Что нужно делать, если ничего не известно о судьбе ваших близких на СВО, куда обратиться, чтобы написать заявление о бойце, пропавшем без вести, и почему нельзя верить сообщениям о гибели родственника на фронте, рассказал член совета по правам человека при главе республики Олег Галин.
- Если человека в части не видят более трех дней, командир назначает служебное расследование, опрашивает сослуживцев, свидетелей, выясняет, кто видел бойца в последний раз, - объясняет Олег Сергеевич. - Проверяется журнал боевых заданий, уточняется, ушел ли человек на задание. Выносится приказ о признании человека без вести отсутствующим, извещение направляется в военный комиссариат. Военный комиссариат уведомляет семью.
Однако, сетует г-н Галин, бывает, что командиры частей такие приказы не выносят и извещения о без вести отсутствующих в военкоматы не отправляют.
— Это происходит по разным причинам: боевая обстановка, не вовремя собраны данные, человеческий фактор и так далее, - говорит он. - Тем не менее семье сообщают сослуживцы, которые видели, как военнослужащий ушел на боевое задание, видели, как рядом с ним взорвалась мина или что-то еще. Этим словам верить не нужно, потому что сослуживцы могут ошибаться. Может поступить ложная информация от якобы сослуживцев - мы знаем, что украинская разведка не дремлет и применяет различные схемы, чтобы внести смуту.
Правозащитник отмечает, что родственников военнослужащих могут обмануть, чтобы вытянуть из них деньги. Людям рассказывают, что боец попал в плен и для его вызволения нужно заплатить.
- Женщина начинает занимать денежные средства, отправлять на указанные счета, - рассказывает он. – Но, перечисляя деньги врагам, она нарушает действующее законодательство, оказывая помощь террористической организации, и подпадает под уголовную ответственность.
Верить не стоит, даже если присылают фотографию мужа или сына — подделать снимки позволяют современные технологии.
- Есть установленный законом порядок, - поясняет г-н Галин. - Я всегда советую, получив какую-то информацию от сослуживцев, от кого угодно или просто потеряв связь с бойцом, обращаться в военно-следственный отдел следственного комитета РФ, который находится в Уфе на улице Карла Маркса, 63/1. Близким родственникам нужно написать заявление о розыске бойца. Это может сделать мать, отец, ребенок, супруга или кто-то из родных. Там же сдается анализ на ДНК, заполняется опознавательная карта.
Далее запускается работа следствия. Данные направляют в базу ростовского морга и госпиталей.
- И командир части, который, возможно, по халатности не отправляет извещение, получив материалы следственной проверки, вынужден выполнить свои обязанности, - уверен Олег Галин. - Для чего родным нужно извещение? По закону без вести пропавшим официально признать человека может только суд. Сейчас по упрощенной схеме есть право через полгода обратиться в суд о признании человека пропавшим. Подтверждением истечения этого полугодового срока служит извещение.
Член совета по правам человека при главе РБ объясняет, что этот статус дает семье право получить страховые федеральные выплаты в связи с гибелью военнослужащего.