого климата предприятиям приходится балансировать по количеству площадей, занятых влаголюбивыми и засухоустойчивыми культурами.
- Если год в целом благоприятный, то хорошо растет все и удается собрать хороший урожай, - говорит Ильшат Фазрахманов. - И тем не менее даже в этом неблагоприятном для зерновых году произведено на 1 млн тонн зерна больше. Сейчас мы должны этот миллион продать по хорошей цене, которая для зерновых пока не очень комфортна. А еще у нас хранился переходящий с прошлого года запас в один млн тонн, поэтому мы сегодня активно его продаем. Самое главное — зерном обеспечено животноводство, заготовлены семена на следующий год, остальное идет для промышленности, на фураж и все остальное.
Из-за большого урожая сахарной свеклы заводам придется перерабатывать ее до апреля.
- Очень важно, чтобы заводы не останавливались и успели переработать сырье до теплых весенних дней, - пояснил и. о. вице-премьера РБ. - Со сбытом проблем нет — крупные партии сахара Башкирия поставляет за рубеж, в первую очередь, в Узбекистан. И будущий сахар уже законтрактован. До недавнего времени мы не производили свою муку, потому что местное зерно было четвертого-пятого класса, редко когда второго-третьего. Но наши аграрии научились производить очень качественное зерно, которое идет на муку — и сейчас она у нас есть. Мы пока не закрываем потребности полностью, потому что нас подавляют другие регионы, традиционно занимавшиеся мукой.
Сравнительно новая культура для Башкирии — соя. В этом году ожидаемый урожай составит 35-37 тысяч тонн.
- Мы эту культуру называем мечтой агронома — на следующий год после посева сои урожайность зерновых увеличивается в полтора раза, - уверен Ильшат Ильдусович. - Соя повышает плодородие почвы и при этом она всегда была востребована у покупателей. Соя нужна для животноводов — это самый быстрый белок, поэтому нужно довести ее посевные площади до 100 000 гектаров. Эта задача достаточно сложная, но решить ее надо.
Государство не диктует аграриям, что они должны делать, но при этом министерство выстраивает стратегию развития отрасли и объясняет производителям, какие направления будут перспективны.
- Сегодня модель, при которой частный бизнес, семейный бизнес владеет землей и распоряжается ею, доказала свою эффективность, - считает чиновник. - Государство, конечно, должно владеть пакетами в уставном капитале стратегических сельхозпредприятий, но это не должно быть массовым явлением.
По словам г-на Фазрахманова, несмотря на выдавшийся тяжелый год ни один из аграриев не пожаловался на сложности.
- Каждый год тяжело, мы не знаем, что будет завтра, - признался он. - Нам обещали в этом году засушливое лето, а недавно сообщили, что будет снежная зима. Прогнозы не оправдываются, и им уже не верят. Сегодня на уровне минсельхоза страны мы обсуждаем идею поставить собственные метеостанции у аграриев.