- В Уфе постоянно предлагают те или иные проекты для решения проблемы, но ничего не меняется, - говорит Ильдус Гирзинович. - Какая-то странная у нас создалась ситуация: вроде бы что-то делается, кто-то что-то говорит, продвигает какие-то проекты, но все они тонут в бюрократии.
Городские власти, продолжает он, рассчитывают на то, что жители пересядут на общественный транспорт. Однако этого не происходит.
- Объяснение простое: для этого нужно сделать общественный транспорт удобным, - констатирует эксперт. - Он должен регулярно ходить, чтобы люди знали, что они выйдут в определенное время на остановку и смогут комфортно уехать. Поэтому если республика сделает общественный транспорт удобным для пассажиров с удобным меню, это действительно станет возможным.
Ильдус Тухватуллин, в частности, предлагает сдвинуть выделенную для общественного транспорта полосу на вторую.
- Если автобус едет по первой полосе и какой-то личный транспорт поворачивает направо, то автобус тормозит, включает пониженную передачу, - рассказывает он. - В результате повышается расход бензина. А так он едет по второй полосе, спокойненько подъезжает на остановку, потом обратно выезжает на вторую выделенную полосу и едет по ней. Я уверяю вас, это будет намного удобнее.
По мнению г-на Тухватуллина, таким образом можно было бы запустить в Уфе метробусы – большие автобусы, которые двигаются с высокой скоростью.
- Что касается транспорта, я считаю, что нужны именно автобусы большой вместимости, - объясняет он. - Помните, раньше были «Икарусы»-гармошки? Вот именно такие нужно запустить по проспекту. А на второстепенных улицах - Зорге, Блюхера, Комсомольской, – автобусы малой вместимости.
Эксперт добавляет, что проспект Октября остается основной транспортной артерией. Многие пассажиры поднимаются до него с параллельных улиц.
- Если мы запустим на Маркса, Кольцевой, Зорге, Блюхера и Комсомольской автобусы малой вместимости, то они будут рентабельны, - уверен Ильдус Гирзинович. - Сейчас люди поднимаются на проспект с Комсомольской, потому что там они не могут сесть в общественный транспорт. Там приходит один-два маршрута с периодичностью в 30 минут. Кто будет стоять и ждать, когда проще подняться на проспект, уехать откуда можно со стопроцентной гарантией?
Эксперт полагает, что также можно запустить пассажирские автобусы по проспекту Салавата Юлаева.
- В Уфу ежедневно на работу приезжает много людей, который живут в пригороде, - рассказывает он. — Значит, нужны перехватывающие парковки, где они могли бы оставлять свои машины и пересаживаться на общественный транспорт, чтобы добраться до работы. Но таких парковок не делают – наверное, из-за отсутствие политической воли.
Ильдус Тухватуллин уверяет, что городу нужны и новые остановки. По оценкам эксперта, их необходимо еще не менее 250.
- Я бы даже отдавал эти остановочные павильоны в аренду бизнесу под мини-кофейни, или киоски печати, где должны продаваться в том числе и проездные на транспорт, - поясняет он. - Постройку остановок, необходимо поручить кампаниям с опытом работы и по единому стандарту. Мы получим, во-первых, защиту от вандалов. Во-вторых, на этом город может немножко зарабатывать. В этих павильонах можно устанавливать монитор, а за 50 метров до остановки – видеокамеру. Тогда пассажирам, которые в мороз зашли в остановочный павильон, будет видно, как приближается автобус.
По его словам, постепенно сформируется культура. Пассажиры будут покупать горячий кофе в павильонах. Всем будет удобно.
- В моем проекте есть еще одно революционное решение проблемы пробок: нужно сдвигать график начала работ по разным организациям, - комментирует он. - Допустим, студенты вузов могли бы начинать учиться в десять часов, а не в девять. Пробки начинаются в восемь утра и далее нарастают. Самое плотное движение утром – с 08:50 до 9:10, а вечером – с шести до восьми.
По его наблюдениям, наибольшие заторы возникают в старой части Уфы и в микрорайоне Зеленая Роща, а также на проспекте Октября на узловых перекрестках – с улицей Галле, у ТЦ «Мир» и на остановке «Спортивная».
- Но, если мы разнесем график работ у служащих, у чиновников, у бюджетников, у студентов, у школьников, мы снимем эти пиковые нагрузки на дорожную сеть, - полагает он. - Пробка – это когда на отрезке из пункта А в пункт Б за короткий промежуток времени пытается проехать большое количество автомобилей. А нужно просто это ровным слоем размазать, и пробка исчезнет сама по себе.
Сейчас, добавляет он, из-за пробок происходят и потери производительности: человек не успел на работу, понервничал из-за опоздания, из-за чего получил замечание от начальника. Потери возникают и в топливе, которое зря сжигается в заторах.
- Для нефтяников лишний расход топлива — это хорошо. А для всех остальных – нет, - заявляет он. - Затор в пробке означает рост расхода бензина, дополнительную амортизацию транспорта, помехи в рабочем графике людей, которые застряли на дороге, стрессовые ситуации увеличение числа аварий. Стоим в пробках, не выполняем какие-то задачи. В случае если речь идет о перевозке товаров по дороге, эти потери, так же как и затраты на топливо, компенсируются предпринимателями при помощи удорожания их товара. И так жизнь непростая, а тут еще у людей, стоящих в пробке, дополнительный негатив. Если же мы разнесем график начала и окончания работы, это кардинально все изменит.
Г-н Тухватуллин приводит в пример Магнитогорск, где на градообразующем предприятии - металлургическом комбинате - пошли именно на такие меры. Аналитик призывает использовать мировой опыт, создавать условия, при которых люди захотят пересесть в общественный транспорт из собственных автомобилей.
- Когда я подготовил свой проект и отправил в приемную руководителя республики, его спустили в министерство транспорта, - сетует он. - Министерство транспорта ответило: это не наша тема - и передали в город. Я туда пишу, звоню... Но никому это не нужно. И проблема не решается, несмотря на заверения властей. Это мое личное мнение. Я не знаю, почему власти этим не занимаются.
Вера БЕЛОВА.
Между тем
В мэрии Уфы делают ставку на экологический и дешевый трамвай
Власти обещают, что после модернизации трамвайных путей сначала в южной, а потом в северной части столицы Башкирии станет меньше пробок, а пассажиры пересядут на рельсовый транспорт. В Уфе намерены обновить 8,1 километра трамвайных путей в центре Уфы от улицы Пушкина до Госцирка. Завершить все переустройство планируется в 2027 году.
Рельсы будут совмещены с проезжей частью, а верхняя часть путей будет закрыта бетонными плитами. В мэрии Уфы считают, что трамвай – хороший, экологичный вид общественного транспорта с большой вместимостью, который в Уфе долгое время недооценивали. И надеются, что большая часть пассажиров пересядет в трамваи.
- На долгосрочную перспективу все-таки необходимо развивать экологичные виды транспорта с высокой пропускной способностью, - сообщил заместитель директора управления инфраструктуры транспорта уфимской мэрии Александр Рябов. - Это экономически выгодно для населения и города. Трамвай более доступный и его пропускная способность очень высокая. Кроме того, электричество обходится дешевле. Один киловатт/час гораздо дешевле, чем дизельное топливо. Чем больше будет перевозок электротранспортом, тем больше удастся сэкономить.
Сегодня в южной части Уфы уже ходят большие сочлененные вагоны, которые вмещают до 190 пассажиров.
- Новый электротранспорт гораздо удобнее для передвижения, - поясняет г-н Рябов. - Если мы модернизируем пути и приобретем новые трамваи, длительность поездки сократится — это станет одной из причин привлечения пассажиров.