Сегодня как минимум 54 километра береговой линии в Краснодарском крае и 15 километров в Крыму загрязнены нефтешламом. Уникальные песчаные пляжи Анапы оказались под слоем нефтепродуктов. Сложно подсчитать и экономический ущерб от чрезвычайной ситуации — туристический сезон находится под угрозой. В следкоме назвали происходящее «экологической катастрофой». Капитанов танкеров арестовали, а хозяев судов обязали возместить ущерб.
Точные данные о количестве испачканных мазутом пернатых, дельфинов и даже местных собак пока не называют. Но очевидно, что счет идет на тысячи. По данным оперативного штаба Краснодарского края, в Анапе и Темрюкском районе обнаружили почти 5,8 тысячи птиц, в основном это чомги. Птиц спасают и в Крыму. Окончательные цифры появятся в ближайшее время. Всего от разлива нефти могут пострадать около 50 краснокнижных видов. Эксперты утверждают, что катастрофа повлияет на популяцию рыб и отразится на вылове. Нефтепродукты будут постепенно распадаться, часть из них будет потребляться бактериями, часть — попадать в пищевые цепочки, отравляя живые организмы. Также мазут уже проник в почву, что делает ее непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры.
Жительница башкирского Бирска Регина Ризаева оказалась одной из тех, кто не остался в стороне и приехала на побережье.
- Списалась с волонтерами и через пару дней я уже была в Анапе, - рассказывает она. - Перед моим взором предстали песчаные пляжи, усыпанные мелкими мазутными сгустками и фракциями. Волонтеры лопатами старались собрать поверхностный слой в мешки, а трактора и грузовики вывозили песок с мазутом на перевалочные пункты.
По словам активистки, пострадавших птиц, испачканных в мазуте, «очень много». Пернатых отлавливают круглые сутки. Для того, чтобы очищать птиц, местные жители и волонтеры обустроили специальные мойки. При этом просто отмыть птиц недостаточно. За ними необходимо постоянное наблюдение ближайшие несколько месяцев.
Дело в том, что с мазутом у пернатых смывается жизненно необходимый жировой слой. Отмытая птица должна пройти длительную реабилитацию, и выпуск порой может быть намечен на весну, а то и на лето.
- Сейчас здесь строят реабилитационный центр для спасенных птичек «Чомга», - продолжает Регина. - Общая деятельность глобально не координируется, носит стихийный и самоорганизационный характер. Работают различные группы волонтеров, жителей и МЧС. Все пробуют как-то выстроить взаимодействие между собой, но пока не до конца получается.
Жительница Башкирии отмечает, что работа здесь «строится на энтузиазме, кипит слаженно и функционирует как единый механизм». Волонтерам предоставляют жилье, их кормят и обеспечивают средствами индивидуальной защиты.
- Питание по большей части хорошее и в избытке: готовят как вегетарианские блюда, правда, не везде, так и с мясом, много фруктов, - рассказывает Регина Ризаева. - Жилье есть как бесплатное, так и платное. Кто-то предоставил свои отели, дома безвозмездно, включился в помощь, кто-то зарабатывает на этом деньги. Некоторые просто все закрыли и уехали.
В Крыму вызвалась помогать пострадавшим птицам еще одна уроженка Башкирии Ольга Алиева. Мать троих детей и художник помогает чистить их от нефтепродуктов и отвозит на своем автомобиле в центры реабилитации.
Как признается Регина, «горе объединило и сплотило людей».
- Но их помощь безгранична, а она необходима и дальше. Катастрофа глобальная, и нужны люди, особенно мужчины, - сетует волонтер. - Желающих много, но время идет, их ряды тают, а работа прибавляется.