— Телефонные мошенничества — это общероссийская проблема, связанная с низким уровнем правовой грамотности наших граждан и нежеланием учиться, - считает Валерий Османович. - Предотвращать такие преступления невозможно, потому что, как правило, мы узнаем о них уже после совершения. И правоохранители не всегда могут помочь, потому что граждане берут кредиты и переводят деньги по собственному желанию, добровольно.
По словам г-на Аббасова, жертвы мошенников заблуждаются, думая, что им хотят помочь.
- Обманываются доверчивые жители республики, обычные и очень известные, занимающие высокие посты, - констатирует он. - Жертвами преступников становятся и люди с большим жизненным опытом, которые, казалось бы, должны были распознать обман. Потому что психология наших граждан устроена так, что они доверяют людям. Попробуйте обмануть мошенника - у вас это не получится.
Валерий Аббасов полагает, что проблема в отсутствии правового просвещения населения.
- Для защиты граждан уже приняты определенные меры, например, банки сейчас несут больше ответственности за переводы средств, - перечисляет он. - Но несмотря на это мошенники находят лазейки. Люди сами по телефону сообщают аферистам конфиденциальные данные, помогая совершить преступление. Они даже собственными ногами идут в банк, оформляют кредит и перечисляют деньги на счета обманщиков. Хотя право на правовое просвещение граждан закреплено в Конституции страны. Государство обязано обеспечить его реализацию.
Правозащитник напоминает, что летом этого года в Курултае РБ состоялись парламентские слушания, по итогам которых практически каждой структуре власти были даны рекомендации по правовому просвещению и обучению. Выполнение этих рекомендаций, по мнению члена СПЧ, поможет защитить граждан.
- В 2011 году были утверждены основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые предусматривают, что федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления создают условия для развития правовой грамотности граждан, - говорит он. - Эти задачи решает профессиональное юридическое сообщество, правозащитники, общественные организации, создаются образовательные проекты. Но мер, которые предпринимаются, недостаточно.
Валерий Аббасов напомнил, что кроме кибермошенников, обманывающих людей по телефону, есть аферы, которые используют финансовые и страховые организации, в том числе и в Башкирии.
- Возьмем кредитные договоры, которые написаны так, что в них невозможно разобраться, - переживает он. - Такие соглашения заключают и страховые компании. Если человек неподготовленный, он просто подмахнет этот документ не задумываясь. Поэтому я предложил внести изменения в Гражданский кодекс РФ, чтобы наряду с договором клиенту выдавали приложения с его существенными условиями. Тогда человек мог бы, прочитав один лист, понять суть большого документа.
Валерий Османович приводит пример: на новый автомобиль якобы предоставляется гарантия. Однако покупатель не подозревает, что гарантия будет распространяться не на все части и детали машины.
- Дело в том, что гражданин, заключая договор на оказания каких-то услуг, не вполне четко понимает, что написано в этом договоре, что именно он получит, - объясняет он. - Он рассуждает примерно так: я плачу деньги и получаю машину, в месяц я буду платить сколько-то и в течение определенного срока погашу кредит. Это достаточная информация для того, чтобы принять решение. Но о том, какие скрытые платежи предусмотрены в договоре, он даже не подозревает. То же самое касается и медицины — договоры с частными клиниками не всегда понятны.
Правовая неграмотность, по мнению адвоката, — проблема не только самих обманутых граждан и правоохранительных органов, но и государства.
- И ни одна из сторон самостоятельно с мошенниками не справится, - полагает он. - Этим должны совместно заниматься государственные органы, общественные организации и граждане. Если мы этого не сделаем, то усилия отдельных заинтересованных сторон будут бесполезными. Мы все равно будем проигрывать мошенникам. Когда-то у нас были общественные пункты охраны порядка, там дежурили полицейские, действовали народные дружины. Они следили за общественным порядком и в то же время занимались правовым просвещением. Я бы порекомендовал возродить эту практику.